Уроки здоровья

Моё здоровье.

Цель урока

Добиться понимания того, что здоровье – не просто отсутствие

болезней, а высокое качество жизни.

Задачи урока

* обсудить с детьми понятия «здоровье» и «нездоровье»

* обсудить постановку детьми личной цели – быть здоровыми

* снятие затруднений при обращении друг к другу

* создание климата психологической «безопасности», разработка

правил работы группы, ритуалов тренинга

Материалы для урока

* заготовки визиток

* фломастеры

* скотч (булавки)

* ножницы

* ватман

* схемы к понятиям «здоровье» и «нездоровье»

* макет здорового человека

* переносная доска и мел (фломастеры)

* листы для рисуночного теста

Ход урока

Представление себя, знакомство с целью занятий и формой работы:

Мы специалисты медико-педагогической школы. Давайте вместе выясним, чем же занимается медико-педагогическая школа?

Если она медико-, значит она изучает что?

(организм человека)

Медицина отвечает за здоровье человека.

А ещё школа педагогическая. Чем занимаются педагоги?

(учат)

— Значит, что делают специалисты медико-педагогической школы?

(учат сохранять своё здоровье, заботиться о нём)

Вам нравится, что мы сидим в кругу? Чем нравится?

На всех занятиях мы будем сидеть так, чтобы хорошо всем видеть друг друга, чтобы легче было общаться.

Наши занятия называются не уроком, а тренингом, от слова «тренироваться». А тренироваться мы будем понимать друг друга, понимать себя, понимать. Что полезно, что вредно для нас.

Знакомство с участниками.

Чтобы нам было легче познакомиться и запомнить друг друга, мы предлагаем каждому оформить себе визитку. Вы можете написать любое имя, по которому к вам будут все обращаться. Это может быть ваше личное имя в разных формах, имя другого человека или сказочного героя, прозвище и т.д. Главное, чтобы оно нравилось и было бы приятно, что к вам так обращаются. Возьмите фломастер того цвета, который соответствует вашему настроению, и оформите, пожалуйста, визитку.

(закончив оформление, участники подходят

к ведущим, которые помогают закрепить

визитку на груди участника).

Чтобы лучше запомнить имена, мы поиграем в игру «Эхо». Каждый участник встаёт и настолько громко, на сколько себя любит, прокрикивает своё имя. После все остальные 3 раза повторяют это имя: 1-ый раз – так же громко, 2-ой раз – просто проговаривают, 3-ий раз – произносят шёпотом.

3. Разработка правил группы.

— Чтобы общая работа была успешной, чтобы люди могли лучше

понимать друг друга, в любой группе устанавливаются определённые

правила.

— Как вы считаете, они нужны, или можно обойтись без всяких правил?

— Для чего они нам нужны?

— Подумайте, пожалуйста, какие правила нам необходимо соблюдать в

нашей группе?

— Чтобы каждый принял участие в обсуждении, давайте разделимся на

микрогруппы.

(деление с помощью игры «Зима – лето»)

— В каждой микрогруппе выберите:

* хронометриста

* оформителя

* докладчика

* генератора идей

* инициатора дискуссии

* старосту

(участники высказывают свои

предложения, они обсуждаются,

делается вывод и формулируется

правило. В конце обсуждения каждая

группа зачитывает свои правила и на их

основе формируются правила работы

группы. Ведущий оформляет правила на

ватмане, который используется на

каждом последующем занятии).

— Вы согласны с этими правилами?

(да).

— Тогда в знак согласия обведите на ватмане каждый свою руку вместо печати.

— Итак, основные правила:

* уважай себя и других,

* в каждый момент времени может говорить только один человек,

* каждый имеет право на высказывание своего мнения и участие в

работе, не опасаясь стать объектом критических нападок,

* правило «Стоп» (поднятая правая ладонь; используется в случае, если

кто-то нарушает правила и его надо остановить, либо делает, говорит

несоответственно заданию, вопросу),

* поднимай руку, когда хочешь высказаться или задать вопрос.

(Могут быть дополнения в зависимости от конкретного класса, их

предложений …)

Игра-энергизатор «Одно целое».

— Все встают в один круг, берутся за руки. По команде все начинают

приседать и вставать в определённом ритме (его задаёт тренер). Через

некоторое время тренер намеренно нарушает ритм движения (начинает

приседать медленнее или быстрее остальных). При этом возникает сбой

в цепочке участников.

— Почему произошёл сбой?

(один нарушил правило)

— Если будем в нашей работе все вместе соблюдать правила, то сбоев не

будет.

Мозговой штурм.

— Мы говорили о том. Что будем с вами обсуждать, как сберечь своё

здоровье. А что же такое «здоровье»? Чтобы ответить на этот сложный

вопрос, мы напишем свои ассоциации в два столбика: здоровье –

нездоровье.

(работу выполняем в микрогруппах. Ответы в виде схем, надписей, рисунков).

На основе выступлений детей заполняем на доске таблицу:

Здоровье

физическое

умственное

социальное

(вторая строчка в таблице появляется в

результате обсуждения).

— Ребята, почему мы все ваши ассоциации записали в три столбика?

— Давайте попробуем их озаглавить.

— О каком здоровье говорится в первом столбике?

— Во втором?

— В третьем?

Словарь:

* Физическое здоровье – это сильное, крепкое тело человека.

* Умственное здоровье – это ум и сила духа человека.

* Социальное здоровье – это благополучие человека и умение ладить с

окружающими.

В результате подведения итогов появляется макет здорового человека.

— Давайте подведём итог: что же такое в целом – здоровье человека?

— Здоровье – это состояние физического, умственного и социального

благополучия человека.

6. Игра-энергизатор «Поменяйтесь местами».

— Чтобы у нас было хорошее настроение и мы прекрасно себя

чувствовали, давайте сыграем в игру «Поменяйтесь местами». Я

называю какое-то действие, и если кто-то это делал, то нужно встать и

быстро поменяться местами с кем-либо, кто тоже совершал такое

действие.

Последняя фраза тренера: «Поменяйтесь местами те, кто считает себя

полностью здоровым человеком». Как правило, пересаживаются

немногие.

— Ребята, а почему же так получается? Что мы вкладываем в

понятие «нездоровье»?

(ассоциации детей выписываются на доску)

7. Закрепление полученных знаний на практике.

— Что нужно делать, чтобы человек оставался здоровым?

— А только ли от самого человека зависит быть здоровым?

(влияет окружающая среда, взаимоотношения с окружающими)

— Чтобы всё это наглядно увидеть, давайте заполним карточки: согните

листы бумаги пополам и ещё раз пополам. Получилось 4 части:

Здоровье

Нездоровье

Я через 5 лет

Я через 5 лет

Я через 10 лет

Я через 10 лет

— Заполним получившуюся таблицу схематично, но так, чтобы было

понятно другим ребятам.

— Поднимите рисунки, покажите их своим товарищам.

— Разбираем графу «Здоровье», делаем вывод, почему человек и через 5

лет, и через 10 хорошо выглядит, остаётся здоровым?

— А почему не здоров? Почему с каждым годом он выглядит всё хуже и

хуже?

(употреблял ПАВ).

— В медицине эти вещества: табак, алкоголь. Наркотики называют

психоактивными веществами (ПАВ) (подчёркиваем эти слова в столбике

«нездоровье»). К чему ведёт их употребление – узнаем на следующем

уроке.

8. Подведение итогов (рефлексия), оценка занятия, прощание.