Уроки Айболита

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ СЕМИНАРЕ

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ :

« Уроки Айболита»

Учитель начальных классов Суманева Вера Васильевна

2011-2012 учебный год

Сегодня здоровье граждан, решение вопросов здравоохранения становится важнейшей общенациональной проблемой России. Эти задачи являются краеугольным камнем чётко поставленных Президентом страны вопросов федерального масштаба – национальных проектов, реализация которых немыслима без участия самых широких кругов общественности. Как сегодня уже немыслимо осуществление этих планов без деятельности Всероссийского Форума « Здоровье нации – основа процветания Росси»

Феномен здоровья можно рассматривать на телесном, психологическом, духовном и социальном уровнях. Из здоровья отдельных людей складывается духовное, нравственное и физическое здоровье поколения, нации, человеческого общества в целом, что, в конечном счете, является воплощением законов существования Земли и Вселенной. Поэтому проблема здоровья не может рассматриваться как личное дело одного человека.

В рамках систематизации работы по данному направлению определилась тема моей методической работы «Сохранение здоровья школьников через здоровьесберегающую организацию педагогического процесса».

-Здоровье – состояние полного физического, социального и духовного благополучия.

-Здоровый образ жизни — система жизненных установок, направленных на сохранение и укрепление здоровья человека; правильное полноценное питание , закаливание, занятия физкультурой и спортом, посильный умственный и физический труд, полное отсутствие вредных привычек, устойчивость нервной системы к стрессовым ситуациям, доброе отношение к окружающим людям, бережное отношение к природе, животным.

-Культура здоровья — воспитание и привитие навыков здорового образа жизни.

Здоровье населения страны – высшая национальная ценность, и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей.

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.

Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья – это прежде всего процесс социализации – воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.

Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.

В России валеологии в последние годы уделяется много внимания, как в научной литературе, так и в работе различных съездов, конференций и форумов, посвященных оздоровлению населения; в школах вводится учебный предмет «Валеология»,

Моя рабочая программа «Уроки Айболита» была построена с учётом формирования у детей потребности в здоровье и здоровом образе жизни. Программа разработана с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

активно формируемые в школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

особенности отношения обучающихся школьного возраста к своему здоровью.

Программа «Уроки Айболита» — это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи программы:

сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

сформировать представление о здоровом питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства- актуальная проблема современного образования. Предлагаемая программа «Уроки Айболита» нацелена на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и применении навыков учащихся по гигиенической культуре. Мало научить ребёнка чистить зубы утором и вечером , делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Исходя из условий воспитания детей с ЗПР в школе-интернате , учитывая контингент их семей , а также практически полного отсутствия заинтересованности со стороны родителей формирования у детей здорового образа жизни, следует, что валеологически обоснованная система образования должна быть построена с учётом базовых потребностей воспитанников. В этом случае, во-первых, создаются условия для их индивидуально-гармонического развития, во-вторых, обеспечивается общий комфорт и доминирование у учащихся позитивных настроений, наконец, в-третьих, формирует устойчивое положительное отношение к образовательной деятельности и общепринятым правилам поведения. Эта программа способствует воспитанию у детей с ЗПР культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности.

Необходимо включить в программу «Уроки Айболита» особым разделом «Разговор о правильном питании», так как правильное питание является составной частью сохранения и укрепления здоровья.

Предполагаемый результат реализации программы:

стабильность показателей физического и психического здоровья детей;

сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;

активизация интереса детей к занятиям физической культурой;

рост числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках по интересам;

высокий уровень сплочения детского коллектива;

активное участие родителей в делах класса;

способность выпускника начальной школы соблюдать правила ЗОЖ.

В заключении я хочу еще напомнить , что здоровье нужно беречь и укреплять смолоду. И тогда сбудутся слова В. Маяковского: «Лет до ста расти нам без старости. Год от года расти нашей бодрости…»

PAGE

PAGE 6