Уроки на основе современных технологий

Предмет математика 1 класс.

Тема: Круглые числа.

Цель урока: Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия круглых чисел, способа записи и действий с круглыми числами.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с записью и названием круглых чисел. Научить графически представлять круглые числа, сравнивать их, складывать и вычитать. Закрепить смысл сложения и вычитания, счёт в пределах 10, решение задач на нахождение части или целого.

2.Формировать действия самоконтроля и самооценки через рефлексивный контроль, пооперационное сопоставление с образцом.

3.Способствовать повышению учебной мотивации, познавательной активности, формированию учебной деятельности учащихся через организацию разных форм работы.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Методы обучения: проблемный диалог, моделирование, репродуктивный, наглядный, пропедевтический.

Оборудование: Таблицы-опоры, схемы задач, наборное полотно, раздаточный материал: модели десятков, «раскладушки» с числами, условные знаки — «мордочки», сигнальные знаки, чистые листочки; 3 конверта, индивидуальные доски, картинка Незнайки.

Ход урока.

I. Орг. момент.

Прозвенел уже звонок, А у нас, ребята, с вам

Математики урок.

— Желаю вам доброго настроения и успешной работы на уроке.

Включение детей в деятельность. («хочу»)

Игра “День – Ночь»

8 – 5 + 7 – 9 + 8 – 6 + 4 — 2 + 3 – 8 = (0)

(Ответ показывают разрезными цифрами)

Проверка в форме дискуссии.

— Получились разные ответы.

— Кто докажет свой ответ? (один уч-ся ведёт счёт указкой по числовому ряду на доске)

2. Выделение содержательной области: («могу»)

— Какое количество предметов обозначает число 0? (нисколько)

— Тогда зачем нужен 0? (Для обозначения отсутствия предметов)

Чтение стих-я «Круглый 0» подготовленным уч-ся.

— Сегодня на уроке мы ещё встретимся с 0?

II. Актуализация знаний.

Слайд № 1или на доске:

1.Найдите значение выражений:

9д-4д =

8д-3д =

7д-2д =

6д-1д =

5д+0д =

(Решают на черновиках. Желающие выходят и записывают ответы)

— Что общего во всех выражениях? (Значение равно 5д.)

— Какое выражение по вашему мнению «лишнее»? (5д+0д – сумма, а остальные разности)

— Каким должно быть последнее выражение, чтобы сохранилась закономерность? (5д-0д)

— Почему значение выражений не изменяется? (т.к. 0 обозначает нисколько)

2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.

-Пропишите в тетради самостоятельно 5д цифрами.

(учитель в процессе проверки выявляет, что дети затрудняются)

III. Постановка проблемы.

— Почему возникло затруднение? (Не умеем записывать десятки цифрами)

— Так какую цель поставим? (выяснить, как записываются десятки цифрами)

— Сформулируйте задачи урока. (Научиться записывать, называть десятки, сравнивать их, складывать и вычитать.)

— Как обозначим тему урока? (Запись и название десятков)

Физ-ка: Счёт через 5 до 50 в парах.

IV. Отрытие нового знания.

1. Выбор метода решения проблемной ситуации:

— Так как же мы разрешим нашу проблему?

— Ваши предложения?

2. Подведение детей к «открытию» нового знания с помощью подводящего диалога:

— Какое двузначное число мы уже умеем записывать? (10, один из уч-ся записывает на доске)

— 10-это сколько десятков? (1д)

— Что показывает ц.1? (число дес.)

3. Использование материализованных моделей:

(В ходе диалога на доске выстраивается таблица круглых чисел)

— Как с помощью модели изобразить 1д? ( )

— Сколько это отдельных точек? (10)

— С помощью каких цифр мы записали ч.10? (1,0)

— Что это значит? (в ч. десятков 1, а отдельных единиц нет, их обозначаем ц. 0)

— Какое число нам надо было записать? (5д)

— Сколько надо взять ? (5)

— Кто запишет на доске? Прочитайте число.

— Прочитаем хором.

— Как образовали слово? (5+ «десят»)

— Вот мы и сделали открытие.

— Пропишите в тетради ч.5д.цифрами.

— На что указывает 0?

-Какие двузначные числа мы уже умеем записывать? (10,50)

Такие числа с 0 называются круглыми.

Вывод: — Так как записать круглые числа? (к количеству десятков приписываем справа 0)

4. Фиксирование нового способа действия в языке и знаково.

Работа в учебнике: с.48 №1 Коллективное выполнение.

Рассмотрим другие круглые числа.

— Чтобы изобразить 2д, сколько надо взять ?( )

— Как получить 2д? (к1д+1д)

— Какими цифрами запишем 2д? (2,0)

— Как назовём число? (двадцать)

Слово учителя: раньше число 1д называли «дцать», а 2д как назовём? (2 раза по «дцать», два «дцать»)

— Какое ещё число образовано таким способом? (30)

— # 3д? ( )

-4д?

— А сейчас Саша вам расскажет о названии этого числа. (сообщение. Хавера А.)

— Как будем называть все остальные круглые числа? (К количеству д. подставлять «десят»)

V. Первичное закрепление.

1. Решение типовых заданий на новый способ действий.

1) Показ круглых чисел учителем на наборном полотне, дети стоя произносят названия.

— Давайте хором произнесём названия чисел от 10 до 90.

— Какие числа отличаются в названии? (40, 90)

2) Физкультминутка: «Поймай мяч – скажи число».

2. Проговаривание способа решения в громкой речи.

— Как назвать круглые числа?

Вывод: Чтобы назвать круглые числа, надо к числу десятков подставить слова «дцать» или «десят», кроме числа 40 и 90.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Работа по учебнику. С.48 №2. Самопроверка по экрану (эталону учителя).

— Кому нужна помощь? (поднимают красный сигнал)

— Встаньте те, у кого точно так же, как на доске.

— Молодцы!

— У кого ошибки, исправьте.

Первичный итог:

— Чему мы сегодня уже научились? (читать, записывать круглые числа и графически обозначать)

— Как вы думаете, можно ли выполнить какие-либо действия с круглыми числами?

— Что ещё не умеем? (сравнивать, складывать и вычитать)

— Научимся?

VII. Повторение.

1. Включение нового в систему знаний.

1) Сравнить круглые числа. (№3 с.49 вынесено на доску)

Игра «Пятнашки» (дети выбегают, ставят знак, отдают «пятнашку» другому, остальные выполняют в учебнике)

Комментирование по цепочке: 30 меньше 80, т.к. 3д меньше 8д

Вывод:

— Как сравнить круглые числа?

Чтобы сравнить круглые числа, надо сравнить число десятков.

Любое круглое число больше однозначного и наоборот.

2) Решение примеров.

— Незнайка не смог объяснить решение примеров. Помогите ему.

— Кто сможет побыть в роли учителя?

— Прокомментируйте решение примеров на опорах.

— Используйте модели.

На доске:

20+40=60

2д+4д=6д

70- 30=40

7д-3д=4д

Вывод: Как сложить и вычесть круглые числа?

Чтобы сложить (вычесть) круглые числа, надо сложить (вычесть) десятки и

справа приписать 0.

№4 с.49. Сам. работа по вариантам: Iв.- а),б). II в. – в),г). 4 уч-ся выполняют на индив. досках. Взаимопроверка.

3) Решение задачи с.49 №5. (дополнительно)

— Какую схему выберете для задачи? (на доске)

— Кто сможет решить без помощи? (Желающие могут решать за доской и на индив. досках, остальные в тетрадях после коллективного анализа)

Организация индивидуальной помощи нуждающимся учителем и консультантами-учащимися.

— Пользуйтесь алгоритмом решения задачи (проговорить алгоритм решения).

Проверка решения у уч-ся за доской с помощью сигнальных знаков.

— Какой ещё вопрос можно поставить к задаче? (запись решения в тетради)

(Если времени мало, вместо текстовой задачи предложить задачу-шутку устно)

Повышенный уровень// Межпредметные связи:

Задача-шутка.

— От Г. Остера нам пришло письмо-задачка: В корзину входит 3 десятка яиц. Но если их утаптывать ногами, войдёт в 3раза больше. Сколько яиц войдёт в корзину?

— Ваши рассуждения? (выслушать разные варианты ответов)

2. Поурочный контроль.

— Как считаете, научились ли вы решать примеры с круглыми числами?

— Тогда проверим:

Решение примеров по рядам на листочках (на доске цветные «листочки-письма» с примерами для каждого ряда)

Игра «Самый быстрый почтальон»

— Ребята, я вам написала письма – задания, а вы мне – ответы на листочках. (От каждого ряда 1-й решивший примеры уч-ся подбирает для своего ряда ответы-числа из конверта и прикрепляет к примерам.

I II III

20+40= 70+20= 60+10=

70-50= 90-30= 80-40=

10+70= 50-40= 50-30=

Проверка: Дети сигнализируют правильность.

Ребята «читают письма». Если соглашаются с ответами, то переворачивают карточки, прикрепляют к доске и читают слово «молодцы».

VIII. Итог урока.

1.Рефлексия деятельности уч-ся.

— Что нового узнали? (Как называются круглые числа)

— Чему научились? (Записывать, читать круглые числа, сравнивать, складывать и вычитать)

— Как выполнить сложение и вычитание круглых чисел?

2. Самооценка детьми собственной деятельности.

– Оцените свои успехи на уроке условным символом. (С помощью «мордочек»)

3. Оценка деятельности уч-ся учителем. (Показ условного символа, комментарии.)

— Я благодарю вас, ребята, за работу на уроке.

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Муйское районное управление образования

МОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа №3»

Открытый урок математики в 1классе.

Автор: Кропотова Маргарита Ивановна

учитель начальных классов.

п. Таксимо

2009г.

PAGE

PAGE 1