Урок по литературному чтению ИА Бунин Листопад для 4 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Николаевская ООШ» филиал

Белянская основная общеобразовательная школа

УРОК

Литературное чтение 4 класс (авт. Л. А. Ефросинина)

Тема. И.А. Бунин «Листопад».

Программа УМК «Начальная школа XXI века»

под редакцией Н.Ф. Виноградовой

Выполнила учитель начальных классов

Королёва Татьяна Александровна

Цель: создать условия для глубокого целостного восприятия и осмысления поэтического текста.

Задачи:

Познакомить учащихся с произведением И.А. Бунина «Листопад».

Совершенствовать умения анализировать изучаемое произведение.

Продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения.

Развивать образное мышление, речь, воображение.

Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.

Воспитывать любовь к поэзии русских поэтов и красоте родной природы.

Создавать условия для формирования коммуникативных навыков (общение друг с другом в парах, высказывать своё мнение, отстаивать и обосновывать в конкретной форме)

Тип урока: урок чтения лирического пейзажного стихотворения.

Вид работы: стилистический анализ стихотворения, словесное рисование.

Основной приём: беседа.

Формы работы. Фронтальная, парная, индивидуальная, самостоятельная.

Место урока в учебном плане. Первый урок в разделе «Произведения И.А.Бунина. Листопад».

Прогнозируемые результаты.

— на уроке будет создана благоприятная обстановка;

— в ходе урока дети правильно сделают анализ стихотворения, сделают вывод о том,

как важно видеть художественные картины, созданные автором, выражать свои

чувства по отношению к прочитанному;

— использование на уроке ИКТ позволит активизировать восприятие обучающихся за

счёт использования зрительных демонстраций.

Оборудование.

Для учителя:

Учебник «Литературное чтение» для 4 класса (авт. Л.А. Ефросинина).

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.

Пьеса П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь».

Компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации. Слайдовая презентация по теме «И.Бунин. Листопад.»

Для обучающихся:

Учебник «Литературное чтение» для 4 класса (авт. Л.А. Ефросинина).

Рабочая тетрадь «Литературное чтение. 4 класс. №2» (авт. Л.А. Ефросинина)

Кленовые листочки из картона.

Рисунки детей с осенним пейзажем.

I. Организационный момент.

Задача: настроить уч-ся на рабочий лад, организовать их активную деятельность.

Долгожданный дан звонок,Начинается урок.Сядем прямо, не согнемся,За работу мы возьмемся. Придумано кем-то просто и мудро. При встрече здороваться «Доброе утро». И каждый становится добрым, доверчивым, И доброе утро длится до вечера.

— Мне хочется, чтобы доброе настроение не покидало вас на уроке и до самого вечера.- Мы начинаем урок литературного чтения.

II. Сообщение темы и целей урока.

Задача: определить содержание урока, объект деятельности.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством И.А.Бунина и его замечательным стихотворением «Листопад».

— А также ответим на главный вопрос – для чего И.Бунин написал это стихотворение?

1. Выступление заранее подготовленных детей.

1-й ученик: Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже. Отец Бунина жил широко, беззаботно, и разорившись, семья Буниных переехала в имение Орловской губернии неподалёку от города Елец. Бунин детство провёл в этом месте, среди природной красоты полей. Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Первые стихи Бунина написаны в семилетнем возрасте.

2-й ученик: В 10 лет его зачислили в Елецкую мужскую гимназию. Однако он не закончил её, вернувшись домой, потому что за обучение платить было нечем. Дальнейшее образование в биографии Ивана Бунина было получено благодаря старшему брату Юлию. Первое стихотворение было напечатано, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.

2. Слово учителя об И.А.Бунине. Литературная судьба складывалась удачно. Он много писал, и его произведения сразу же получили известность. В 1933 году он первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии.

В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже.

В Ельце в 1988 г. открыт дом-музей нашего знаменитого земляка И.А.Бунина.

— Что вы узнали о Иване Алексеевиче?

Вывод: стихи и рассказы писатель посвятил России -её природе и людям.

III. Подготовка к первичному восприятию.

Задача: подготовить к эмоциональному восприятию стихотворения.

— Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством И.Бунина. Начать знакомство я предлагаю с прослушивания пьесы П.И.Чайковского из цикла «Времена года».

— Что вы услышали в музыке?

-Что почувствовали?

-Что представили себе, пока слушали музыку?

Эта пьеса называется «Октябрь».

— Сегодня мы будем говорить об осени, о тех явлениях природы, что связаны с ее приходом. Будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэтам рассказать, как красива природа.

IV. Работа над первичным восприятием стихотворения «Листопад».

Задача: создать условия для полноценного (эмоционального) восприятия текста.

1. Отрывок из стихотворения «Листопад» читает учитель (аудиозапись)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылек

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом;

Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной.

V. Проверка первичного восприятия стихотворения.

Задача: выявить эмоциональный отклик на прочитанное, проверить понимание общего содержания.

1. Беседа по выявлению первичного восприятия стихотворения. Исследовательская деятельность.

-Понравилось ли вам это стихотворение?

— Какое время года описывает поэт? Докажите.- О каком явлении природы идет речь?

-Кто главный герой этого стихотворения?

— Что это за слово – листопад? Докажите.

— Давайте посмотрим, какое толкование этого слова дается в словаре Ожегова.

-С каким чувством поэт описывает лес?

2. Составление модели обложки.

— Ребята, о чем рассказывает нам модель обложки?

-Назовите жанр, тему этого произведения.

— Почему выбрали именно этот цвет? (зеленый)

— Оцените себя, как вы справились с заданием

VI. Постановка учебно-практической задачи.

Задача: сформулировать задачу работы на уроке, определить вид работы и ее направление.

Задача: проанализировать текст стихотворения, научиться читать выразительно.

-Вы прослушали стихотворение «Листопад», и как вы думаете, какую работу можно провести по его содержанию?

VII. Вторичное чтение.

Задача: отобрать необходимый материал для работы, найти новые непонятные слова.

Задача: определить правильность и понимания произведения и поставленной задачи.

-Я предлагаю вам прочитать стихотворение самостоятельно, найти в тексте непонятные слова.

1. Чтение учащихся стихотворения про себя.

— Какие чувства вызвало у вас стихотворение?

— Какой вы увидели Бунинскую осень?

— Чем восхищается автор?

2. Словарно-лексическая работа.

— Объясните значение слова завороженный.

— Подберите синонимы к словам:Лиловый —

Золотой –

Багряный —Лазурь –

— Оцените свою работу.

— Молодцы! Вы все справились с заданием.

VIII. Чтение стихотворения с анализом.

Задача: прочитать текст стихотворения и найти художественные средства.

— Давайте вспомним, какие художественные средства используют поэты в своих стихотворениях.

1. Чтение по частям. Анализ каждой части. Работа над литературными терминами.

1 часть (чтение первых 4 строк).

-Прочитайте первые 4 строки стихотворения.

— Давайте найдем в этой части художественные средства, которые автор использовал в тексте для того, чтобы мы увидели эти восхитительные картины?

— Какие краски использует поэт, при описании осеннего леса?

— С чем сравнивает поэт лес?Найдите и зачитайте этот отрывок.

-Что такое терем?

2 часть до слов «И осень тихою вдовой, вступает в пёстрый терем свой» (10 строк)

-С помощью каких слов и выражений автор рисует берёзы? Зачитайте.

-Что говорит о елочках?

-Какие еще деревья автор увидел в осеннем лесу?

-Почему образуются просветы? С чем автор сравнивает эти просветы?

-Почему Бунин говорит «оконца», а не окна?

-Удалось ли автору показать сходство осеннего леса с расписным теремом?

-Кто хозяйка терема?

Докажите словами текста.

-Какая Осень, веселая или грустная? Почему?

-Кто такая вдова?

Почему говорится «тихой вдовой»?

-Какой прием использует автор, называя Осень — вдовой?

-Докажите, что использован прием олицетворения.

3 часть до слов «Стоит над солнечной поляной, завороженный тишиной».

— Опишите своими словами картины, которые вы увидите, и соотнесите их с текстом.

Учащиеся

-Автор рисует паутинку, похожую на серебряную сеть.

Докажите.

— А когда бывает много паутины?

— А я увидел мотылька, похожего на белый лепесток.

— Это последний мотылек, — уже нет насекомых. Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине:

— День солнечный, яркий:

«Сегодня так тепло кругом»…

 А теперь прочитайте последнее четверостишие: какие звуки услышал автор в осеннем лесу?

Он услышал «мертвую» тишину: «…такое мертвое молчанье»…

А почему о тишине автор говорит, что она — «мертвая»?

— Давайте и мы послушаем листиков шуршанье.

«Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье».

-Прочитайте последние строчки.

Какие чувства пробуждает в вашей душе это стихотворение?

Вывод: Бунин заканчивал свое стихотворение теми же словами, с которых начал. Он как будто осмотрел всю поляну и снова увидел те же деревья, которые поразили его воображение в самом начале.

IX. Физкультминутка.

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет,

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клён.

Ветер тихо клён качает

И листочки обрывает.

Листья жёлтые летят, в нашем классе листопад.

X. Подготовка к выразительному чтению.

-На что надо обращать внимание при подготовке выразительного чтения?

— Как вы думаете, как будем читать это стихотворение – радостно или грустно?

-Логические ударения поставьте самостоятельно.

XI. Выразительное чтение стихотворения.

— Прочитайте выразительно стихотворение вслух.

— Оцените свою работу.

XII. Итог урока. Осмысление авторской идеи.

Задача: определение главной мысли стихотворения, организовать деятельность по анализу выполненной на уроке работы.

— А теперь скажите, о чем это стихотворение?

— Кто написал это стихотворение?

— Что вдохновило Бунина написать это стихотворение?

-А как вы думаете, для чего Бунин написал его?

-Что можете сказать о поэте, как о человеке?

-Удалось ли нам проникнуть в душу поэта, понять его чувства?

Вывод: Да, написать такое произведение может человек, который глубоко любит свою Родину, умеет чувствовать красоту и быть в гармонии с ней).

XIII. Домашнее задание.

1. Выучить понравившийся отрывок наизусть.

2. Творческая работа «Проба пера» р.т. стр.38 задание 5

XIV. Рефлексия.

— Оцените свою работу на уроке:

-У вас на парте лежит по два осенних листочка – красный и зеленый.

Поднимите красный листик, если на уроке вам все было понятно, и работа была интересной. И зеленый, если не все понятно, и вы испытывали затруднения.

— Вспомните самые интересные фрагменты урока и ваши ощущения.

— Что тебе понравилось в себе на этом уроке?

— Мне тоже очень понравилась ваша работа на уроке. Спасибо за урок!

PAGE

PAGE 3