Уроки диагностики в начальной школе

Модель урока-диагностики по определению зоны актуального и ближайшего развития

Математика. 4 класс

Тема: Сложение и вычитание именованных чисел.

Дидактическая цель: создать условия для выявления у учащихся зоны актуального и ближайшего развития.

Тип учебного занятия: комбинированное.

Цели по содержанию:

Образовательная: формирование знаний о способах выполнения арифметических действий с величинами.

Развивающая: формирование умений самостоятельно выполнять вычисления с именованными числами двумя способами.

Воспитательная: воспитывать потребность в получении новых знаний.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Средства обучения: доска, карточки.

Ход

Структура

урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент

Определяет готовность учащихся к познавательной деятельности

Готовятся к самостоятельной работе на учебном занятии (ручка, дневник, линейка, тетрадный лист)

2. Целеполагание и мотивация

Акцентирует внимание учащихся на целях урока

знать два способа выполнения арифметических действий с величинами;

уметь самостоятельно выполнять вычисления двумя способами.

Слушают цели

3. Актуализация

Проводит в форме беседы

Какие величины знаете?

Какие операции умеете выполнять с величинами?

Посмотрите на неполные записи, дополните их единицами измерения, так, чтобы получились верные равенства

1…=10…

1…=100…

1…=1000…

Преобразуйте

7т 3ц 59кг = …

2т 8кг = …

8м 7дм 3 мм = …

5м 8см 4мм = …

Составьте две суммы из данных величин, но слагаемые в каждой сумме должны быть представлены либо одной единицей измерения, либо оба слагаемых должны быть представлены несколькими единицами измерения.

7т 3ц 59кг + 2008кг

8м 7дм 3м – 5052мм

Отвечают на вопросы учителя

Самостоятельно составляют суммы.

4. Изучение нового материала

Формирует знания о двух способах выполнения вычислений с величинами

а) 7359кг

+2008кг

9367кг=9т3ц67кг

(Если оба слагаемых выражены одинаковыми единицами измерения, то именованные числа складываем или вычитаем как многозначные числа).

б) 7т3ц59кг

+2т0ц8кг

9т3ц67кг

(Запись выполняется столбиком. Одинаковые единицы измерения строго друг под другом. Сложение и вычитание начинаем с меньшей единицы измерения – в данном случае с кг).

Слушают и одновременно делают записи в тетради.

5. Применение знаний в знакомой учебной ситуации

Предлагает заданий для работы

а) 8703мм

5052мм

8м7дм0см3мм

5м0дм5см2мм

б) 3576 г

+ 2233 г

3кг576г

+ 2кг233 г

Дети выполняют задания а) с объяснением у доски, б) с комментированием с места

6. Применение знаний в знакомой учебной ситуации (самостоятельная работа)

Учитель предлагает учащимся найти значение выражения двумя способами

1 вариант

а) 27065м + 39м58мм

б) 8086кг – 3т7ц51кг

2 вариант

а) 10092м + 11км877м

б) 18ц 91кг – 772кг

После выполнения работ тремя учащимися остальные учащиеся проводят черту и продолжают выполнять работу в течение 15 минут

Выполняют самостоятельную работу

7. Рефлексия

Учитель задает вопросы:

Что нового узнали на уроке?

Чему научились?

Определяют уровень своих достижений.

8. Домашнее задание

Домашнее задание предлагается дифференцированно по карточкам.

Дети получают карточки

Модель урока-диагностики определения уровня обучаемости

Математика. 3 класс

Тема: «Распределительный закон деления относительно сложения».

Дидактическая цель: создать условия для выявления у учащихся уровня восприимчивости учебного материала.

Тип учебного занятия: комбинированное.

Цели по содержанию:

Образовательная – дать понятие распределительного закона, раскрыть его смысл; сформировать умения нахождения значений выражений, пользуясь данным законом.

Развивающая – способствовать развитию умений применять знания в новой учебной ситуации.

Воспитательная – способствовать формированию умения слушать учителя и одноклассников, выполнять соответствующие записи в тетради, формировать умение комментировать свою деятельность.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Ход

Структура

урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент

Определяет готовность учащихся к познавательной работе

Готовятся к самостоятельной работе на учебном занятии

2. Целеполагание и мотивация

Акцентирует внимание учащихся на уровневых целях:

знать формулировку распределительного закона;

уметь выполнять задания по образцу;

выполнять задания в новой учебной ситуации.

Выбирают цели

3. Актуализация

Проводит в форме беседы

С каким законом познакомились на прошлом уроке?

Дайте его формулировку.

Запишите в общем виде.

Вычислите пользуясь распределительным законом

(5+8)×9

Отвечают на вопросы учителя, дополняют, комментируют, считают устно

4. Изучение нового материала

Учитель объясняет новый материал

Сегодня познакомимся с распределительным законом деления относительно сложения. Приведу пример:

(16+24):4

Прочитайте выражение.

Как бы вы нашли значение этого выражения?

Слушают и одновременно делают записи в тетради.

Опираясь на порядок действий в выражении и скобки, дети предлагают найти сумму и разделить ее на число.

Учитель принимает вариант детей и делает запись

(16+24):4=40:4=10

и предлагает новый способ нахождения значения данного выражения

(16+24):4=16:4+24:4=4+6=10

Показывает образец применения в сходной ситуации

(27+45):9=27:9+45:9=3+5=8

Делает вывод: значение выражения не изменяется если каждое слагаемое разделить на число и полученный результат сложить.

Как запишем закон в общем виде?

Проверка записи закона в общем виде на доске

Учитель показывает образец применения данного закона в нестандартной ситуации

96:8=(80+16):8=80:8+16:8=12

Делают записи в тетради.

Самостоятельная запись в тетради

Корректируют записи в тетради.

Делают записи в тетради и проговаривают.

5. Самостоятельная работа

Учитель предлагает детям самостоятельную работу

Проверка восприятия

Что нового вы узнали на уроке?

Проверка осмысления

Сформулируйте распределительный закон деления относительно сложения.

Запишите его в общем виде.

Подумайте, при каких вычисления вы будете пользоваться этим законом?

Проверка практических умений и навыков

Выполни вычисления, пользуясь распределительным законом деления относительно сложения. Сделай подробную запись

(18+24):6

Проверка умений делать перенос

Подумай, как можно найти значение выражения

96:6

если найдешь несколько решений, запиши.

Выполняют задания а) с объяснением у доски, б) с комментированием с места

6. Итог урока

Домашнее задание

Учитель предлагает 2 варианта домашнего задания на выбор

№1. Найти значение выражения, выполнить подробную запись.

№2. Задание вида:

84:2=(…+4):2

Записывают домашнее задание.