Моё здоровье.
Цель урока
Добиться понимания того, что здоровье – не просто отсутствие
болезней, а высокое качество жизни.
Задачи урока
* обсудить с детьми понятия «здоровье» и «нездоровье»
* обсудить постановку детьми личной цели – быть здоровыми
* снятие затруднений при обращении друг к другу
* создание климата психологической «безопасности», разработка
правил работы группы, ритуалов тренинга
Материалы для урока
* заготовки визиток
* фломастеры
* скотч (булавки)
* ножницы
* ватман
* схемы к понятиям «здоровье» и «нездоровье»
* макет здорового человека
* переносная доска и мел (фломастеры)
* листы для рисуночного теста
Ход урока
Представление себя, знакомство с целью занятий и формой работы:
Мы специалисты медико-педагогической школы. Давайте вместе выясним, чем же занимается медико-педагогическая школа?
Если она медико-, значит она изучает что?
(организм человека)
Медицина отвечает за здоровье человека.
А ещё школа педагогическая. Чем занимаются педагоги?
(учат)
— Значит, что делают специалисты медико-педагогической школы?
(учат сохранять своё здоровье, заботиться о нём)
Вам нравится, что мы сидим в кругу? Чем нравится?
На всех занятиях мы будем сидеть так, чтобы хорошо всем видеть друг друга, чтобы легче было общаться.
Наши занятия называются не уроком, а тренингом, от слова «тренироваться». А тренироваться мы будем понимать друг друга, понимать себя, понимать. Что полезно, что вредно для нас.
Знакомство с участниками.
Чтобы нам было легче познакомиться и запомнить друг друга, мы предлагаем каждому оформить себе визитку. Вы можете написать любое имя, по которому к вам будут все обращаться. Это может быть ваше личное имя в разных формах, имя другого человека или сказочного героя, прозвище и т.д. Главное, чтобы оно нравилось и было бы приятно, что к вам так обращаются. Возьмите фломастер того цвета, который соответствует вашему настроению, и оформите, пожалуйста, визитку.
(закончив оформление, участники подходят
к ведущим, которые помогают закрепить
визитку на груди участника).
Чтобы лучше запомнить имена, мы поиграем в игру «Эхо». Каждый участник встаёт и настолько громко, на сколько себя любит, прокрикивает своё имя. После все остальные 3 раза повторяют это имя: 1-ый раз – так же громко, 2-ой раз – просто проговаривают, 3-ий раз – произносят шёпотом.
3. Разработка правил группы.
— Чтобы общая работа была успешной, чтобы люди могли лучше
понимать друг друга, в любой группе устанавливаются определённые
правила.
— Как вы считаете, они нужны, или можно обойтись без всяких правил?
— Для чего они нам нужны?
— Подумайте, пожалуйста, какие правила нам необходимо соблюдать в
нашей группе?
— Чтобы каждый принял участие в обсуждении, давайте разделимся на
микрогруппы.
(деление с помощью игры «Зима – лето»)
— В каждой микрогруппе выберите:
* хронометриста
* оформителя
* докладчика
* генератора идей
* инициатора дискуссии
* старосту
(участники высказывают свои
предложения, они обсуждаются,
делается вывод и формулируется
правило. В конце обсуждения каждая
группа зачитывает свои правила и на их
основе формируются правила работы
группы. Ведущий оформляет правила на
ватмане, который используется на
каждом последующем занятии).
— Вы согласны с этими правилами?
(да).
— Тогда в знак согласия обведите на ватмане каждый свою руку вместо печати.
— Итак, основные правила:
* уважай себя и других,
* в каждый момент времени может говорить только один человек,
* каждый имеет право на высказывание своего мнения и участие в
работе, не опасаясь стать объектом критических нападок,
* правило «Стоп» (поднятая правая ладонь; используется в случае, если
кто-то нарушает правила и его надо остановить, либо делает, говорит
несоответственно заданию, вопросу),
* поднимай руку, когда хочешь высказаться или задать вопрос.
(Могут быть дополнения в зависимости от конкретного класса, их
предложений …)
Игра-энергизатор «Одно целое».
— Все встают в один круг, берутся за руки. По команде все начинают
приседать и вставать в определённом ритме (его задаёт тренер). Через
некоторое время тренер намеренно нарушает ритм движения (начинает
приседать медленнее или быстрее остальных). При этом возникает сбой
в цепочке участников.
— Почему произошёл сбой?
(один нарушил правило)
— Если будем в нашей работе все вместе соблюдать правила, то сбоев не
будет.
Мозговой штурм.
— Мы говорили о том. Что будем с вами обсуждать, как сберечь своё
здоровье. А что же такое «здоровье»? Чтобы ответить на этот сложный
вопрос, мы напишем свои ассоциации в два столбика: здоровье –
нездоровье.
(работу выполняем в микрогруппах. Ответы в виде схем, надписей, рисунков).
На основе выступлений детей заполняем на доске таблицу:
Здоровье
физическое
умственное
социальное
(вторая строчка в таблице появляется в
результате обсуждения).
— Ребята, почему мы все ваши ассоциации записали в три столбика?
— Давайте попробуем их озаглавить.
— О каком здоровье говорится в первом столбике?
— Во втором?
— В третьем?
Словарь:
* Физическое здоровье – это сильное, крепкое тело человека.
* Умственное здоровье – это ум и сила духа человека.
* Социальное здоровье – это благополучие человека и умение ладить с
окружающими.
В результате подведения итогов появляется макет здорового человека.
— Давайте подведём итог: что же такое в целом – здоровье человека?
— Здоровье – это состояние физического, умственного и социального
благополучия человека.
6. Игра-энергизатор «Поменяйтесь местами».
— Чтобы у нас было хорошее настроение и мы прекрасно себя
чувствовали, давайте сыграем в игру «Поменяйтесь местами». Я
называю какое-то действие, и если кто-то это делал, то нужно встать и
быстро поменяться местами с кем-либо, кто тоже совершал такое
действие.
Последняя фраза тренера: «Поменяйтесь местами те, кто считает себя
полностью здоровым человеком». Как правило, пересаживаются
немногие.
— Ребята, а почему же так получается? Что мы вкладываем в
понятие «нездоровье»?
(ассоциации детей выписываются на доску)
7. Закрепление полученных знаний на практике.
— Что нужно делать, чтобы человек оставался здоровым?
— А только ли от самого человека зависит быть здоровым?
(влияет окружающая среда, взаимоотношения с окружающими)
— Чтобы всё это наглядно увидеть, давайте заполним карточки: согните
листы бумаги пополам и ещё раз пополам. Получилось 4 части:
Здоровье
Нездоровье
Я через 5 лет
Я через 5 лет
Я через 10 лет
Я через 10 лет
— Заполним получившуюся таблицу схематично, но так, чтобы было
понятно другим ребятам.
— Поднимите рисунки, покажите их своим товарищам.
— Разбираем графу «Здоровье», делаем вывод, почему человек и через 5
лет, и через 10 хорошо выглядит, остаётся здоровым?
— А почему не здоров? Почему с каждым годом он выглядит всё хуже и
хуже?
(употреблял ПАВ).
— В медицине эти вещества: табак, алкоголь. Наркотики называют
психоактивными веществами (ПАВ) (подчёркиваем эти слова в столбике
«нездоровье»). К чему ведёт их употребление – узнаем на следующем
уроке.
8. Подведение итогов (рефлексия), оценка занятия, прощание.
- Кубановедение 1 класс рабочая тетрадь ответы
- Какой стороны горизонта не существует?
- Фантастическая история про звездное небо
- План сказки мороз Иванович
- 22 миллиона 22тысяч 22сотни 22единиц
- Анализ сказки теремок
- Кошка и еж какая Тема текста
- Уменьшаем на 1 математика 1 класс
- Окружающая среда колокольчика
- Таблица на минус 4
- Нетиповая задачи