Уроки и классный час по теме Птицы

3.1.2. КОНСПЕКТ УРОКА «ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. ПОХОЛОДАНИЕ, ОТЛЕТ ПТИЦ»

Цель урока: расширение представлений обучающихся о признаках осени, об отлете птиц

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

повторить признаки осени; форму и расцветку листьев березы, осины, дуба, рябины; развивать словообразовательные умения и навыки согласования слов в словосочетании;

Коррекционно-развивающие:

корригировать звуковую сторону речи, зрительную память на основе упражнений в запоминании;

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать мотивацию к учению, правильное эмоциональное отношение к природе

Место занятия в учебном процессе: урок по рабочей программе.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Вид занятия: урок с использованием мультимедийной презентации

Используемые методы обучения: наглядный метод, словесный метод, метод формирования интереса.

Способы контроля: устный опрос учителя, во время закрепления материала.

Краткий план урока:

Организационный момент.

Упражнения на развитие внимания.

Новая тема с последующим закреплением.

Физминутка.

Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Материально – техническое обеспечение и дидактические материалы: АРМ учителя, мультимедийная презентация, аудиозапись музыки П.И.Чайковского из цикла «Времена года», стихотворение Е.Благинина «Улетают, улетел», наглядный материал (иллюстрации начала, середины и конца осени), листья: березовые, осиновые, дубовые, рябиновые

Этапы урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Техническое сопровождение

(см. презентацию в приложении)

1.Организационный момент

1. Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку.

— Давайте проверим готовность к уроку.

2. Работа с Календарем природы.

— Какое сейчас время года?

— Какие месяцы осени Вы знаете?

— Какая сейчас погода? (дождливая, солнечная, пасмурная)

— Как мы одеваемся сейчас?

Приветствие учителя

— Сейчас время года осень.

— Осенние месяцы сентябрь, октябрь, ноябрь

— Погода пасмурная, дождливая.

— Одеваемся тепло (куртка, шапка)

2.Упражнения на развитие внимания

1. Ребята, назовите с каких деревьев опали листья? (показываются листья березы, клена, осины, дуба, рябины).

2. Ребята, сейчас мы с вами будем выполнять упражнение на развитие внимания (по методу корректурная проба) пока играет музыка.

— Артем найдет лист березы и закрасит его

— Толя – лист дуба

— Андрей — лист рябины

— Коля – лист осины.

3. Рефлексия упражнения.

— Что мы развивали с помощью этого упражнения?

— Листья с деревьев: березы, дуба, осины, рябины.

— Мы развивали внимание.

Включается музыка П.И.Чайковского из цикла «Времена года»

Картинка

(приложение №1)

3.Новая тема с последующим закреплением

1. — Ребята, рассмотрите эти рисунки.

— Что нарисовано, чем они отличаются друг от друга?

— Какое время года изображено на этих рисунках?

— Каким осенним месяцам они соответствуют?

— Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени: что происходит с листвой на деревьях; какая погода осенью?

2. Упражнение в словообразовании.

— Сейчас мы будем играть. Мы будем придумывать слова, вот так:

Лист березы – березовый лист;

Лист осины -…

Лист дуба — …

Лист рябины — …

Лист клена — …

— На рисунках нарисована осень.

— Сентябрь, октябрь, ноябрь

— Желтеет листва на деревьях, идут дожди, становится холодно.

— осиновый лист

— дубовый лист

— рябиновый лист

— кленовый лист

Картины: сентябрь, октябрь, ноябрь (приложение №2)

4.Физминутка

Ветер северный подул:

«С-с-с-сс», все листья

С липы сдул…

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил.

Снег потом припорошил,

Одеялом их накрыл.

(Пошевелить пальцами и подуть на них.)

(Постучать пальцами по столу.)

(Постучать кулаками по столу.) (Плавные движения кистями рук вперед — назад.)

(Ладони крепко прижать к столу.)

5.Новая тема с последующим закреплением

1. Ребята, что происходит с птицами с приходом осени? Все ли птицы остаются на зиму?

— Птицы, которые питаются насекомыми, улетают в теплые края.

— Послушайте стихотворение о птицах, которые улетают на зиму в теплые края:

Скоро белые метели

Снег поднимут от земли

Улетают, улетели, улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,и скворечник опустел,аист крыльями полощет-Улетает, улетел.

Лист качается узорный,В синей луже на воде,Ходит грач с гречихой черной,В огороде, по гряде.

Осыпаясь, пожелтелисолнца редкие лучи,Улетают, улетели, улетели и грачи.

— Какие птицы улетают на юг?

— Птицы, которые улетают осенью в теплые края, называются перелетными, а те которые остаются зимой – называются зимующие.

— Дорога перелетных птиц далека и полна опасностей.

Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

2. Упражнение «Отгадай и присядь»

— Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

— Не все птицы остаются на зиму.

— На юг улетают: журавли, грачи, скворцы, аисты.

Выполняют задание

Слайд № 1

Слайд № 2

Слайд № 3

Слайд № 4

Слайд № 5

Слайд № 6

Слайд № 7

6.Подведение итогов урока.

Домашнее задание

— Ребята, о каких птицах вы сегодня узнали?

— В какое время года перелетные птицы улетают на юг?

— Какие изменения в природе начинаются с приходом осени?

— Дома вам нужно раскрасить картинку «Осень пришла».

— Мы узнали о перелетных птицах.

— Перелетные птицы улетают на юг осенью.

— Желтеет листва на деревьях, идут дожди, становится холодно.

(приложение №3)