Городской семинар по теме «Нестандартные формы работы на уроках литературы».
Травкина Галина Леонидовна
Учитель начальных классов СШ. № 27
Тема:Л.Ф.Воронкова «Живой фонарик»
Цели:Познакомить с произведением, раскрыть тему и его идейное содержание.
Задачи:1) Объяснить познавательную ценность произведения.
2) Развить навык осознанного чтения, мышления, речь учащихся.
3) Привить интерес к чтению, бережное отношение к животному миру.
Оборудование:Портрет, иллюстрации, карточки выхода.
Ход урока.
Психологический настрой.
Побуждение.
1) Загадка.Угадайте о чем речь?
Светится, моргает,
Ноги в путь освещает.
(фонарик)
2) Мозговой штурм. Подбор ассоциаций к слову «Фонарик».
Индивидуальная работа.
Обсуждение в группе.
Презентация (по одному слову от группы)
Какие слова вы ещё могли бы добавить?
Составление общего кластера (на доске)
Фонарик.
— Как вы думаете почему сегодня на уроке чтения я решила, спросить вас о фонарике?
— Однажды я прочитала название одного рассказа и очень сильно удивилась. Хотите знать – почему?
— Потому что этот рассказ называется «Живой фонарик», а написала этот замечательный рассказ Л.Ф. Воронкова.
(Краткая биография)
— Что необычного в этом названии?
— Может ли фонарик быть «живым»?
— Как вы думаете, о чем может идти речь в рассказе с таким названием?
(Предположения детей)
— Хотите узнать, о чем речь?
— Мы прочитаем рассказ и посмотрим, совпали ли наши предположения. Но читать мы будем необычным способом, а с остановками.
— Что значит чтение с остановками?
II.Реализация.
Чтение с остановками.
Чтение I-ч (учащимся)
— Почему Ваня оказался вечером в роще?
— Какой мы увидели рощу? Опишите.
— Какой прием художественной изобразительности использует автор для её описания?
— Назовите олицетворения, сравнения.
— Какие чувства он испытывал в этот момент? Почему?
— А что чувствовали бы вы, если бы оказались на месте Вани?
— Почему отец остановился?
— Как вы думаете, о каком фонарике говорит отец?
(Предположения детей)
Чтение II-ч (жужжащее)
II остановка
— Какие вопросы возникли у вас во время чтения этой части?
(Обсуждение в группах, презентация по одному вопросу)
— Кто может ответить на эти вопросы?
— Что увидел Ваня в траве?
— На самом ли деле этот фонарик освещал дорогу? Почему Ване казалось, что идти стало светлее?
— кому Ваня хотел показать находку? Как вы думаете, почему?
— Предположите. Что увидят мама и бабушка?
Чтение III-ч (учителем)
III остановка
— Что увидели мама и бабушка?
— Кого обнаружили среди листиков и травинок?
— Как изменилось настроение Вани?
— Какое настроение у него было, вначале? Прочитайте.
— А каким настроение стало сейчас? Почему?
(Выборочное чтение)
— Как бы повели себя в этой ситуации вы?
— Откуда взялся червячок? Как думаете?
Чтение IV-ч
VI остановка
— Кем оказался червячок?
— Почему он перестал светить? А как думаете вы?
— Кто знает, как называется этот жучок?
— Предположите, что произойдет дальше?
Чтение V-ч
V остановка
— Что произошло в комнате?
— Так кто оказался «живым фонариком»?
— Чем гордится Ваня?
2) Работа с кластером.
— Давайте вернемся к началу урока. Совпали ли ваши предположения, сделанные в начале урока?
— Какие слова вы теперь могли бы добавить а кластер?
— О чем этот рассказ? Почему он так называется?
3) Выявление знаний учащихся о светлячках.
— Ребята, а что вы знаете о светлячках?
(Высказывание детей)
4) Дополнительная информация о светлячках.
(Работа с энциклопедией, дополнительной литературой)
Показ иллюстраций.
III.Рефлексия.
Написание эссе.
Индивидуально
Обсуждение в группе, выбор одного эссе от группы.
1-я гр. «Я – светлячок»
2-я гр. «Я – Ваня»
3-я гр. «Я – папа»
4-я гр. «Я — автор»
5-я гр. «Я — читатель»
2) Авторский стул.
Презентация эссе.
3) Итог.
Заполнение карточек выхода
Д/з Чтение по ролям, найти дополнительную информацию о светлячках.
Оценивание.
- Какие выражения можно заменить произведениями?
- Что происходит ежесуточно на земле?
- Гармония окружающий мир 4 класс решебник
- Где устраивают гнезда луговые птицы?
- Кабан бабочка кошка окунь это
- Задания по математике 1 классы
- Где в рассказе филипок вступление введение?
- Из 7 палочек составьте лесенку
- Кошка и еж какая Тема текста
- Как сделать прижат живая азбука?
- Решите пример в столбик 28142 2
- Тема произведения умнее всех мамин сибиряк