Урок по математике Тема Отрезки

Технологическая карта изучения темы «Сложение и вычитание отрезков»

Тип урока

Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)

Дидактическая цель

Формировать умение выполнять сложение и вычитание отрезков. Совершенствовать умение различать целое и части; умение составлять равенства, используя связь целого и частей;

Планируемые результаты

Личностные УУД:

— Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

— Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

— Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).

— Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).

Предметные:

— Понимать смысл сложения и вычитания отрезков.

— Уметь выполнять сложение и вычитание отрезков.

— Уметь различать целое и части; составлять равенства, используя связь целого и частей.

Основные понятия

Сложение отрезков, вычитание отрезков, часть и целое

Ресурсы:

— основные

-дополнительные

— тетрадь

— индивидуальные доски, маркеры

— презентация к уроку «Сложение и вычитание отрезков»

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

— актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

— создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

— установить тематические рамки;

— уточнить тип урока;

— наметить шаги учебной деятельности.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Проговаривают девиз урока.

Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Организует проговаривание девиза урока.

Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.

Устанавливает тематические рамки.

1. Проговаривание стихотворения:

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

— Для чего нам нужно выполнять эти правила?

2. Слайд 1. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

3. — Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)

— Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ»)

4. Слайд 2. (тематические рамки)

— Мы работаем с числами 1, 2, 3 и понятиями «целое» и «часть».

Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД)

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цели:

— организовать актуализации умений различать целое и части; умений составлять равенства, используя связь целого и частей;

— организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

— организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения;

— уточнить следующий шаг учебной деятельности.

На индивидуальных досках записывают равенства.

Высказывают своё предположение.

Фиксируют индивидуальное затруднение.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

Организует актуализацию умений различать целое и части; умений составлять равенства, используя связь целого и частей.

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

Организует фиксирование индивидуального затруднения.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

1. Слайд 2.

— Составьте равенства по рисунку.

Фронтальная проверка:

2+1=3

1+2=3

3–1=2

3–2=1

— Какое число обозначает целое? (3)

— Какие числа обозначают части? (1 и 2)

2. Слайд 3.

— как называются фигуры? (отрезки)

— Чем различаются отрезки? (размером, цветом).

— Выполните сложение отрезков.

— Выполните вычитание отрезков.

3. Разные версии – возникло затруднение.

4. – Какой следующий наш шаг (шаг учебной деятельности)? («Что я не знаю?»)

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД)

Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).

III. Выявление места и причины затруднения

Цели:

— выявить место (шаг, операция) затруднения;

— зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Физкультминутка

«Морская зарядка»

Под руководством учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

— В каком месте возникло затруднение? (При сложении и вычитании отрезков).

— Почему возникло затруднение? (Не знаем, как выполнить сложение и вычитание отрезков).

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Цели:

организовать постановку цели урока;

организовать составление совместного плана действий;

— определить средства;

— уточнить следующий шаг учебной деятельности.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

С помощью учителя ставят цель урока.

Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.

Называют средства.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Организует постановку цели урока.

Организует составление совместного плана действий.

Организует определение средств.

— Какой следующий шаг учебной деятельности? («Сам найду способ»)

— Какую цель ставим? (Найти способ сложения и вычитания отрезков).

— Наметим наш план действий:

1. Сами найдём способ сложения и вычитания отрезков.

2. Сопоставим свои предположения с учебником.

3. Устраним затруднение.

4. Упражнение в новом действии.

— Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель)

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

V. Реализация построенного проекта

Цели:

— реализовать построенный проект в соответствии с планом;

— зафиксировать новое знание в речи и знаках;

— организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

— уточнить тему урока.

Под руководством учителя выполняет составленный план действий.

Высказывают свои версии решения проблемы, фиксируют на индивидуальной доске; выбирают, кто будет отвечать.

Сопоставляют свои версии решения проблемы с учебником.

Выполняют задание на индивидуальных досках.

Проговаривают тему урока.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Организует групповую работу.

Организует сопоставление версий решения проблемы с учебником.

Организует устранение затруднения.

Организует уточнение темы урока.

1. «Сами найдём способ»

А) Работа в мини группах по 4 человека (2 соседние парты). Повторить правила работы в группе.

Б) Один человек от каждой группы

даёт ответ.

2. Сопоставление версий решения проблемы с учебником.

Стр. 46 № 1, 2

3. Устранение затруднения.

Слайд 4. Построить и записать сложение и вычитание отрезков.

4. Проговорить способ сложения и вычитания отрезков. (Упражнение в следующем этапе).

— Какая тема урока сегодня? (Сначала формулируют дети) Слайд 5.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

(Коммуникативные УУД).

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Физкультминутка «Дискотека для зверят»

Выполняют задание, проговаривая новые понятия, составляют на индивидуальных досках неравенства.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Слайд 6.

— Сколько отрезков вы видите? Назовите из (МО, ОН, МН)

— Какой отрезок получится в результате сложения отрезков МО И ОН? Запишите равенство (МО + ОН = МН)

— Какой отрезок получится в результате вычитания из отрезка МН отрезка ОН? Запишите равенство (МН – ОН = МО)

Фронтальная проверка.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цели:

организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

— организовать самопроверку по эталону;

— организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Выполняют задание самостоятельно на индивидуальных досках.

Выполняют самопроверку по эталону. Фиксируют «+»,

«–».

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Организует самопроверку по эталону.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

1. Слайд 7.

а) Начертить отрезок, который получится в результате сложения данных отрезков, составить равенство.

К М М Н

б) Начертить отрезок, который получится в результате вычитания отрезка АВ из отрезка АС, составить равенство.

А В С

2. Слайды 8, 9. Эталон для самопроверки

а)

К Н

КМ + МН= КН

б)

В С

АС – АВ = ВС

3.

— У кого всё правильно?

— У кого есть ошибки?

— В каком месте ошибки?

— В чём причина?

— Исправьте ошибки.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

VIII. Включение в систему знаний и повторение

Цели:

— организовать повторение умений составлять равенства, используя связь целого и частей.

Выполняют задание под руководством учителя в тетради.

Организует повторение умений составлять равенства, используя связь целого и частей.

Составление равенств.

Выполнение заданий учебника:

Стр. 46 № 3

Стр. 47 № 4

Стр. 47 № 5

Фронтальная работа.

Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (Коммуникативные УУД)

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

— зафиксировать новое содержание урока;

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку в еженедельнике (предмет математика).

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

— Какую цель ставили? Достигли цели?

— Какая тема урока была?

— Оцените свою работу на уроке, используя схему (Слайд 10)

знаю

я запомнил

смог

— Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный (не было ошибок), жёлтый (были ошибки), красный (не смог выполнить ни одного задания).

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)