Уроки литературного чтения в 4 классе Сказки ГХ Андерсена

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №464 Пушкинского района

Санкт-Петербурга

« Русалочка»-

грустная сказка о любви

Учитель: Киселёва О.Л.

2012

Оглавление

TOC \o «1-3» \h \z \u HYPERLINK \l «_Toc343865184» 1.Цели и задачи урока PAGEREF _Toc343865184 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc343865185» 2. Ход урока PAGEREF _Toc343865185 \h 6

HYPERLINK \l «_Toc343865186» 1. Организационный момент PAGEREF _Toc343865186 \h 6

HYPERLINK \l «_Toc343865187» 2. Вступительное слово учителя PAGEREF _Toc343865187 \h 6

HYPERLINK \l «_Toc343865188» 3. Работа с текстом PAGEREF _Toc343865188 \h 6

HYPERLINK \l «_Toc343865189» 4. Релаксация PAGEREF _Toc343865189 \h 6

HYPERLINK \l «_Toc343865190» 3. Итоги урока PAGEREF _Toc343865190 \h 9

HYPERLINK \l «_Toc343865191» 4. Домашнее задание. PAGEREF _Toc343865191 \h 10

HYPERLINK \l «_Toc343865192» 5.Самоанализ PAGEREF _Toc343865192 \h 10

HYPERLINK \l «_Toc343865193» 6. Список литературы PAGEREF _Toc343865193 \h 13

1.Цели и задачи урока

.Познавательные

обобщение и систематизация знаний учащихся по сказке Андерсена «Русалочка»;

постановка и формирование проблемы, решение проблем творческого и поискового характера;

смысловое чтение

Личностные

духовно-нравственное воспитание учащихся;

осознание нравственной глубины данного произведения;

нравственно-этическая ориентация, личностный моральный выбор;

совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости , чуткости);

развитие творческих способностей.

Метапредметные

приобщение детей к основам мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества;

развитие ценностно-смысловой сферы деятельности;

знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.

Предметные

формирование положительной мотивации к чтению;

создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения худ. литературы;

развитие воображения; совершенствование навыка чтения;

развитие литературных способностей.

Регулятивные

целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того , что ещё нужно понять

2. Ход урока

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

Мне хотелось бы начать этот урок словами самого Г. Х. Андерсена:

«Моя жизнь — прекрасная сказка, богатая событиями, благославенная. История моей жизни поведает миру то , что она говорит мне:

-Господь милостив , и всё , что творится — к лучшему.»

Запомните эти слова. Мы ещё вернёмся к ним в конце урока.

У каждого возраста — свой Андерсен. Для маленьких читателей (даже слушателей)-это «Дюймовочка»,»Стойкий оловянный солдатик», «Огниво»…В 9-10 лет приходят «Дикие лебеди» , «Снежная королева» и , конечно же , — «Русалочка» ; грустная сказка о преданности и любви.

С содержанием этой сказки вы познакомились на предыдущих уроках , а многие знали её и раньше , хотя бы по одноимённому мультфильму ; но по словам Андерсена у этой сказки есть «скрытый смысл», доступный не каждому..

-Давайте попробуем познать этот смысл , разгадать тайну этой сказки….

3. Работа с текстом

4. Релаксация

-Чтобы лучше проникнуться настроением сказки, почувствовать жизнь моря , а значит и жизнь Русалочки , закроем глаза и попробуем нарисовать картины морских глубин под музыку , которая так и называется «Зов моря»

-Русалочка-младшая дочь морского царя.

-Выделяет ли её автор из числа сестёр? Докажите.

(Он описывает пять сестёр вместе, а её отдельно)

-Для чего автор использует элемент сравнения? (Видно, что Русалочка другая.)

-В чём проявляется её странность?

(В её увлечениях, в интересе к людям.)

-Докажите словами автора.

(«Больше всего Русалочка любила рассказы о людях…»)

-О чём Русалочка узнала от бабушки?

(О бессмертии души.)

(Чтение диалога подготовленными учащимися.)

-Когда Русалочка решила уйти к людям?

(Тогда , когда поняла , что любит принца.)

(«Как я люблю его! Больше, чем отца и мать!…»)

-Но не только к принцу тянулась её душа… Какая ещё у неё была цель?

(«…обрести бессмертие души…»)

-Каким был путь Русалочки к людям?

(Она пошла к ведьме.)

-Зачем автор так подробно описывает этот путь?

(Чтобы показать, как Русалочке было страшно.)

Найдите слова автора , подтверждающие это.

-Почему Русалочка не повернула назад?

(«Она вспомнила о принце и о бессмертной душе».)

-Что принесла в жертву Русалочка?

(Свой чудный голос, хвост.)

-Русалочка отказалась от себя; ведь голос — это сущность русалки, от близких, от Родины

( ей было тяжело психологически , а физически?

(«…Будет больно так , как будто тебя пронзят острым мечом…»)

-Для чего были принесены эти жертвы?

Вывод: истинная любовь — это жертвенность.

Физкультминутка.

-Как относился принц к Русалочке?

(Принц любил за любовь Русалочки к себе ; любил, «как милое дитя».)

Чтение текста.

-Такую ли любовь ждала Русалочка?

(Нет.)

Вывод: не всякая любовь вызывает ответное чувство.

-Почему оказалась невозможной любовь Русалочки и принца?

(Они разные.)

-Чем они отличаются? Докажите.

(Принц живёт «земной» жизнью, а Русалочка — духовной.)

-Русалочка любила, но была ли она счастлива?

(Нет.)

Вывод: любовь и счастье — не всегда синонимы.

-Бывает, что любовь приносит страдание. Докажите это словами автора.

-Почему не сбылось предсказание ведьмы, и Русалочка не умерла?

(Её спасли сёстры. Они отдали свои прекрасные волосы.)

Вывод: «Русалочка»- это сказка ещё и о великой родственной любви.

-Чтобы спастись, Русалочка должна убить принца. Его смерть — её жизнь. Почему она этого не сделала?

(Она любила его.)

-Русалочка снова приносит жертву… Есть ли разница между первой и второй жертвами?

(Есть — Русалочка отдаёт свою жизнь.)

-Итак, история любви Русалочки начинается и заканчивается жертвами.

-Что изменилось за этот промежуток земной жизни?

— В чём Русалочка осталась прежней?

(В своей любви.)

-Композиция сказки подчёркивает нерушимость любви Русалочки к принцу. И пусть она не добилась его любви , но в награду за свою любовь она получила возможность обретения бессмертной души. Душа Русалочки уже не зависит от чьей-то любви, она прошла свой путь и приблизилась к заветной цели.

-Как мы можем это понять, какие подсказки даёт нам автор?

Русалочка в первый раз почувствовала слёзы.

(Слёзы — шаг к бессмертию души.)

3. Итоги урока

-Каков же финал сказки? Однозначен ли он?

(Русалочка не добилась любви принца, но у неё осталась бессмертная душа. Она была не очень счастлива на земле, но у неё есть надежда , что она будет счастлива на небе.)

Вывод: «Русалочка» — это сказка о любви , как смысле жизни ,

(Русалочка и принц);

о любви родственной

(Русалочка и сёстры);

о любви, как дороге к Богу;

о любви, помогающей пережить нам все земные тяготы и заботы.

-Давайте вспомним начало урока, слова Г. Х. Андерсена…

-Согласны ли Вы, что и в нашей жизни есть место сказке, чуду?

И даже, когда нам очень плохо, нужно уметь достойно преодолевать трудности, верить, что всё к лучшему и любить.

4. Домашнее задание.

23 августа 1913 года , 98 лет назад, в Копенгагене был открыт памятник Русалочке.

Строки Пушкина, как будто рассказывают нам об этом…

SHAPE \* MERGEFORMAT

— Прекрасно море в синей мгле,

И небо в блёстках без лазури;

Но верь мне: дева на скале-

Прекрасней волн, небес и бури.

Как Вы думаете , почему именно Русалочке , а не другим героям Андерсена , был воздвигнут памятник?

Урок для меня показался

коротким/длинным

На уроке я работал

активно/пассивно

Своей работой на уроке я

доволен/не доволен

За урок я

не устал/устал

Моё настроение

стало лучше/стало хуже

Материал урока был

понятен/не понятен

Домашнее задание мне кажется

лёгким/трудным

5.Самоанализ

Данный урок является 3-м уроком по теме: «Сказка Г.Х.

Андерсена «Русалочка.» Ранее дети были знакомы на уроках внеклассного чтения с такими сказками Андерсена, как, или, как их ещё называют «сказками для взрослых». Эти глубоко нравственные произведения были восприняты детьми, так как их восприятие и осмысление было основано на субъективном опыте.

«Русалочка» — сказка о любви…Не рано ли? Но просматривая программу телепередач глядя на время их показа, на качество содержания, понимаешь, что разговор о любви, чистой и бескорыстной, будет уместен и своевременен.

Тип урока: » Анализ художественного произведения.»

Решение задач урока соответствует требованиям программы по лит. чтению для 4-го класса УМК «Школа России.»

Чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я поставила перед моими учениками посильные познавательные проблемы.

Для активизации мышления учащихся использовалась система вопросов по сюжетной линии произведения , создавались проблемные ситуации , домашнее задание ученики выполняли по группам , на уроке активно использовался учебник.

Использование компьютерных технологий на уроке даёт возможность для развития детей.

Особенно важен уровень самостоятельного мышления детей , их нравственная оценка , и как её продолжение самооценка своих поступков.

Этот урок должен стать ещё одним «кирпичиком» в фундаменте духовно-нравственного воспитания учащихся.

Для эмоц. восприятия материала были использованы рисунки учащихся , музыка , слайды.

Особый аспект на уроке имеет здоровьесберегающий эффект.Я постараюсь создать ситуацию психологического комфорта , когда каждый ребёнок успешен в своём мнении , не боится высказываться .

На уроке применена гимнастика для глаз (по тексту Сологуб) , дыхательная гимнастика.

Использованы возможности кабинета ИКТ.

Думаю, что дети будут активны , внимательны , работоспособны , и данная форма организации учебной деятельности будет достаточно эффективной.

С моей стороны будут соблюдены нормы пед. этики и такта , культура общения «ученик-учитель» , «ученик-ученик».

Надеюсь, что дети осознают глубокий нравственный смысл этого произведения, кто-то на уроке, кто-то позже…

HYPERLINK \l «_top» На титульный лист

6. Список литературы

Горецкий В. Г. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.1 ч.- М.: Просвещение,2011.

Кутейникова Н.Е. Литература. 5 класс: Русская литература.Зарубежная литература: Пособие для учителя /Под общей редакцией Н. Е.Кутейниковой..- М.»Айрис- пресс, 2004.

Российская школьная хрестоматия. 4 класс. М.: Интербук, 2010

Газета «ПедСовет».2010.№3.

Светловская Н. Н., Джежелей О. В. Внеклассное чтение в 4 классе. М.: Просвещение,2009.

Киселева О.Л.

PAGE

PAGE 12