Уроки обучения грамоте

Уроки познавательного чтения( обучение грамоте).

ТЕМА: « БУКВА Б, ЗВУКИ Б,Б».

Цели: познакомить с буквами Б, б ; звуками Б, Б .; учить беглому и выразительному чтению, развивать внимание и мышление, фонематический слух; воспитывать бережное отношение к природе.

— Сегодня на уроке мы продолжим наше путешествие по азбуке, познакомимся с новой буквой, звуками, узнаем много нового и интересного. Чтобы узнать с какой буквой мы сегодня познакомимся, давайте послушаем кассету «Живая азбука» и отгадаем новую букву. – Какая буква чаще всего повторялась? А раньше она называлась «буки». Прочитайте хором слогослияния с буквой «Б».

БУ БИ БО БЕ БЫ БА

-А теперь разгадайте ребус , записанный на доске.

БЕЛКА

Произнесите эти два слова. Один ли и тот же звук в этих словах?

Эти звуки гласные или согласные? А сейчас мы с вами поиграем.

Игра «Хлопки». Я буду произносить слова, если в слове слышится твердый звук Б , то вы хлопаете 1 раз, а если мягкий Б ,то 2 раза.

БЕГЕМОТ, БАРСУК, ЗЕБРА, КОБРА, БЕЛКА…., а последнее слово я загадаю загадкой:

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шелохнулся, встрепенулся.

Раз…….и в небо улетел.

( БАБОЧКА)

Давайте проведем слого-звуковой анализ слов .У доски работают 2 человека.

ЗЕБРА ГОЛУБИ

Работа с «Азбукой». – Откройте учебники на странице 100.

— Иллюстрацию к какой сказке мы видим? («Сказка о Царе Салтане»)

— Кто ее написал? ( Пушкин)

-Где родился Александр Сергеевич? ( в Москве)

А кто знает сколько всего сказок написал великий писатель и поэт?

(5 и 1 не закончил).

Чтение стихотворения про белку хором.

Чтение про себя рассказа на 101 странице. Подчеркните букву Б.

Физкультминутка. Повторите за мной чистоговорки.

БЫ-БЫ-БЫ-в лесу выросли грибы.

БУ-БЫ-БА-из окна торчит труба.

БА-БО-БЫ-на дворе стоят столбы.

— А сейчас я вам прочитаю 2 стихотворения. Сравните их.

Ответьте на вопросы.

-Что сделал мальчик? Почему его мучила совесть?

Чем отличаются эти стихи?

Выразительное чтение детьми.

-Наш урок подходит к концу. Что нового узнали на уроке?

Что больше всего запомнилось? Спасибо за работу.

ТЕМА: « БУКВА П, ЗВУКИ П,П».

-Сегодня мы познакомимся с новой буквой алфавита, научимся произносить новые звуки, будем читать пословицы, скороговорки, чистоговорки.

-В руки палочки возьми,

Да не две, а лучше три.

Две поставь, а третью

На них положим, дети.

Что за буква? Посмотрите

И ее мне назовите.( Буква П)

-Вот зарядка для ума:

С буквой «П» найди слова. Сколько слов я произнесу с буквой «П»?

Пятачку однажды в праздник

Приготовлен был пирог.

Только Вини-Пух – проказник

Донести пирог не смог.

Зацепился за порог-

Испортил праздничный пирог.

Сравните два слова: ПОРОГ И ПИРОГ. Какие звуки стоят в начале этих слов? Звук П- гласный или согласный?

Игра «Хлопки» -Если в слове услышите твердый звук хлопаете 1 раз, если мягкий звук, то 2 раза.

КАПИТАН, САПОГИ, ЛОПУХ, ОПЕНОК, ПИЛА, ПЕСНЯ.

Сейчас мы будем проговаривать скороговорку, написанную на доске.

Пришел Прокоп, кипит укроп.

И при Прокопе кипит укроп.

-Почему слово Прокоп написано с большой буквы? Зачем нужны скороговорки? А что такое чистоговорки? Повторяйте за мной:

ЖА-ЖА –ЖА- есть иголки у ежа.

ЗА-ЗА-ЗА – уходи домой коза.

ТА-ТА-ТА- у нас дома чистота.

ПУ-ПУ-ПУ- а я чищу скорлупу.

-Что так такое скорлупа? Попробуйте сами составить чистоговорку.

Работа с «Азбукой». Найдите страницу 83 и прочитайте пословицы про себя. Первую пословицу читает Прохор:

ХОРОШИЙ ПЛОТНИК И В ПОЛЕ РАБОТНИК.

-Кто такой плотник? Объясните смысл этой пословицы?

-Найдите последнюю пословицу. Читает ее Андрей.

ДОБРЫЙ ПРИМЕР ЛУЧШЕ СТА СЛОВ.

— Что это за добрый пример?

Подчеркните во всех пословицах букву «П».

-Сейчас я вам прочитаю текст, где каждое слово начинается на букву «П». Ваша задача запомнить и назвать как можно больше слов.

— Найдите текст «Пушок» в учебнике «Я учусь читать». Читаем по цепочке.

-Какой жанр этого произведения? Как звали хозяина Пушка?

Кто слушался Павлика? Что делал Пушок? Почему слова Павлик и Пушок написаны с заглавной буквы?

Кто сможет пересказать рассказ?

Посмотрите на доску и образуйте новые слова, которые будут начинаться на ту букву, с которой мы сегодня познакомились.

БОЧКА — . ОЧКА

ДЕНЬ — . ЕНЬ

ГОРОХ — . ОРОХ

СУЧОК- . УЧОК

ДУХ — . УХ

ВЕЛИКАН- . ЕЛИКАН

ТОВАР — . ОВАР

ВОЛКИ- . ОЛКИ

Угадай героя книги (сказки)

Дай ответ на вопрос так, чтобы слово начиналось с буквы «П»:

Кому не дала выспаться маленькая горошина (Принцессе)

Почтальон из Простоквашино. (Печкин)

Веселый поросенок, друг Вини-Пуха. (Пятачок)

Кто звал кота, приговаривая: «Несет меня леса за дальние леса, за высокие горы»? (Петушка, золотой гребешок)

-С какой новой буквой мы сегодня познакомились? Что узнали нового на уроке? Как называлось произведение?

Спасибо вам за урок.