отчет МО

Положение о школьном методическом объединении учителей начальных классов

1. Общие положения

1.1. Методическое объединение учителей начальных классов – структурное подразделение внутришкольной системы управления воспитательным процессом.

1.2. Члены методического объединения: учителя первых – четвертых классов, воспитатели группы продленного дня, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

1.3. Методическое объединение учителей начальных классов взаимодействует с методическими объединениями учителей-предметников данного учебного заведения, методическими объединениями начальных классов других образовательных учреждений района, города, страны.

2. Задачи методического объединения учителей начальных классов

2.1. Повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки учителей начальных классов: ознакомление с нормативными документами, овладение современными педагогическими технологиями, совершенствование методики преподавания учебных предметов, изучение психологических аспектов личности и педагогики.

2.2. Обеспечение выполнения единых принципиальных подходов к образованию и социализации обучающихся. Учет преемственности при переходе на каждую ступень образования – от дошкольной подготовки до перехода в среднее звено. Преемственность обеспечивается при соблюдении единых принципов обучения и воспитания, с использованием соответствующих возрасту технологий и методик преподавания, а также на уровне содержания образования.

2.3. Овладение педагогическим составом начальной школы различными формами проведения урочных и внеурочных занятий: групповой, индивидуальной (самостоятельной), парной.

2.4. Координирование планирования, организации и педагогического анализа учебно-воспитательных мероприятий учителей начальных классов.

2.5. Изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта работы учителей начальной школы.

2.6. Содействие становлению и развитию системы учебно-воспитательной работы учителей начальной школы.

2.7. Координирование взаимодействия с другими методическими объединениями данного образовательного учреждения.

3. Функции методического объединения учителей начальных классов

3.1. Организация коллективного планирования и анализ деятельности педагогов и обучающихся.

3.2. Координация учебно-воспитательной деятельности классов начальной школы и организация взаимодействия всех участников педагогического процесса.

3.3. Выработка и регулярная корректировка педагогических принципов, методов, форм учебно-воспитательного процесса в целях его усовершенствования.

3.4. Организация изучения и освоения современных технологий, форм, методов учебно-воспитательной деятельности.

3.5. Обсуждение учебных программ, планов, расписаний, графиков.

3.6. Обобщение и систематизация передового педагогического опыта коллектива школы, а также коллективов других школ.

3.7. Оценивание работы коллектива, ходатайствование о поощрении членов методического объединения.

3.8. Организация повышения квалификации педагогов.

4. Документация методического объединения начальных классов

4.1. Положение о методическом объединении начальной школы.

4.2. Функциональные обязанности всех членов методического объединения учителей начальной школы.

4.3. Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за учебный год.

4.4. Кадровый состав и характеристика кадров.

4.5. Годовой план с целями и задачами работы, поставленными с учетом тем по самообразованию учебного заведения, начальной школы и персональных тем учителей и воспитателей.

4.6. Графики проведения заседаний методического объединения.

4.7. Протоколы заседаний методического объединения.

4.8. Графики проведения срезовых (проверочных) работ в начальной школе.

4.9. Аналитические материалы по итогам проверки тематического административного контроля.

4.10. Графики взаимопосещения уроков учителями.

4.11. Графики открытых мероприятий образовательного учреждения, а также городских мероприятий.

4.12. Материалы «методической копилки» учителей образовательного учреждения.

4.13. Сведения о работе молодых специалистов и их наставников.

4.14. План работы с молодыми специалистами.

5. Функции руководителя методического объединения учителей начальной школы

5.1. Руководитель методического объединения учителей начальных классов избирается сроком на один учебный год в августе на вводном заседании методического объединения учителей начальной школы.

5.2. Руководитель методического объединения учителей начальных классов отвечает:

за планирование, подготовку, проведение и анализ деятельности методического объединения;

пополнение «методической копилки» учителей начальных классов;

своевременное составление документации о работе методического объединения и проведенных мероприятиях;

проведение заседаний методического объединения;

проведение мероприятий по повышению профессионального мастерства учителя (посещение уроков, повышение квалификации, обучение на семинарах, работу над темой по самообразованию);

повышение профессионального теоретического и практического уровня членов методического объединения;

выполнение членами методического объединения своих функциональных обязанностей;

совершенствование подготовки к урокам.

5.3. Руководитель методического объединения учителей начальных классов организует:

взаимодействие учителей начальных классов и учителей-предметников с целью обеспечения преемственности учебно-воспитательного процесса;

открытые мероприятия, семинары, конференции, заседания методического объединения;

изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта работы учителей начальных классов;

консультации по вопросам учебно-воспитательной работы учителей начальных классов.

5.4. Руководитель методического объединения учителей начальных классов координирует планирование, организацию и педагогический анализ мероприятий учителей начальных классов.

5.5. Руководитель методического объединения учителей начальных классов содействует становлению и развитию системы учебно-воспитательного процесса в школе.

5.6. Руководитель методического объединения учителей начальных классов участвует в экспериментальной работе по внедрению современных образовательных технологий.

Задачи методического объединения учителей начальной школы

Направление деятельностиЗадачи

1

2

Повышение профессионального мастерства учителей

Знакомство с методическими новинками и опытом педагогов-новаторов в области деятельностного подхода к обучению, метода проектов

Включение педагогов в экспериментальную деятельность по реализации задач стандартов второго поколения

Углубление знаний о методике преподавания учебных тем. Повышение качества преподавания

Составление и коррекция тематического планирования с учетом возможностей и особенностей класса

Взаимопосещения учителями уроков

Стимулирование учителей к активному участию в семинарах, открытых уроках, конкурсах

Помощь в работе над составлением портфолио учителей

Повышение компьютерной компетенции учителей

Создание атмосферы для творческого самовыражения педагогов в обучении и воспитании обучающихся

Стимулирование учителей к повышению уровня профессионального мастерства через систему курсовой подготовки

Включение педагогов в экспериментальную деятельность по созданию адаптивной среды для детей с особыми образовательными потребностями

Совершенствование воспитательного процесса в школе

Работа с молодыми специалистами

Обеспечение контроля работы молодых специалистов (ведение документации, подготовка к урокам, работа с родителями и т. д.)

Организация наставничества

Взаимодействие с общественными организациями и родителями

Налаживание системы взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, культурными центрами, дошкольными и досуговыми организациями

Организация внеклассной и внешкольной работы

Взаимодействие с родителями по вопросам учебно-воспитательного процесса

Развитие кабинетной системы

Содействие учителям в развитии кабинетной системы: использование технических средств обучения, разработка индивидуальных карточек и т. д.

Работа над эстетическими и санитарно-гигиеническими требованиями к содержанию и оснащению кабинета (чистота, тепловой и воздушный режимы, маркировка парт, метки для снятия усталости глаз и т. д.)

Ведение документации

Составление памяток по ведению документации, тетрадей и дневников обучающихся, шаблонов приказов, объявлений, заявлений, памяток для обучающихся

АНАЛИЗ работы МО начальных классов за 2010-2011 учебный год

Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, а в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижения оптимального уровня образования.

В 2010-2011 учебном году методическое объединение начальных классов и воспитателей ГПД продолжило работу над темой “Использование современных технологий в образовательном процессе как ведущее направление повышения качества обучения и воспитания младших школьников”, а также работало над новой темой » ФГОС. Подготовка учителя начальных .классов к переходу на новые стандарты».

Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образования, учитывая специфику учебного заведения, объективный уровень состояния учебного процесса, уровень обученности, воспитанности и развития обучающихся, квалификацию педагогического коллектива и круг актуальных нерешённых проблем, методическое объединение ставило перед собой следующие задачи:

Развитие у обучающихся интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, накапливая опыт коллективных творческих дел;

Продолжение работы по реализации принципа индивидуального подхода в обучении и воспитании; формирование у обучающихся потребности в самоконтроле и самооценке;

Выявление и реализация образовательного потенциала обучающихся;

Использование наиболее эффективных технологий преподавания предметов, разнообразных вариативных подходов к творческой деятельности обучающихся;

Продолжение работы над проектно-исследовательской деятельностью младших школьников;

Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в профессиональной сфере.

Включение педагогов в экспериментальную деятельность по реализации задач стандартов второго поколения

Методическое объединение учителей начальных классов МОУ «СОШ №1» состоит из 14 человек.

ФИО

Класс

Квалификационная категория

1

высшая

2

высшая

3

высшая

4

первая

5

высшая

6

высшая

7

высшая

8

первая

9

высшая

10

высшая

11

высшая

12

высшая

13

высшая

14

высшая

Учителя в основном с большим стажем работы, находятся в постоянном развитии, в своей работе являются исследователями, изучают передовой опыт коллег по организации различных форм уроков, знакомятся с новыми программами и концепциями обучения, занимаются самообразованием с целью расширения и углубления профессионально- методических знаний и умений, совершенствования уровня педагогической подготовки. Они заинтересованы в эффективности каждого урока – в достижении намеченной цели, выполнении программы. Целесообразно используют наглядность и ИКТ, реализовывают основные психологические и гигиенические требования, добиваются эффективной обратной связи с учащимися, рационально используют время на уроках, тактичны, соблюдают правила охраны труда. Всеми учителями в работе по обучению обучающихся реализовываются принципы научности, наглядности, прочности, осознанности, связи теории с практикой. Правильно выбирают методы и формы обучения, контролируют знания, умения и навыки обучающихся, используют дифференцированный подход по отношению к домашним заданиям. Много работают по привитию нравственности обучающихся, формированию общеучебных навыков, работают индивидуально по развитию интеллектуальных способностей обучающихся, стремятся заинтересовать детей учебой, учат быть самостоятельными, вычленять главное в учебном материале, развивают навыки коллективной работы, работают по привитию организованности и дисциплинированности.

Методическая работа. 

Основные направления работы в 2010-2011 уч.году:

Заседания МО.

Повышение квалификации педагогических кадров, их самообразование.

Обеспечение научно-методической работы.

Обобщение передового опыта.

Работа рабочей группы по введению материалов ФГОС общего образования второго поколения.

Создание информационного банка данных ОУ по введению материалов ФГОС общего образования второго поколения.

Технологическое и информационно-методическое сопровождение введения материалов ФГОС второго поколения.

Организация работы по инструментальному сопровождению введения требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Участие в конкурсах педагогического мастерства «Мой компьютерный урок», Занковских чтениях, «Мой класс лучший».

Работа с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебной деятельности.

Подготовка и участие обучающихся в различных предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях и выставках.

Сбор материала и разработка сайта учителей начальных классов МОУ СОШ№1.

Проведены заседания МО в разных формах по темам:

1.   Нормативно-правовые документы и учебно-методическая обеспеченность к началу учебного года.

2.   Федеральный Государственный стандарт второго поколения

3. «Педагогическая компетентность: стандарты второго поколения».

4. «Формирование универсальных учебных действий в начальной школе».

5. «Рекомендации по разработке рабочих программ»

6. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках – неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса».

7. «Формирование самооценки младших школьников в учебно-воспитательном процессе».

8. Развитие учебно-воспитательного процесса в начальной школе на будущий учебный год».

9. Исследовательская деятельность обучающихся как средство реализации личности.

10. Учебные проекты младших школьников.

В течение всего учебного года работала секция «Глоссарий ФГОС»

. По традиции ежегодно в мае проводилось заседание МО, где обсуждался план работы на будущий учебный год  и проводился анализ работы МО за текущий год. По плану проводилось заседания МО, где учителя выступали по темам самообразования. После различных проверочных работ, контрольных  проводится аналитико-диагностический час. На  заседаниях    учителями  выявлялись  проблемы  и  их  причины, вырабатывались пути их решения. Системой стало просто взаимопосещение уроков по интересующим темам. МО начальных классов сотрудничает с психологом, который дает консультации учителям.

Особое внимание на протяжении учебного года было уделено теме «Внедрение в практику проектной деятельности». В апреле был проведен конкурс проектно-исследовательских работ обучающихся 3-4 классов. Были весьма интересные проекты, например, «Проектирование детской площадки», «Экскурсионный маршрут по родному городу», ит.д.

На заседании МО было принято решение обучающихся начальной школы активнее привлекать к исследовательской и проектной деятельности в учебно-внеклассной работе.

   Одним из приоритетных направлений в работе учителей начальной школы остается направление по сохранению и укреплению здоровья учеников. На заседании МО были определен комплекс мероприятий, способствующих укреплению здоровья в начальной школе:

— продолжительность урока для обучающихся 1 класса – 35 минут,

— начало учебного дня в начальных классах отмечать организованной зарядкой,

— учитывая то, что длительность активного внимания младших школьников не превышает 20 минут, часть времени урока следует использовать на проведение физкультминуток,

— нельзя требовать от обучающихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться с изменением позы ребенка,

— использовать рационально подобранные, а при необходимости — специально сконструированные и индивидуально дозированные игры оздоровительной направленности,

— витаминизация блюд школьных столовых,

— оптимизация расписания занятий,

— проведение упражнений во время учебного процесса, направленных на коррекцию зрения и осанки,

— организация индивидуального и группового консультирования родителей по вопросам профилактики заболеваемости детей.

 В течение учебного года учителя начальных классов участвовали в конкурсах, активно делились своим опытом через семинары, открытые уроки, публикации. В течении года учителя делились опытом по теме: «Организация учебно-воспитательного процесса на основе применения инновационных технологий». Открытые уроки показали ……………, ………………………… (рус.яз),…………………. (математика),………………….. (лит.чтение) выступила с обменом опыта по созданию презентаций ………………….

Работа с документацией и контроль над ее состоянием

— Знакомство с инструкцией «Соблюдение единого орфографического режима при оформлении журналов и ведении тетрадей учащимися».

— Проверка тетрадей: «Соблюдение единых орфографических требований по русскому языку и математике» в 1,2,3,4кл

— Проверка классных журналов, личных дел обучающихся.

— Проверка дневников: «Наличие и правильность оформления; работа обучающихся в дневниках 2,3,4 кл».

— Корректировка тематического планирования, выполнение программ.

— Проверка рабочих тетрадей: «Соблюдение норм оценок 3-4 классы».

— Контроль за прохождением учебных программ.

— Проверка тетрадей «Регламент контрольных и проверочных работ по русскому языку и математике».

контроль ЗУНов

— Входные КР 3-4 классы.

— Мониторинг ЗУНов обучающихся через промежуточный контроль.

— Итоговые КР 3-4 классы

— Проверка техники чтения

II.  Повышение квалификации учителей осуществлялось в следующем:

1. Обучение на аттестационных курсах (5 учителей)

2. Курсы по изучению ФГОС ( учителя 4 классов)

3. Созданы  условия  для  самообразования:  методическая  литература, наглядные пособия, электронные приложения; распечатки, ксерокопирование  и обеспечение всех педагогов профессионально важной информацией. 

4. Работа по темам самообразования (изучение литературы, разработка методических материалов, применение их в УВ процессе).

5. Посещение уроков учителей высшего педагогического мастерства.

6. Обмен опытом между учителями по вопросу использования ИТ в своей профессиональной деятельности.

7. Все учителя начальных классов владеют информационными технологиями: создают к урокам и мероприятиям презентации, раздаточный материал, буклеты. Используют на уроках мультимедийное оборудование. Для более эффективного применения информационных технологий МО начальных классов необходим отдельный оборудованный мультимедийными установками и подключением к Интернету кабинет.

III.  Учебная деятельность.

В 2010-11 учебном году в начальной школе работало 14 классов по программе (1-4).

  Обучение в школе велось по уровням:

система Л.В.Занкова

УМК «Школа России»

УМК «Гармония»

Мониторинг уровня учебных достижений обучающихся

и  качества преподавания в 3-4 классах  Русский язык:   

Класс               Успеваемость           Качество3-а                        92.9%                       57.1%3-б                        92.6%                       51.9%3-в                        100%                       63%4-а                        100%                        92.6%4-б                        95.8%                       87.5%4-в                      100%                        73.1%4-г                        100%                        85%                       Анализ ошибок, допущенных учащимися в диктанте, показал, что наиболее типичными ошибками являются:• Пропуск, замена, искажение букв, слогов, слов – 21%;• Написание безударной гласной, проверяемой ударением – 37%;• Падежные окончания существительных  – 16%;• Звонкие и глухие согласные – 10%Анализируя причины ошибок, допущенных учащимися в итоговой работе, можно выделить наиболее важные из них, такие как:• Недостаточно высокий уровень сформированности у обучающихся навыков чтения, что, безусловно, сказывается на русском языке;• Отсутствие у многих обучающихся орфографической зоркости, врожденной грамотности, высокого уровня сформированности навыков контроля и самоконтроля;• Недостаточный уровень сформированности у  обучающихся умения применять полученные знания на практике;• Отсутствие в большинстве случаев систематической работы над ошибками;• В отдельных случаях выраженная логопедическая проблема. Математика:

Класс                Успеваемость            Качество3-а                             89.3%                      71.4%3-б                             88.9%                      66.7%3-в                            100%                      70.4%4-а                             96.4%                      85.7%4-б                             91.7%                      62.5%4-в                             96.3%                      66.7%4-г                            95.2%                      61.9%Среди причин, лежащих в основе выявленных в ходе проведения итоговых работ по математике ошибок, допущенных учащимися, можно выделить следующие, наиболее существенные:• Недостаточный уровень сформированности у обучающихся младших классов общего способа работы над задачей (анализ условия задачи, составления плана решения задач, реализация принятого плана с пояснением действий и проверка решения);• Трудности в уяснении смысла задачи (особенно, если задача дана в косвенной форме);• Слабый навык сформированности у обучающихся контроля и самоконтроля;• Отрыв отдельных теоретических знаний от практики (от умения применять на практике полученные знания);• Недостаточно прочно у некоторых обучающихся отработаны приёмы работы с таблицами сложения и вычитания, умножения и деления на этапе доведения навыков до уровня автоматизма;• Недостаточно высокий  уровень усвоения учащимися алгоритма вычислений, в записи множи-телей, при умножении чисел “в столбик”, в делении чисел с нулем “в середине”, в определении числа цифр в частном, в действиях с многозначными числами.Проблема повышения уровня математической подготовки обучающихся начальных классов как в плане развития, так и в плане формирования вычислительных навыков и умений решать задачи, остается важной для методического объединения и школы в ближайшее время.

IV. Внеклассная и внеурочная работа по предметам. Организация и проведение предметных недель. Развитие системы поддержки талантливых детей

Неделя русского языка (ноябрь).

Неделя математики (январь).

Неделя литературного творчества (март).

Неделя естественных наук (апрель).

Неделя науки. Школьная конференция. (май)

Введение портфолио обучающихся 1 классов.

Организация исследовательской деятельности ( в течение года).

В течение учебного года обучение по предметам сочеталось с внеклассной  работой, индивидуальным  и  коллективным  творчеством  детей. В рамках предметных недель учителя дали открытые уроки с последующим обсуждением, анализом уроков. В начальной школе проходили предметные недели по русскому языку и математике, неделя литературного творчества, неделя естественных наук.  Предметные недели проходили в два этапа. По классам прошли классные туры олимпиад, где может принять участие каждый ребенок. Затем проходил школьный тур олимпиад, где участвовали сильнейшие. Недели были представлены такими мероприятиями: праздник сказок, конкурс «Самый грамотный», викторина по сказкам, конкурс чтецов, интеллектуальный марафон, выпуск газет, праздник числа, конкурс «Занимательная математика», интеллектуальный марафон, выпуск математических газет.Традицией начальной школы стали экскурсии в музеи, посещение театра, различных выставок, выступление специалистов, выступление ребят в разных классах со своими инсценировками. Наши ученики участвовали в конкурсе проектных работ. Провели активную просветительскую работу среди учеников, выступая перед ними со своими проектами и исследовательскими работами. Начальная школа в течение учебного года вела активное сотрудничество с городской и школьной библиотеками, краеведческим музеем, Домом Детского Творчества, Досуговым центром «Сокол», отделом по пропаганде ОГИБДД и провела много совместных мероприятий. В школе организованно прошли разного рода спортивные мероприятия,. осенние балы, новогодние вечера, праздники, приуроченные к разным знаменательным датам и календарным праздникам. На протяжении всего учебного года ученики начальной школы принимали активное участие в школьных, городских, районных и областных конкурсах. В этом учебном году на каждого ученика 1 класса было заведено портфолио, где фиксируются все достижения ребенка.

Учителя МО уделяют серьёзное внимание совершенствованию воспитательной работы. В этом учебном году учащиеся начальной школы принимали участие в различных  творческих конкурсах.Так уже в сентябре прошел конкурс «Урожай 2010».В октябре  этого учебного года наши ученики  участвовали в конкурсе»Волшебные буквы»В декабре проводился городской конкурс «Экологическая ель». Не оставлена без внимания в творчестве юных художников и такая важная тема года, как День матери, День Победы. Участвовали наши учащиеся и в школьном конкурсе фотографий «Мой папа».Показали свои дарования и в музыкальном творчестве. К Дню матери был подготовлен концерт. Проявили   свой талант учащиеся также  в изготовлении поделок своими руками.  Участие в конкурсе «В мастерской деда Мороза» 

Внеклассная работа способствовала развитию интереса к учебным дисциплинам, развитию творческих способностей и активной познавательной деятельности  детей, сплоченности детского коллектива.  

V. Работа с родителями

— Общешкольное родительское собрание

«Ознакомление родителей обучающихся с едиными требованиями и режимом работы школы.».

— Составление карт социального состава семей обучающихся.

— Ежемесячные родительские собрание.

— Рейд по посещению неблагополучных семей.

— Индивидуальные собеседования с родителями.

— Привлечение родителей к участию в общешкольных и классных мероприятиях.

— Консультации, информирование родителей о летнем отдыхе обучающихся.

Выводы:

Тематика заседаний МО отражала основные проблемные вопросы, которые стремится решать педагогический коллектив школы.

В основном, поставленные задачи на 2010-2011 учебный год были выполнены.

Повышается профессиональный образовательный уровень педагогов: в течение года педагоги продолжали активно внедрять метод проектов в свою педагогическую практику.

Эффективным оказалось внедрение в учебный процесс уроков с компьютерной поддержкой: увеличилось число педагогов, участвующих в инновационных процессах.

Положительные отклики коллег получили педагоги, участвующие в региональных семинарах.

В ходе проведения открытых мероприятий, конкурсов, работой над проектами педагоги проявили хорошие организаторские и профессиональные способности; разнообразные формы проведения мероприятий вызвали интерес у обучающихся.

Наряду с имеющимися положительными результатами в работе имеются недостатки:

Не все педагоги заинтересованы внедрением новых форм обучения в учебный процесс.

В прошедшем учебном году было проведено мало открытых уроков, не все педагоги приняли участие в защите учебных проектов.

Некоторые педагоги допускают много фактических ошибок при составлении календарно-тематического планирования, заполнении классных журналов, не соблюдается единый орфографический режим при ведении тетрадей.

Предложения:

Продолжить работу над проблемой успешного применения в УВ процессе эффективных форм и приемов обучения, инновационных технологий: увеличивать в арсенале педагогов количество уроков с использованием ИК технологий.

Повышать компетентность отдельных педагогов при работе с документацией.

Провести работу по уточнению норм единого орфографического режима.

Накапливать и систематизировать коллекцию уроков с использованием мультимедийных средств.

Организовать публикацию творческих работ педагогов.

Руководитель МО ………………………