Урок по литературному чтению ВБианки Мышонок Пик

1. Организационный момент

2.Жужжащее чтение

3.Разгадывание кроссвордов

1.Не барашек и не кот, носит шубу круглый год

Шуба серая- для лета, для зимы- другого цвета. (заяц)

2.Маленький рост, длинный хвост.

Серая шубка, острые зубки. (мышь)

3.Кто к нам вылез из болота?Пучеглазый,большеротый.

Не мяучит,не рычит,у воды сидит,молчит.

А начнётся дождь едва,скажет радостно: «Ква-ква!» (лягушка)

4.Пришла из леса птичница в рыжей шубке-

Кур посчитать. (лиса)

5.Сердитый недотрога живёт в глуши лесной,

Иголок очень много,а нитки -ни одной. (ёж)

6.Две антены на макушке,а сама сидит в избушке,

На себе её везёт,очень медленно ползёт. (улитка)

7.Кричит «Крак»,червякам враг. (ворона)

8.С хозяином дружит, дом сторожит.

Живет под крылечком, а хвост колечком (собака)

9.Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу. (белка)

4. Введение в тему.

-Что означает словосочетание «Люби живое»?

( Береги все живое- растения, животных. Так называется раздел в учебнике, который мы сейчас изучаем.)

— Что хотели сказать авторы произведений, помещенных в этом разделе?

( Они хотят, чтобы мы бережно относились к природе, охраняли, берегли ее)

-Какие произведения о природе вы читали?

-Вспомните авторов, которые писали о природе

( К.Паустовский, М.Пришвин, Н.Сладков, Е.Чарушин,В.Бианки)

— Сегодня познакомимся с творчеством В.В.Бианки. (портрет на доске)

5. Сообщение о писателе

— Послушаем сообщение о писателе ( презентация)

6. Выставка книг В.Бианки

— Какие из них вы читали?

7. Инсценирование отрывка из произведения В.Бианки «Синичкин календарь»

— Ребята инсценировали отрывок из сказки «Синичкин календарь» про февраль .Выбрали этот месяц не случайно: сейчас как раз идет февраль.Посмотрите внимательно и назовите приметы февраля.

8. Сообщение темы урока

-Сегодня подробно остановимся на произведении В.Бианки о мышонке. Прочитайте его название.

— Что вы знаете про мышей? ( домашние, полевые, лесные)

9. Работа над скороговоркой

Подготовила скороговорку про мышей: -на доске (читает ребенок)

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей,

Две мыши поплоше

Несли по два гроша.

— Словарная работа: поплоше- послабее (объясняет учитель)

грош — … ( работа по группам с толковыми словарями)

— Прочитайте скороговорку медленно.

— Прочитайте тихо.

— Прочитайте громко.

-Прочитайте скороговоркой.

10. Просмотр отрывка из мультфильма «Мышонок Пик»

— Посмотрим отрывок из мультфильма «Мышонок Пик», а затем ответим на вопрос: О чем, по вашему мнению, это произведение?

11. Чтение 1 части (начинает учитель, а продолжают двое хорошо читающих детей)

Словарная работа (на доске запись):порскнуть – броситься врассыпную, в разные стороны

извести – уничтожить, убить

12. После чтения тест на усвоение содержания 1 части(по группам):

1)Ребята пускали по реке лодочки.

2)Мышонок был один и жил под камнем.

3)Мышонок был серого цвета.

4)Это был дикий мышонок.

5)Мальчик ранил его, когда доставал.

6)Ребята решили убить мышонка.

Проверка: — — — + + — (на доске)

-Каким был мальчик?

— Почему он хотел убить мышонка?

— Как поступили бы вы?

13. Физминутка:

От зеленого причала оттолкнулся теплоход.

Он назад поплыл сначала,

А потом поплыл вперед.

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход.

14.Чтение по ролям 1 части

15. Чтение 2 части

Словарная работа (на доске): скопа – птица

врассыпную – в разные стороны

— А что такое кораблекрушение?

— Чтение 2 части по абзацам ( 6-7 человек)

— Последние три абзаца дети читают самостоятельно.

16. Беседа после чтения:

— Каких врагов встретил мышонок, плывя на своем суденышке по реке?

— Что помогло ему избежать смерти, остаться в живых?

— Какие чувства вы испытывали, следя за опасным путешествием мышонка?

— Как вы думаете, что будет дальше?

17. Итог:

— Произведение какого автора читали?

18. Домашнее задание:

Задание по группам:

— подготовить сообщение о чайке, щуке, скопе.