Уроки внеклассного чтения в начальной школе

Урок внеклассного чтения в начальной школе.

Учитель первой категории ИТЛ №24 г. Нерюнгри Венедиктова Оксана Григорьевна

Говорить свободно на русском языке — что может быть проще? Но владеть русским языком может далеко не каждый взрослый. Дети впитывают звуки речи с молоком матери, общаются со сверстниками, получают знания в школе. Но на деле оказывается всё сложнее. В раннем детстве человек задает окружающим очень много вопросов в день. С годами их число значительно снижается. Это происходит не потому, что ребенок не получил ответы на все свои вопросы, а потому, что он привык слишком часто не получать их. Взрослые заняты работой, домашними делами. Многие дети не любят читать, они не умеют находить необходимую информацию, в конце концов им просто не интересно.

Внеклассное чтение — это урок для введения в мир книг, но самое главное для того, чтобы ребенку было интересно.

На уроке ребята «знакомятся» с книгой, узнают что такое обложка, оглавление, предисловие, титульный лист. Учатся выбирать книгу по своему интересу. Они определяют тематику, жанр произведения. Особое внимание уделяется биографии автора, стилю его письма.

Очень важно в младшем школьном возрасте выбрать книгу для «души». Поэтому тематика выбранных произведений обширна: сказки, рассказы о животных, рассказы о детях. Учащиеся остро переживают поступки своих сверстников, их волнуют нравственные переживания героев.

На уроках внеклассного чтения мало просто выбрать интересную книгу и прочитать её. Надо уметь читать в буквальном смысле этого слова. Недостаточная техника чтения не позволяет ребёнку понять смысл произведения. Ученики искажают читаемые слова, неправильно ставят ударение, нарушают темп и четкость произношения слов, не выделяют интонацией знаки препинания. В связи с этим не понимают содержания прочитанного.

Для решения этих проблем на уроках внеклассного чтения провожу различные упражнения.В процесс обучения вводятся упражнения, с помощью которых одновременно развиваются различные виды памяти, мышления, речь, внимание, наблюдательность, сообразительность. Начать урок можно с определения фамилии автора и названия произведения с помощью ребусов, пиктограмм, логических цепочек : *нос^ «O (Носов «Огурцы), *Андерсен Г.Х, Д.Родари, Л.Н.Толстой (Толстой Л.Н. так как он русский писатель, а остальные зарубежные, он не является сказочником)

Необходимо на каждом уроке внеклассного чтения проводить работу над определением лексического значения слов. Предлагаемые задания связаны с творческим подходом, с поисками ассоциаций. Например, можно предложить подобрать существительные к слову тяжёлый(камень, день, человек), бежать (спортсмен, время, вода, ручей). Большую помощь в этих заданиях оказывает работа с загадками. Отгадывание загадок является эффективным приемом видеть иносказательный смысл, находить «спрятавшийся» за ним предмет. В ходе работы определяется с выделения ключевого понятия, определяющего характер предмета. Если ключевое слово найдено, то осталось только назвать предмет. Когда этот вид работы усвоен, можно переходить к самостоятельному созданию загадок. Учащиеся стремятся «зашифровать» предмет, найти метафору. Данный вид работы вызывает интерес, помогает использовать выразительные средства языка. Данный вид работы целесообразно проводить в парах, так как дети с разным уровнем мышления, речи, воображения дополняют друг друга и радуются совместному результату.

Изучение фразеологизмов является неотъемлемой частью работы по культуре речи, определению содержания и методике проведения которых уделяется сейчас большое внимание по причине низкого уровня речевой культуры детей .Начинаем задание с вопроса «Почему мы так говорим — водой не разольёшь?». Далее следуют варианты ответов детей, обязательно с аргументами. Затем следует вопрос «Когда мы так говорим?».В продолжении работы возможно иллюстрирование фразеологизма, составление рассказов, сказок с устойчивыми выражениями.

Уроки внеклассного чтения не должны проходить скучно и однообразно. Каждый раз ученик настраивается на встречу с необычным, увлекательным. Это может быть и урок- игра, урок-сказка, урок спектакль.

Учащиеся воспринимают то, что часто звучит на уроке: литературное слово учителя, музыка. Поэтому на уроке литературного и внеклассного чтения часто использую отрывки из музыкальных произведений в качестве стимулирования образного мышления.

На уроках внеклассного чтения составляем сценарии к прочитанным произведениям. Работа проводится в несколько этапов:

1) Знакомство с произведением, анализ поступков героев, анализ исторического промежутка, в котором происходит событие.

2)Деление текста на части (сцены).

3) Чтение каждой части по ролям

.4)Чтение каждой части по ролям без слов автора.

5) Изменение текста героев в сценарии с учетом слов автора.

6)Составление сценария.

7) Показ спектакля.

Это работа требует 2-3 уроков внеклассного чтения. Произведения для подобной работы подбираю небольшие по объёму. Неотъемлемой частью урока становится применение технических средств: телевизор, компьютер, проектор.

В качестве примера можно привести конспект урока по внеклассному чтению «Маленький Мук»

Тема: В.Гауф»Маленький Мук»

Цели: 1.Образовательная: приобщать детей к чтению детской художественной литературы, вырабатывать потребность в приобретении знаний, расширять кругозор детей, воспитывать интерес к детской литературе

2.Развивающая:учить понимать чужие мысли, заключенные в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор.

Развивать способность детей высказать собственное мнение по определенному вопросу, использовать исследовательские и творческие методы для доказательства своей мысли.

3.Воспитательная:Воспитывать у детей чувство сопереживания, великодушия, умения прощать.

Оборудование: проектор ,книга В.Гауфа «Маленький Мук»

Ход урока

1.Орг.момент.

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком.. (книга)

— Книга приглашает нас в свой таинственный мир, открывает перед нами свои тайны. Приготовьте свои рабочие места и сосредоточьтесь перед встречей с тайной.

2.Актуализация знаний.

-Мы знакомы со многими детскими писателями. Знаем их биографии, их произведения. Определите автора произведения, с которым мы познакомимся на уроке: К.И.Чуковский, С.Я.Маршак, В. Гауф, Н.Н.Носов.

-Почему вы так решили?(Это зарубежный писатель)

— Кто из вас знаком с биографией Вильгельма Гауфа? Кто знает какие книги он написал?

_Вильгельм Гауф родился в начале 19 века в Германии. Мальчиком он очень любил читать книги из дедушкиной библиотеки. Закончив университет Гауф устроился репетитором и семейным наставникам к детям министра обороны Германии. Именно для этих детей он и написал свои волшебные сказки. Гауф очень жалел людей, поэтому каждая его сказка заканчивается счастливо. Всего он написал 18 сказок для детей. Но его нельзя назвать детским писателем, так как он очень много писал для взрослых: романы, рассказы, легенды.

Произведение с которым мы сегодня познакомимся называется «Маленький Мук»

*Чтение сказки учителем

-Какое чувство вы испытали, прослушав это произведение? (жалость, грусть за М.М. и радость за победу над злой старухой и жадным королем)

— Охарактеризуйте главного героя.( добрый, справедливый, трудолюбивый)

— Определите жанр произведения.(волшебная литературная сказка)

-Назовите признаки волшебной сказки.(волшебный помощник, волшебные предметы)

*Самостоятельное чтение сказки детьми.

3. Работа по содержанию текста

-Где происходят события сказки?( В восточном городе)

-По каким признакам вы это поняли? (плоские крыши домов, одежда: халат, остроносые тапочки, чалма, шаровары., кинжал)

-В какое время происходят события в сказке? ( в древние времена, когда были короли и волшебники)

— Как в это время жилось простым людям?

4. Деление текста на части (сцены)

Когда мы приходим в театр, то на сцене видим декорации к спектаклю. Каждая декорация специально выполнена к определённому событию (сцене). С чего начинается сказка? (Дети обижают Маленького Мука)

-До каких слов происходят события в этой части? (рассказ отца)

— Прочитайте эту часть.

-Назовите участников этой сцены.

— Прочитайте отрывок по ролям.

-А теперь прочитайте этот же отрывок без слов автора.

-Мы поняли смысл текста?

-Чтобы в сценарии был смысл и актеры смогли передать его зрителям, мы должны на основе слов автора составить слова для персонажей. Кто в этом отрывке являются героями? (Мальчики и Маленький Мук).

-На основе текста составим реплики для героев. Сколько было мальчиков? (В сказке не указано)

-Составим слова для группы мальчиков из трёх человек. У маленького Мука есть слова в этой сцене? (нет)

-Как вы думаете, почему? (Он взрослый человек и понимает, что дети ещё маленькие и не совсем понимают, что делают)

Сценарий 1 части. Участники: 1 мальчик, 2 мальчик, 3 мальчик, Маленький Мук, отец.

(Мальчики дразнят маленького Мука, дергают за полы халата)

1 мальчик.- Посмотрите! Вот идет крошка Мук!

2мальчик.-Какие у него огромные туфли!

3 мальчик.- А какая большая чалма на огромной голове! Эй, Маленький Мук!

1 мальчик.- Крошка Мук, крошка Мук,

Сам ты мал, а дом — утёс;

2 мальчик.- В месяц раз ты кажешь нос.

Ты хороший карлик- крошка,

Голова крупна немпожко,

3 мальчик.- Оглянись скорей вокруг

— И поймай нас крошка Мук!

1 мальчик.- Я сейчас наступлю тебе на туфлю! Ха-ха-ха! ( маленький Мук падает, с трудом поднимается и идет к дому отца 1 мальчика)

-Так закончилась 1 часть нашего сценария.

Итог урока: Сегодня вы были сценаристами. Это лёгкая профессия? В чем заключается её тяжесть?

Д/з — определить рамки 2 сцены, назвать участников.

В таком порядке проходит работа и на следующих уроках внеклассного чтения. Количество уроков по одному произведению зависит от уровня класса, его техники чтения.

Использованная литература: Саутина Е.В. Использование лексического материала с целью развития языковой личности младшего школьника. Начальная школа №4 2006г.

Виноградов В. В. “Фразеологизмы русского языка”, М., 1967, книга В.Гауфа «Маленький Мук».