Уроки ИЗО 3класс 4 четверть

Тема: Тематическое рисование «Полет на другую планету»

Цели: расширять представления о космосе, зрительном образе космоса; развивать фантазию, творческое воображение; формировать умение оставлять композиции; воспитывать чувство гордости, восхищения подвигами русских космонавтов в освоении космоса.

Оборудование:

Изобразительный ряд: 3 модели ракеты, ремни (для каждого ученика); образец педагогического рисунка «Полет на другую планету» (карандаш); фотографии и рисунки на тему космоса.

Литературный ряд: стихотворение Григоре Виеру «Ракета».

Музыкальный ряд: музыка «Земля в иллюминаторе» (в исполнении ансамбля «Земляне»).

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Подготовка красок к работе.

II. Постановка темы урока.

Учитель. Общая тема четвертой четверти посвящена воспеванию мира и счастья детства. А сегодня у нас необычный урок. Сейчас мы совершим незабываемый фантастический полет на другую планету.

III. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Послушайте стихотворение:

РАКЕТА

Вот так радуга на небе –

Шелковый узор!

Ну и радуга на небе,

Как цветной ковер!

А над радугой – ракета

Взмыла к небесам.

Вот такую же ракету

Я построю сам.

И на звездную дорожку

Полечу на ней,

Наберу я звезд лукошко

Мамочке моей.

Г. Виеру

Тысячелетиями мечтал человек о полете в космос. Сколько красивых легенд и сказок складывали об этом люди во все времена и на всех континентах… И вот человек над нашей планетой. Он уже даже не в кабине космического корабля, а сам свободно плавает над Землей! Впервые в мире это осуществил русский космонавт Алексей Леонов.

ω Кто знает, как это произошло?

Несколько минут он находился в свободном полете и доказал, что выход в открытый космос не является теперь для человека чем-то загадочным, что в космосе можно вести физические работы, проводить научные наблюдения.

IV. Вводная беседа.

Слово учителя. Ребята, как вы думаете, на чем мы отправимся в полет?

Верно, на космической ракете. Но у нас есть только три ракеты.

ω Как же нам всем уместиться?

Представьте, что каждый ряд – это как будто бы экипаж одной из ракет.

ω Ребята, а что еще у вас есть, чтобы отправиться в космос?

Правильно, ремни. Теперь, когда экипажи готовы, нам надо выбрать капитанов, которые будут управлять ракетами. Ими станут те ребята, которые первыми правильно ответили на вопросы.

Итак, капитаны, возьмите свои ракеты!

Учитель дает макеты ракет.

Капитанов экипажей прошу сдать рапорт!

Каждый командир сдает рапорт. Рапорт: экипаж ракеты «Земля» в составе 7 человек к полету готов. Рапорт сдавал командир экипажа.

Экипаж каждой ракеты получает специальное задание. Во время полета зря время не терять. Постарайтесь все самое интересное и необычное, что встретится вам в космосе, запомнить. Помните: ваш полет будет длиться недолго. После этого все ракеты должны вернуться обратно на Землю.

Повторяю, будьте внимательными, вы обязательно увидите много интересного. Может быть, вы откроете до сих пор неизвестные планеты, на которых есть жизнь. Вы познакомитесь с жителями этих планет. Они расскажут вам такое, что ни один из вас не знал до сих пор.

А может быть, вы увидите космонавтов в скафандрах, которые проводят в космосе научные исследования.

Всем членам экипажей надеть скафандры! Пристегнуть ремни! Приготовиться к полету!

Начать отсчет: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Пуск!

Под звуки музыки «Земля в иллюминаторе» дети отправляются в полет.

V. Работа над новым материалом.

Учитель. Кто из вас запомнил, кем был первый человек, покинувший Землю и полетевший в космос?

Первым человеком, который покинул космический корабль и шагнул в открытый космос, был Алексей Архипович Леонов.

ω Как вы представляете космос?

Нам с вами тяжело представить космос, а вот космонавты на своих космических кораблях побывали в космосе и говорили, что в нем царит вечный мрак. Блеск далеких звезд не оживляет пустоту, и яркое Солнце не может рассеять темноты вокруг Земли.

ω Как выглядят космические корабли?

ω Что вы знаете про планеты?

Земля – наш дом в космосе. А мы – жители этого дома. В городе несколько домов образуют квартал. Есть такие кварталы и в космосе. Один из них называется Солнечной системой. Слово «солнечная» понятно каждому – значит, у Солнца. А вот слово «система» означает, что около Солнца находится не один космический дом, наша Земля, а несколько. И все они расположены в строгом порядке, как дома в городском квартале. У Солнца, кроме Земли, есть еще восемь «космических домов». Их называют планетами. У каждой планеты свое имя: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Они-то и составляют вместе с Землей основу Солнечной системы – наш «космический квартал».

ω В чем выходят космонавты в открытый космос?

Верно, в специальных скафандрах. Для выхода в космос необходима особая одежда, и из станции или космического корабля просто так, как из квартиры, не выйдешь. В космосе человека поджидают опасности. Там нет воздуха и нечем дышать. Обжигают ослепительные лучи Солнца, а в тени, наоборот, всё замерзает. Поэтому перед выходом из станции космонавт надевает свой особый, космический костюм, который называется скафандром.

На спине скафандра сделан люк. Космонавт входит в люк, нажимает на ручку, и скафандр плотно закрывается дверцей. Повернул другую ручку – скафандр надулся, напружинился. Теперь космонавт дышит воздухом, заключённым в баллонах.

Вот какой костюм у космонавта, в нём не замёрзнешь и не вспотеешь. По желанию можно менять температуру внутри скафандра. Но всё равно в скафандре трудно двигаться, трудно работать.

Возвращение на землю.

Полет наш закончился. Мы вернулись на Землю. Командиров экипажей прошу представить отчеты о вашем путешествии.

Давайте с вами сначала вспомним, что любые научные открытия ученые обязательно сохраняют. Они хранятся в больших толстых энциклопедиях или в папках либо сохраняются на иллюстрациях и фотографиях. Вот посмотрите, такие снимки Земли были сделаны из космоса учеными-исследователями.

Учитель показывает фотографии и кратко объясняет, что на них изображено.

Но мы с вами не исследователи-ученые, поэтому мы поступим по-другому. С помощью волшебных слов мы с вами превращаемся в художников.

Эники, беники, веники, тум! (Учитель повторяет три раза.)

Незаметно для детей учитель рассыпает, как салют, мелко-мелко нарезанную фольгу из под конфет. Появляется девочка в красивом платье и раздает детям краски и кисти.

Посмотрите, какое волшебство творится вокруг! Теперь мы с вами уже не простые ребята, а настоящие художники. Каждый ряд получает задание: нарисовать то, что вы видели в космосе. А кто первый вспомнит свои впечатления от полета, тот расскажет, что он будет рисовать… Молодцы! Вы многое увидели: огромное воздушное пространство, где живут звезды, планеты, инопланетянины, космонавтов в скафандрах, которые приземлились на какую-то неизвестную планету и что-то там рассматривали. Вот и постарайтесь нарисовать то, что увидели и запомнили.

Обсуждение композиций рисунков.

В зависимости от замысла рисунка лист бумаги располагается вертикально или горизонтально. Определите размеры изображений, их расположение в плоскости листа.

Передать космическое пространство можно, если нарисуете много звезд и удаленных планет.

Сюжетами ваших рисунков могут быть: ракета на старте, полет в космос, посадка ракеты на другую планету, возвращение космонавтов на Землю.

Я решила нарисовать огромное космическое пространство: Вселенная, звезды и другие небесные тела.

Я изображу дом. Первый дом, в котором живут космонавты. Он состоит из нескольких ярусов. Самый верхний – панцирь – установлен на трех опорах. На его вершине – солнечные батареи. Под панцирем – надувное помещение – это шлюз, который ведет в подлунную «комнату». Ведь жить на поверхности Луны опасно…

А еще я изображу космонавта. Он одет в скафандр. Космонавт пытается состыковаться с домом, наверное, для того, чтобы войти в него и отдохнуть от долгого полета.

VI. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах.

– Выполним сегодня линейную прорисовку композиции, а на следующем уроке выполним работу красками (см. Приложение).

1. Располагаю лист по горизонтали. Определяю на нем размещение деталей композиции. В нижнем правом углу намечаю в виде полукруга дом, а в верхней части расплагается другая планета.

2. Определяю месторасположение и размеры космонавта. Уточняю пропорции дома. Намечу у космонавта голову и руки в виде овалов, схематично.

3. Размечаю детали дома. Прорисовываю контуры космонавта. Выполняю голову, руки, туловище так, чтобы было понятно, что космонавт находится в космическом пространстве в горизонтальном положении. Все туловище не видно, а только его часть. Ног тоже не видно. Руки отведены в стороны, как будто человек плывет. А голова наклонена вперед. Дом начинаю рисовать с верхнего яруса. Рисую полукруглый панцирь – это своего рода крыша. Под крышей рисую окна.

4. Осталось прорисовать отдельные детали рисунка. Детально прорисую костюм у космонавта. Намечаю вдалеке маленькие звездочки. Рисунок закончен.

VII. Самостоятельная работа учащихся.

Задание. Сначала определите всю композицию, не задерживайтесь на деталях. Выполняйте рисунок в том же порядке, как и делала я. Вы работаете на больших листах командами (экипажами), и я надеюсь, что у вас получатся интересные композиции.

VIII. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

Тихо звучит музыка. Командиры команд выходят к доске со своими рисунками. Дети совместно с учителем анализируют каждый из рисунков.

ω Удалось передать космическое пространство в этой композиции?

ω Что не получилось у авторов этой работы?

Учитель. Посмотрите, как верно переданы в этом рисунке пропорции фигур людей в невесомости.

А вот у этого экипажа творческое воображение очень развито, посмотрите на их интересный рисунок.

Удачно переданы зрительные образы космоса у этой команды.

2. Обобщение изученного материала.

Учитель. На этом мы не прощаемся с космосом. Все команды получают отпуск на неделю. В следующую встречу выполним работу в цвете. Вы за это время постарайтесь узнать как можно больше о космосе.

Тема: Рисование с натуры «Ветка вербы»

Цели: обучить передаче пространственного положения ветки вербы; обогатить и углубить представления школьников о красоте родной природы весной; развивать способности выражать чувство восхищения от красоты родной природы в рисунке, уметь анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску веточки вербы, наблюдательность и внимание; воспитывать любовь к красоте весенней природы родного края, к Родине.

Оборудование:

Изобразительный ряд: образец педагогического рисунка «Ветка вербы» (акварель); ветки вербы (каждому ребенку и на классную доску).

Литературный ряд: стихотворения – Е. А. Баратынский «Весна!..», А. А. Фет «Верба»; загадка.

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Подготовка красок к работе.

II. Постановка темы урока.

Учитель. Отгадайте, чему посвящена наша тема урока.

Темным облаком пчела опустилась белой птицей,

Превратилась в человека, постояла у крылечка,

Посидела у крылечка,

Покатилась кувырком

И запела ручейком!

ω Что это?

Верно, это три времени года – осень, зима и весна.

ω А про какое время года мы сегодня будем говорить?

Правильно, сегодня наш урок посвящен весне.

III. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Наступила весна. Пожалуй, весна – самое долгожданное и самое красивое время года. Пали морозы. Отзвенела капель. Оттаяло и согрелось солнце. Земля скинула с себя белые простыни снега и лежит влажная и тяжелая. Сырой и хмурый лес вздрагивает от падения капель с ветвей и прислушивается к неумолчному рокоту талой воды… Природа проснулась. Утром года назвал это время поэт.

Послушайте стихотворение:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года,

Синея блещут небеса.

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей…

Из «Евгения Онегина». А. С. Пушкин

Человеку легче дышится весной. Весна – это светлый праздник рождения природы. Весной на земле зацветает новая жизнь, распускаются почки на деревьях, в поле появляется робкая зелень травы. Жуки, мухи, бабочки выползают из щелей и греются на солнце, чуть помахивая слабыми крылышками. Вылезает отощавший за зиму медведь. Все живое и еще малосильное население лесов, озер, полей, едва двигаясь, тянется к солнечному теплу. Вот появился первый подснежник.

В лесу, где березки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку,

Потом потянулся

Из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

«Я вижу, погода тепла и ясна.

Скажите, ведь правда, что это весна?»

ω Кто являются первыми вестниками весны?

Верно, птицы. Весна летела на крыльях скворцов, журавлей, ласточек.

IV. Вводная беседа.

Слово учителя. Вспомните из уроков природоведения, что вы знаете о весне.

ω Каковы особенности весны?

Самым заметным проявлением весны является таяние снега, ледоход и половодье. Я рассказывала об этих явлениях на предыдущих уроках. С наступлением весны стало теплее, чем было зимой. От весеннего тепла растаял снег и сбежал ручейками в реки, пруды и озера. Оттаяла почва. Весной чаще идут дожди. Иногда идет снег, но он быстро тает.

Одно из самых заметных весенних изменений в природе – распускание листьев на деревьях и кустарниках. Распускаются листья неодновременно и неодинаково на разных растениях. Листья липы выходят из почки сморщенными, а над ними некоторое время сохраняются розоватые почечные чешуйки. Распускающиеся листья осины – коричневые, а у клена – желтые и сжатые. Первыми распускают листья ива, ольха, осина, затем береза. Одна из последних покрывается зеленой листвой липа.

Весной из теплых стран возвращаются к нам перелетные птицы. У нас они снова находят себе корм: появились насекомые, а на освободившейся от снега почве много прошлогодних семян.

ω Какие птицы прилетают первыми?

Верно, это грачи. Считают, что с прилетом грачей в наших краях начинается весна. С утра до вечера у грачиных гнезд стоит шум и гам. Но после захода солнца в грачовнике все стихает. Вслед за грачами прилетают скворцы, а затем жаворонки. Позже других, когда появятся насекомые, прилетают кукушки, ласточки, стрижи. Наблюдениями замечено, что прилет многих птиц совпадает с другими изменениями в природе.

Во время весеннего разлива рек летят утки, гуси, цапли. Соловьи прилетают перед цветением черемухи.

ω А какие растения называют подснежниками?

Верно, это цветок, который раньше всех цветет, как только сойдет снег.

Много красивых и замечательных стихотворений написано о весне. Послушайте стихотворение:

ВЕСНА!

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед!

Еще дрова обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде, под моей ногой

И шумен и душист.

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жаворонок поет

Заздравный гимн весне…

Е. А. Баратынский

Многие из вас тонко видят красоту родной природы, весенней природы.

ω А какое дерево цветет самым первым?

Верно, верба. У А. А. Фета есть стихотворение, посвященное этому дереву:

ВЕРБА

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

Сейчас как раз пора цветения этого дерева.

V. Анализ формы, строения, пропорций и окраски объекта: ветки вербы.

Учитель. Специально на урок появились ветки этого чудесного дерева.

Учитель достает из пакета небольшие веточки вербы и раздает каждому из ребят.

ω Ребята, где вам приходилось видеть вербу?

Перед вами веточки вербы. Внимательно рассмотрите их.

ω Каково пространственное направление вашей ветки?

Верно, от основной ветки в стороны отходят более тонкие и короткие.

ω Обратите внимание на ее цветочки. На что они похожи?

Правильно, на маленькие пушистые комочки. Их еще называют пуховки.

ω Каково расположение и цветовая окраска пушистых серебристо-нежных почек?

Верно, почки расположены друг за другом, как лесенка.

ω Какую окраску имеет сама ветка?

Правильно, в основном в окраске ветки вербы присутствует светло-коричневый и охристый цвет.

Ребята, верба – очень редкое растение. Поэтому я принесла на урок только маленькие веточки. Вы их не обламывайте, а после урока возьмите домой и поставьте в воду. Веточка будет еще долго вас радовать своими пушистыми цветочками.

VI. Работа над новым материалом.

Учитель. Итак, я думаю, вам уже ясно, что мы будем сегодня рисовать. Верно, сегодня мы рисуем ветку вербы с натуры.

Передача объема с помощью светотени.

Чтобы нарисовать предметы более реалистичными, художникам нужно передать объем этих предметов. Вы уже знаете, что благодаря светотени можно изобразить объемность людей и предметов.

Знайте также: чтобы грамотно выполнить рисунок с натуры, надо сравнивать свой рисунок с натурой, анализировать форму, цветовую окраску ветки.

VII. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах.

Учитель. Внимательно посмотрите, как я выполню рисунок вербы. Легко наметив общий контур ветки, надо сразу работать красками

1. Располагаю лист по горизонтали. Определяю место, занимаемое на бумаге веткой. Провожу тонкую линию. Теперь надо отметить пространственное направление ветки.

2. Немного утолщу веточку. Отмечаю штрихами расположение почек. Чтобы передать пушистые серебристо-нежные почки, выполняю их голубым цветом. Закрашиваю комочки от края к середине. Край цветочков делаю потемнее и постепенно, плавно высветлю к середине. Середину цветка-пуховки почти не закрашиваю. Цветочки должны получиться легкие, воздушные, мягкие на ощупь.

3. Ствол ветки имеет коричневато-бежевую гамму. Середину выполняю цветом охры, а края – коричневым. Слежу за мягкостью перехода одного цвета в другой.

4. Тонкой кистью подчеркиваю объем самой ветки и ее почек. В том месте, где цветочки соприкасаются с веточкой, нарисую чешуйки. Сделаю их потемнее цветочков. Рисунок закончен.

VIII. Самостоятельная работа учащихся.

Задание. Выполните самостоятельно рисунок вербы, постоянно сравнивая свои рисунки с натурой – веткой вербы. Постоянное сравнение рисунка с натурой – основа правильной передачи формы, строения, пространственного расположения, цветовой окраски изображаемых объектов.

IX. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

Учитель. Посмотрим, как вы выполнили рисунки.

Лучшие работы отличаются тем, что здесь красиво написаны почки вербы.

2. Обобщение изученного материала.

ω Что надо делать, чтобы реалистично выполнить рисунок какого-либо предмета?

Тема: Иллюстрирование стихотворения Д. Родари «Всемирный хоровод»Цели: расширять представления учащихся о композиции в изобразительном искусстве, запас наблюдений и впечатлений от красоты окружающей действительности; развивать зрительную память, наблюдательность и внимание; воспитывать интерес к изобразительному искусству.

Оборудование:

Изобразительный ряд: репродукции картин художников В. Перова, В. Сурикова, И. Репина, Ф. Решетникова и др.; образец педагогического рисунка «Всемирный хоровод» (карандаш, гуашь).

Литературный ряд: стихотворения Р. Гамзатова, «Всемирный хоровод» Д. Родари.

Ход уроков

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Подготовка красок к работе.

II. Постановка темы урока.

Учитель. Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы подумаете, почему так сказал поэт:

Ты счастлив тем,

что многие года

Живешь спокойно, с бурями

не споря,

Друзей не знаешь,

радости и горя.

Но если даже прожил

ты сто лет

И голова, как мудрость,

поседела,

Тебе при людях говорю

я смело,

Что не родился ты еще

на свет.

Р. Гамзатов

ω Каков смысл этого стихотворения?

Верно, мы живем среди людей и не можем быть равнодушными к тому, что происходит вокруг нас. Сегодня тема урока – «Счастливое детство».

III. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Художники всех времен и народов всегда искренно, заинтересованно и ответственно относились к теме «Счастливое детство». Это самая хрупкая и быстротечная пора человеческой жизни. Художники и поэты вносили в свои произведения на эту тему социальные проблемы и романтику, определенное символическое звучание.

IV. Вводная беседа.

Слово учителя. Хорошо, когда есть друзья и товарищи. С ними чувствуешь себя увереннее. Ведь общими силами можно совершить любое, самое трудное дело.

Таким друзьям на свете

Не страшно ничего:

Один за всех в ответе

И все за одного!

Так поется в знаменитой песне на слова С. В. Михалкова.

Однажды вы заболели и не пошли в школу. Прошло несколько дней, вы заскучали, вам стало одиноко, грустно. И очень захотелось повидать друзей. И это понятно: ни один человек не может жить без людей. А как вы были счастливы, когда ребята пришли навестить вас!

С друзьями нас связывают общие дела. В нашей стране люди потому и называют друг друга друзьями, что делают общее дело, заботятся о благе нашей Родины. Друзьями мы называем и зарубежных детей.

ω Как живут дети земного шара?

ω Что вы знаете о братстве всех ребят земного шара, об их дружбе и взаимной выручке?

Друг – это человек, с которым у вас общие интересы, стремления, вкусы. От него нет никаких тайн. Он ничего не пожалеет для друга. Он всегда поймет. Если у вас есть такой друг – дорожите им, не ссорьтесь по пустякам и всегда будьте готовы прийти ему на помощь.

Верность – великий закон дружбы.

В наш век – век научно-технического прогресса – роль искусства не уменьшается, а возрастает. Сегодня существует военная угроза миру, всему живому на Земле. Искусство же учит ценить уникальность человеческой личности, оно учит состраданию, сопереживанию, искренности, сердечности.

И сегодня искусство на службе мира и дружбы народов. Люди разных стран стремятся лучше узнать друг друга, и неоценимую помощь в этом им оказывает искусство. Не случайно выстраиваются длинные очереди на свидание с «Джокондой» в Москве или на выставках сокровищ Эрмитажа в Париже и Нью-Йорке.

Но искусство не исчерпывается зрительским восторгом. Оно взывает к нашей совести, побуждает задуматься, как мы живем, как поступаем. В этом его нравственное значение. И художник должен быть человеком беспокойным, пытливым, отзываться на чужую боль и разделять радость других. Он всегда видит свое предназначение в том, чтобы зажигать сердца правдой, верой, любовью, состраданием. Искусство – это память народа. Оно связывает времена в нашем сознании, выстраивает наше прошлое, делает тебя соучастником событий и давно минувших, и нынешних.

Когда я была маленькой, одной из моих любимых книжек была сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» замечательного нашего писателя Алексея Николаевича Толстого. Уверена, что и вы любите веселую, остроумную и поучительную книгу о деревянном человечке Буратино.

Вы, наверное, знаете, что сказка А. Н. Толстого была написана по мотивам другой увлекательной книги – сказочной повести итальянского писателя Карло Коллоди «Приключения Пиноккио» (1881–1883). В Италии этой книгой зачитывались все от мала до велика. Она и по сей день остается самой популярной среди детских книг.

Джанни Родари помнил «Приключения Пиноккио» почти наизусть. На своих уроках – а он работал в молодости учителем начальных классов – пересказывал своим шумным, непоседливым ученикам целые главы из этой книги. И класс мгновенно затихал. Но вот часто приходилось сочинять и свои эпизоды, а заодно и стихи, которых в сказке Коллоди не было вовсе.

Он написал добрые, живые книги, по-детски веселые и лукавые, наделенные фантазией. И я верю – вы полюбите творчество этого замечательного итальянского сказочника, по праву завоевавшего любовь ребят всей нашей планеты.

V. Анализ произведений изобразительного искусства.

В русской живописи есть много произведений искусства, связанных с темой детства, материнства, семьи, жизни и судьбы подростка в реальном мире.

Начнем с глубины веков. Емким символом материнства и защиты детства можно назвать икону XII века «Богоматерь Владимирская». Многие художники XIX века создавали жанровые картины на темы трудного детства и отрочества в различных социальных и исторических ситуациях: это «Тройка» В. Перова, «Меншиков в Берёзове» В. Сурикова, «У дверей школы» Н. Богданова-Бельского.

В XIX веке широкое распространение получил детский портрет, все чаще стали появляться трогательные, полные очарования и светлых надежд детские и юношеские образы. К таким работам относятся «Портрет сына» (1818) В. Тропинина, «Три детские головки» П. Соколова, «Портрет Нади» И. Репина, «Портрет внука» Н. Ге, «Девочка с персиками» В. Серова. А также скульптурные образы: «Молодой скульптор» Ф. Каменского, «Мать, обучающая дочь грамоте» С. Чижова, «Дети» П. Трубецкого.

В живописи XX века полотна на тему счастливого детства были весьма разнообразны: по-домашнему интимные, как в картине З. Серебряковой, представляющей детей за обеденным столом, по-фольклорному сюжетны, как в многофигурной композиции Е. Чистяковой «Слушают гусли». Посмотрите, как раскрывается эта тема в картине М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890). Все в этой работе окрашено особой духовностью. Многие работы русских художников воспевали счастливое детство, учебу, отдых, досуг школьников. Среди них: «Портрет дочери с глобусом» К. Петрова-Водкина, «На юге» А. Дейнеки, «Сказки Пушкина» Н. Жукова, «Опять двойка» Ф. Решетникова. Сюда же можно отнести и символическую статую воина-освободителя, выполненную скульптором Евгением Вучетичем.

Целесообразно рассмотреть одну из имеющихся в наличии картин или репродукции картин вышеназванных художников.

VI. Работа над новым материалом.

Учитель. Определите, из какого литературного произведения я зачитаю отрывок. (Д. Родари. «Всемирный хоровод».)

Всемирный хоровод.

Стихи для ребят

Всех народов и стран:

Для абиссинцев

И англичан;

Для итальянских детей

И для русских,

Шведских,

Турецких,

Немецких

Французских,

Негров, чья родина

Африки берег;

Для краснокожих

Обеих Америк;

Для желтокожих,

Которым вставать

Надо,

Когда мы ложимся в кровать;

Для эскимосов,

Что в стужу и снег

Лезут

В мешок меховой

На ночлег;

Для детворы

Из тропических стран,

Где на деревьях

Не счесть обезьян;

Для ребятишек

Одетых и голых –

Тех, что живут

В городах или селах…

Весь этот шумный,

Задорный народ

Пусть соберется

В один хоровод.

Север планеты

Пусть встретится с Югом,

Запад –

С Востоком,

А дети –

Друг с другом!

ω Как вы считаете, в чем заключается смысл этого стихотворения?

ω Почему стихотворение так называется?

ω Кто участвует в этом веселом хороводе?

ω Какое настроение возникает при чтении этого стихотворения?

Верно, хочется танцевать под строчки этого произведения.

ω Что вы знаете о жизни детей из других стран?

ω Как вы представляете себе учебу в школах на других материках Земли?

Главное, вы должны понять, что дружба людей – это основа мира на Земле, что она не знает границ.

Сегодня мы будем стремиться дополнить своими рисунками литературное произведение, то есть создавать иллюстрации. Слово «иллюстрация» обозначает дополнительное освещение, изображение, поясняющее или дополняющее текст. Она обусловлена содержанием книги и участвует в общем художественном оформлении произведения.

Расцвет русской книжной иллюстрации начался еще в начале XIX века. Иллюстрация обогащает книгу и помогает читателю глубже постичь идеи автора. Художник, взявшийся иллюстрировать литературное произведение, стремится понять и развить по-своему проблемы, поднятые в нем, помочь их восприятию читателем, усилить его сопереживания с автором. Он должен как можно глубже проникнуть в суть произведения, почувствовать его стиль и время. Но художник не должен превращаться в писателя. Он должен остаться самим собой, внести свой вклад в толкование творения литературы. Работа над иллюстрацией – это творческая работа, где художник должен показать свое знание и понимание иллюстрируемого произведения, способность рисовать «от себя».

Иллюстрирование литературного произведения – трудная, но очень интересная работа. Она требует углубленного, творческого прочтения произведения.

Успех иллюстрации зависит не только от мастерства иллюстратора, но и от выбора им в произведении сюжетов для своих рисунков, его толкования этих сюжетов. В иллюстрации всегда отражается отношение художника к описываемым событиям и героям.

Выбор сюжета.

Ребята, вы можете нарисовать различные композиции, но в них обязательно должен присутствовать человек – ребенок. Основным сюжетом может быть, например, такой: ребята в национальных костюмах, взявшись за руки, идут на демонстрацию, танцуют в веселом хороводе. Можно изобразить символически земной шар и стоящих на нем ребят из различных стран мира.

Надо выделять крупным планом, подчеркивать ярким, красочным цветом наиболее интересное, впечатляющее в сюжете.

Я выполню рисунок на следующие строчки стихотворения:

Весь этот шумный,

Задорный народ

Пусть соберется

В один хоровод…

И нарисую русскую девочку в центре сцены, по сторонам, рядом с ней будут стоять мальчик-украинец и мальчик-грузин. А фоном будет служить декорация с изображением восходящего солнца.

Большое значение имеет сопереживание своим героям, персонажам композиции. Если оно не проявится, рисунок получится невыразительным, лишенным жизненности, одухотворенности. Поэтому с самого начала надо хорошо представить изображаемый сюжет зрительно, представить чувства и переживания героев.

Для этого вспомните свои накопленные наблюдения и переживания, впечатления.

VII. Педагогический рисунок.

1-й урок. Работа карандашом.

2-й урок. Работа гуашью.

VIII. Самостоятельная работа учащихся.

Ученики выполняют работу.

IX. Итог уроков.

1. Выставка работ учащихся.

Учитель. А сейчас перед вами ребята продемонстрируют лучшие работы. Эти работы отличаются тем, что здесь интересно разработаны композиции, грамотно переданы пропорции фигур детей.

2. Обобщение изученного материала.

ω С творчеством какого художника вы сегодня познакомились?

ω Что нового вы узнали о жизни детей в других странах?

Тема: Весна в произведениях русских художников

Цели: ознакомить с произведениями изобразительного искусства; развивать умения замечать в природе прекрасное и анализировать свои впечатления; воспитывать умение восхищаться неповторимой красотой родной природы, духовной красотой, которая присутствует в природе.

Оборудование:

Изобразительный ряд: репродукции – Ф. Васильев «Оттепель», А. К. Саврасов «Грачи прилетели», С. В. Герасимов «Лед прошел»,И. И. Левитан «Первая зелень».

Литературный ряд: стихотворения о весне.

Музыкальный ряд: пьеса П. И. Чайковского «Времена года».

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к уроку.

II. Постановка темы урока.

Учитель. Сегодня у нас необычный урок – мы не будем рисовать. Сегодня мы с вами совершим прогулку, но гулять будем не в настоящем лесу, а в нарисованном.

III. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. О чем мы будем сегодня беседовать, вы узнаете из загадки. Слушайте внимательно.

Пришла, улыбнулась,

Утихли метели.

Позванивать стал

Колокольчик капели.

Река пробудилась,

Растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

Взревев, за работу взялись трактора,

А птицы пропели: «Вить гнезда пора».

ω Так когда это все происходит?

Верно, весной. Весна наступила повсюду. И даже к нам на урок заглянула весна.

В класс входит девочка в образе весны, на голове у нее шляпа из цветов.

IV. Вводная беседа.

Девочка-весна. Я несу на своих крыльях весну. Дарю людям тепло, радость. Вот и до вас добралась. Дел у меня невпроворот:

Разморозить землю нужно,

Чтоб могла взойти трава,

Сделать так, чтоб жили дружно

Все живые существа.

Точно к сроку, но не наспех

Выбрать музыку для птиц.

И поднять лентяев на смех,

Нахватавших единиц.

На зеленой ножке тонкой

Укрепить бутон цветка,

Обойти луга с гребенкой,

Птиц вернуть издалека.

Берега, поля, пригорки

Окропить росой с утра

И тепло в лесные норки

Принести давно пора.

Поворачивается к доске и, показывая на репродукции, продолжает говорить.

Вижу, что вы тоже подготовились к встрече весны. Здесь я угадываю свои приметы. Немного отдохну, а вы расскажете о том, где это вы взяли такие красивые картины обо мне.

V. Анализ произведений изобразительного искусства.

Учитель. Весна опускается на землю густыми туманами, редкими дождиками, обдувает застывшую землю теплыми, вкусно пахнущими ветрами. Она бойко капает капелью с карнизов и крыш домов, скачет с воробьями по высохшей мостовой и чертит классики вместе со смешными девчонками-первоклассницами, что только выбежали из школы и, не заходя домой, приткнули портфельчики к стене и занялись своим делом с самым серьезным и важным видом. Улыбаются прохожие, и настроение у них такое, будто сейчас впрыгнут они в эти классики и тоже будут одной ногой гонять по квадратам черный пятачок банки из-под гуталина.

Весна, весна кругом живет и дышит,

Весна, весна шумит со всех сторон!

Взлетел петух на самый гребень крыши,

Да так поет, что слышит весь район.

Раскрыты окна. Веет теплый ветер,

И легкий пар клубится у реки,

И шумно солнцу радуются дети,

И думают о жизни старики.

На доске заранее подготовлена выставка репродукций картин русских художников.

Весна пробуждает не только природу, но и душу человека. Красоту родной природы особенно чувствуют художники. Среди них такие известные творцы прекрасного, как И. И. Левитан, Ф. А. Васильев, С. В. Герасимов.

Посмотрите на картину Сергея Васильевича Герасимова «Лед прошел». На протяжении своей долгой творческой жизни С. В. Герасимов (1885–1964) выступал как автор не только портретов, но и как проникновенный пейзажист. Художник был влюблен в русскую природу. Он горячо любил и умел правдиво передавать ее различные состояния, ее тонкую цветовую гармонию. В привычных мотивах среднерусской природы он всегда умел подметить и подчеркнуть ее неброскую красоту, ее милую задушевность. Поэтому созданные Герасимовым лирические пейзажи легко находят путь к сердцу каждого человека. Пейзажи художника поражают великолепной передачей различных состояний природы. Простота и лиризм свойственны многочисленным пейзажам Герасимова, исполненным им в разные периоды творчества. Излюбленной темой художника была ранняя весна, образ пробуждающейся природы. Этому посвящена и картина «Лед прошел».

Перед вами репродукция картины «Лед прошел». В картине изображен типичный среднерусский пейзаж: купы берез на высоком берегу реки, холмистые дали, темный бор у горизонта. Особые, неповторимые дни ранней весны: полосы еще не растаявшего снега, рядом – обнажившаяся, бурая от прошлогодней травы земля, нежные, чуть краснеющие ветки молодой поросли, клочковатые тучи и сквозь них – редкие проблески синего неба. Ветреный, холодный серый день, и все же ощущается близость весны.

Художник изобразил начало весны, когда с полей еще не бегут говорливые ручьи, не слышно гомона птиц. Природа еще не проснулась, но чувствуется, что солнечные лучи уже согревают землю, деревья и воздух. Снег потерял свою белизну и осел.

ω По каким признакам можно судить о начале весны в картине?

ω Что вам больше всего понравилось в картине?

ω Ребята, а что происходит в природе потом?

Давайте спросим это у девочки-весны.

Девочка-весна. Какие же вы невнимательные! В природе начинается оттепель.

Учитель. А ведь у художника Ф. А. Васильева есть такая картина – «Оттепель».

ω Что вы думаете о погоде того дня, который изобразил художник?

ω Какие цвета преобладают в картине?

На этой картине художник изобразил весну, вступающую в свои права. Мрачным и строгим выглядит заиндевелый лес. Мы видим дорогу, «разбухшую от подтаявшего снега». На дальние поля легли синие тени. Заброшенной и сиротливой кажется стоящая близ дороги одинокая крестьянская изба. Лучики солнца, пробивающиеся сквозь тучи, как бы говорят о том, что природа просыпается. Сочетание коричневых, серых, желтоватых тонов усиливает впечатление грусти. Введенная в пейзаж фигура путника с ребенком, с трудом пробирающегося по разъезженной талой дороге с разлившимся посередине ручьем, еще больше усиливает гнетущее чувство безнадежности.

По народному поверью, в день Герасима 17 марта прилетают с зимовки грачи к своим родным гнездовьям. Этих первых крылатых вестников весны с радостью встречают люди.

ω Вы, наверное, уже догадались, о какой картине у нас пойдет речь?

Верно, рассмотрим картину Алексея Кондратьевича Саврасова(1830–1897) «Грачи прилетели». Она вам уже знакома со второго класса. Художник изобразил мотив весенней пробуждающейся природы, с тающим снегом и первым весенним дыханием. В изображении лирического восприятия родной природы художник показал внутреннюю красоту невзрачного по своему внешнему облику пейзажа. Снег еще холодный, зимний, а рядом талая вода. На картине мы видим русскую деревню с небольшой церквушкой, деревянными домами и баньками на задах дворов. Березки еще не распустились, их ветки словно качаются в воздухе. Небо с легкими облаками – это уже весеннее дыхание. А вокруг уже неугомонные первые вестники весны – грачи. С весенними криками они летают над деревьями, хлопочут о весне.

ω Какие чувства вызвала у вас эта картина?

ω Слышите, как перекликаются птицы в вышине, как звенит капель?!

ω Как шелестит ветер в мокрых ветках и поскрипывают кривые стволы?!

Звучит пьеса П. И. Чайковского «Времена года».

В прекрасной мелодии передаются оттенки весеннего настроения, то грустного, то радостного. Вы услышали легкие трели, напоминающие пение жаворонка.

И. И. Левитан «Первая зелень». Эту работу мастер написал непосредственно с натуры. На картине мы видим пронизанную солнцем молодую, светлую листву. Она особенно красивая и прозрачная на фоне темного сарая. Весь сюжет – весенняя листва, серо-коричневый плетень, песчаная дорожка впереди. Этюд поражает своей свежестью и чистотой поэтического чувства. Весной день прибавился, а время несется скорым поездом. Едва пригрело солнце, как на земле появились черные прорехи проталинок. Едва с крыш с шумом скатился последний рыхлый снег, как прорезались бурые листочки первой травы; едва пролетела первая бабочка, и вот уже весна приспела к окраинам своих владений – к первой грозе, радостному крику помолодевшего неба, опьяненного горячим дыханием солнца и запахом распустившихся тополей. Гроза эта совсем не страшна, наоборот, приятна человеку и природе:

ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный –

Все вторит весело громам…

Ф. И. Тютчев

Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в ее краски – вы как будто выпьете волшебный напиток и поймете, о чем щебечут птицы, журчит ручей или тихо шепчут только что родившиеся листья березы. Слушайте и смотрите весну!

Ну что, Девочка-весна, ты довольна?

Как видишь, мы с ребятами тоже встречаем приход весны. С нетерпением ждем тебя. Радуемся теплым денькам.

Девочка-весна. Мне пора! Но на прощание я хочу вам сказать такую весеннюю примету. После прилета птиц – грачей, весна изо дня в день набирает силу. Ширятся проталины, выше и ярче светит солнце. Пробуждается природа. Прощайте, ребята!

VI. Итог урока.

Обобщение изученного материала.

ω С репродукциями каких художников вы сегодня познакомились?

ω Кто запомнил названия картин Сергея Герасимова и Федора Васильева?

Мы с вами встретили весну. Поговорили о том, как художники воспевали весну в своих картинах. И в заключение я бы хотела прочитать вам стихотворение.

Тема: Тематическое рисование «Пусть всегда будет солнце»

Цели: расширять представления о красоте родной земли, о ее людях; развивать фантазию, творческое воображение; формировать умение составлять композиции; воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Оборудование:

Изобразительный ряд: репродукции – А. А. Пластов «Сенокос», И. И. Шишкин «Рожь», «Лесные дали»; образец педагогического рисунка «Пусть всегда будет солнце» (карандаш).

Литературный ряд: стихотворения – Платон Воронько «Лучше нет родного края», А. А. Прокофьев «Родина», Елена Благинина «Посидим в тишине», О. Фокина «Храни огонь родного очага».

Музыкальный ряд: песня «Пусть всегда будет Солнце» (музыка А. Островского, слова Л. Ошанина), «Песня о Родине» (музыка И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача), «Песня о Родине» (музыка А. Филиппенко, слова М. Познанской).

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Подготовка красок к работе.

II. Постановка темы урока.

Учитель. Сегодня тема урока является завершающей темой четверти и всего учебного года.

ω Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Послушайте стихотворение:

На широком просторе

Предрассветной порой

Встали алые зори

Над родной стороной.

С каждым годом все краше

Дорогие края.

Лучше родины нашей

Нет на свете друзья.

А. Прокофьев

Верно, стихотворение А. А. Прокофьева посвящается нашей Родине, сегодня у нас урок на тему «Родина».

III. Актуализация знаний учащихся.

ω Ребята, а с чего у каждого человека начинается Родина?

Верно, Родина начинается и с березки возле вашего окна, и с теплых и нежных рук матери.

ω А что мы еще называем родиной?

Правильно, родина – место, где мы родились и выросли.

IV. Вводная беседа.

Слово учителя. Послушайте, как поэты воспевают нашу Родину.

ЛУЧШЕ НЕТ РОДНОГО КРАЯ

Жура-жура-журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

«Где же лучшая земля?»

Отвечал он, пролетая:

«Лучше нет родного края!»

П. Воронько

ω Ребята, а что еще входит в представления о красоте родной земли, о ее людях?

Наша Родина! Она одна, другой не бывает. Это место, где живешь ты, твои родители, возможно, жили и твои предки. Родина – это и окружающая среда: природа, постройки, предметы оформления дворов и парков, ограды, детские площадки… Каждому народу дорога та земля, где он родился и вырос, где жили его предки, живут родные.

ХРАНИ ОГОНЬ РОДНОГО ОЧАГА

Храни огонь родного очага

И не позарься на костры чужие.

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага!

Лелей лоскут отеческой земли,

Как ни болотист, как ни каменист он,

Не потянись за черноземом чистым,

Что до тебя другие обрели.

Лелей лоскут отеческой земли!

О. Фокина

Послушайте песню «Пусть всегда будет Солнце». Музыку написал А. Островский, слова придумал Л. Ошанин.

Звучит песня.

Живет на земле человек. Он маленький, земля – огромная. Но человек не один – на земле много людей. Они занимают всю землю.

В небе журавли летают стаями, в лесу под елями стоит мохнатая шапка – муравейник, в нем живет муравьиная семья. В море рыба ходит косяками. И люди тоже вместе живут. Так легче и веселей.

Тех людей, что живут вместе, говорят на одном языке, делают общее дело, зовут одним словом – народ. Народов много на Земле, и все они живут в разных частях ее. То место, где народ живет, зовется родиной.

Идет человек по Земле. К одним друзьям заходит в гости, к другим. Там человек поживет в гостях, тут поживет. Хорошо в гостях! В доме гостю всегда рады: и накормят всласть, и напоят вдоволь, и спать мягко уложат. Живет человек в гостях день, другой. Нравится ему. На третий день чувствует он: что-то не то. Постель мягка – да не так. Хлеб вкусен – да не так. И людей вроде отрывать неудобно от дел, заняты они. «Все не так. И человек идет домой. «В гостях хорошо, да дома лучше», – говорят люди.

Так и с Родиной. Ездит человек по разным странам, смотрит, как люди живут. В одной стране живут побогаче, посытнее. В другой – победнее, похуже. Всякие страны есть. А своя Родина – лучше. Каждый человек стремится, чтобы его Родина стала еще краше, еще богаче, потому что она одна. Все самое главное у человека – одно. Жизнь – одна, сердце – одно. И Родина тоже одна. Без Родины человек точно дерево без корня.

Наша страна – это все, чем мы живем. Это наши люди, наши дела, наши песни, заводы, космические корабли. И наша природа – тоже Родина. Наша Земля – это частица нас. Будь эта Земля иной, и мы были бы другие, говорили бы иначе.

Человек любит свою Землю. Потому что не может он без запаха прелых листьев, без звонкой струи ручья, без синей лохматой головки василька в поле. У каждого человека есть чувство, будто его связывает незримая связь с лесной чащей или морским ветром. Без рек и гор человек как без друзей.

Красоту родной природы особенно чувствуют художники. Шелест листьев, запах земли, цвет воздуха – все это проникло в их искусство. Художник видит природу как живое существо, даже неподвижный камень у него может смеяться от солнечного тепла или страдать от зимней стужи. В нашей стране много удивительных волшебников слова, звука, краски, способных передать красоту нашей родной Земли. Их искусство рождается из чувства любви к Родине.

V. Анализ репродукций.

Красоту родной природы воспевали не только поэты, но и известные художники, такие как Аркадий Алексеевич Пластов (1893–1972). Этот художник был подлинным знатоком и поэтом русской природы. Сын крестьянина-иконописца, А. А. Пластов получил образование в Москве. Дальнейшие годы были периодом упорного самообразования в области живописи.

Пластов черпал темы и сюжеты для своих картин в близкой ему жизни деревни, в хорошо знакомом быте и труде селян. А. А. Пластов подолгу жил и работал в родном селе, собирая этюдный материал для задуманных картин. Работы Пластова отличаются живым, непосредственным видением мира, его живопись широкая, темпераментная. Природа и человек в его произведениях всегда даны неразрывно. Особенно интересны работы Пластова, исполненные во время войны и в послевоенные годы.

Перед вами репродукция картины «Сенокос». Эта картина прославляет радость мирного труда. О картине «Сенокос» сам художник писал: «Кончена война, кончена победой великого русского народа над чудовищными, небывалыми еще во всей истории человечества силами зла, смерти и разрушения. Какое же искусство мы, художники, должны взрастить сейчас для нашего народа?

Мне кажется, – искусство радости… все должно быть напоено могучим дыханием искренности, правды и оптимизма. Это настроение и определило содержание новой моей картины «Сенокос»… Я, когда писал эту картину, все думал: ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся – смерть кончилась, началась жизнь. Лето 1945 года было изобильно травами и цветами в рост человека, ряд при косьбе надо было брать два раза уже обычного, а то, где место было поплотнее, и косу бы не протащить, и вал скошенных цветов не просушить. А ко всему тому косец пошел иной: наряду с двужильными мужиками-стариками вставали в ряд подростки, девчата, бабы. Ничего не поделаешь – война. Кто покрепче – был в армии. Но несказанно прекрасное солнце, изумруд и серебро листвы, красавицы березы, кукование кукушек, посвисты птиц и ароматы трав и цветов – всего этого было в преизбытке».

Сказано так ярко, что и добавить к словам художника нечего. Действительно, с замечательным реалистическим мастерством создал художник картину, прозвучавшую как подлинный гимн мощи, красоте и силам нашей Родины. Не случайно такую важную роль в этом произведении играет пейзаж, ставший воплощением бурной радости жизни.

Определите фамилию художника, который явился создателем русского эпического пейзажа. Произведения этого популярнейшего художника вам уже хорошо известны со второго класса. Его наследие огромно: это сотни картин, тысячи этюдов и рисунков, множество гравюр – офортов. Титанический труд художника вызвал к себе глубокое уважение со стороны современников. Большой любовью зрителей пользуется искусство этого мастера и в наши дни.

Этот художник родился на Каме, и благодаря своему отцу, страстному любителю природы, он еще в детстве открыл для себя ее величие и красоту. После художник учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем и в Петербургской Академии художеств.

ω Кто этот художник?

Верно, это – Иван Иванович Шишкин.

ω Какую картину художника мы с вами рассматривали во втором классе?

Верно, картину «Рожь» – одно из высших его достижений. Посмотрите на нее снова и вспомните, как мастер в ней сумел создать величавый образ русской земли.

Позже И. И. Шишкин исполнил другое не менее известное произведение – картину «Лесные дали».

ω Какое впечатление производит на вас эта картина?

Эта картина написана свободно и широко.

ω Что в этой картине особенно красиво и вам больше всего нравится?

Перед нашим взором разворачивается величественная панорама лесных массивов, где-то вдалеке среди темной зелени голубеет лесное озеро или излучина реки. Общий холодный голубовато-зеленый тон картины как бы несет в себе дыхание северного лета. Картина выглядит строгой и величавой одновременно.

VI. Работа над новым материалом.

ω Кто из вас уже представил свою композицию?

Сюжетами ваших рисунков могут быть: ослепительный круг солнца, под живительными лучами которого красуются яркие головки тюльпанов, роз и других цветов; портрет любимого друга, мамы, бабушки; поляна с цветами и дорожка, убегающая вдаль; праздничная, украшенная цветами, флагами и фонариками родная улица. А может быть, вы нарисуете березку с изумрудно-зелеными листьями, спускающимися гирляндами под окном.

Обсуждение композиций рисунков.

В зависимости от замысла рисунка лист бумаги располагается вертикально или горизонтально. Определите размеры изображений, их расположение в плоскости листа.

Я надеюсь, что под воздействием произведений литературы, музыки и изобразительного искусства у вас возникнут зрительные образы по теме «Пусть всегда будет солнце».

Звучат «Песня о Родине» (музыка И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача), «Песня о Родине» (музыка А. Филиппенко, слова М. Познанской).

Учитель. Я свой рисунок посвящаю маме и ее дочке. Послушайте стихотворение.

ПОСИДИМ В ТИШИНЕ

Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой,

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:

– Я тоже двигаться хочу.

Я бы многого хотела:

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать…

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул по мне.

«Ничего, – шепнул он будто, –

Посидим и в тишине!»

Е. Благинина

Выполним рисунок мамы и дочки. Героини сидят у окна и о чем-то доверительно беседуют.

VII. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах.

– Выполним сегодня линейную прорисовку композиции, а на следующем уроке выполним работу красками.

1. Располагаю лист по горизонтали. Провожу линию подоконника. Определяю место, занимаемое на плоскости бумаги мамой с ребенком. При этом я выполняю их обобщенно, как неразрывную группу. Помните: самое главное в композиции надо выделять размером и цветом.

2. Намечаю размеры и пропорции отдельно мамы и девочки. Определяю их фигуры схематично. Голову рисую в форме сложного прямоугольника. Приблизительно отмечаю в центре композиции фигуры мамы и девочки по пояс. Тогда изображение их будет более крупного размера.

3. Уточняю размер и пропорции каждой героини композиции. Весь смысл работы состоит в том, чтобы показать неразрывную связь между матерью и ее ребенком. При этом фигуры надо нарисовать таким образом, чтобы эту связь подчеркнуть. Для этого я маму с дочерью рисую сидящими у окна обнявшись. Далее рисую фигуры и головы героинь. У девочки в руках кукла. У обеих героинь руки лежат на груди женщины соприкасаясь, как символ их единения.

4. Детально прорисовываю фон – солнце, оконную раму, штору в комнате и стул, на котором сидят мои героини. Тщательно прорабатываю одежду, черты лица каждой из участниц композиции. Рисунок закончен.

VIII. Самостоятельная работа учащихся.

Задание. Сначала определите всю композицию, не задерживайтесь на деталях. Выполняйте рисунок в том же порядке, как делала я. Надеюсь, что у вас получатся интересные композиции.

IX. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

Учитель. Впечатления о счастливом детстве, о Родине удалось передать нескольким ученикам (фамилии, имена) в своих композициях.

ω Что не получилось у авторов этой работы?

Учитель. Посмотрите, как верно переданы у … (фамилия, имя ученика) в рисунке пропорции фигур людей.

А вот у … (фамилия, имя ученика) творческое воображение очень развито, посмотрите на его интересный рисунок.

Удачно передано ощущение счастья в работе … (фамилия, имя ученика).

2. Обобщение изученного материала.

Учитель. В следующую встречу выполним работу в цвете.

ω Кто запомнил имена художников и названия их работ, с которыми вы сегодня познакомились?