Отчёт по теме самообразования:
«Формирование познавательной активности первоклассников через внеурочную деятельность»
Если хочешь воспитать в детях смелость ума,
интерес к серьёзной интеллектуальной работе,
самостоятельность как личностную черту,
вселить в них радость сотворчества, то
создавай такие условия, чтобы искорки
их мыслей образовывали царство мыслей,
дай возможность им почувствовать себя в нём
властелинами.
Ш.А. Амонашвили.
По словам замечательного педагога В.А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Развитие способностей в первую очередь, познавательных — важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. По данным психических исследований, наибольший сдвиг в развитии ребенка происходит на первом году обучения.
Поэтому, традиционно, принимая учащихся в 1 класс, я изучила их индивидуальные особенности. Для определения умения первоклассников анализировать, рассуждать, комбинировать проведено тестирование по следующим критериям:
Уровень умственной работоспособности по корректурным пробам.
Уровень школьной зрелости и уровень интеллекта по тесту Керна-Иерасека.
Исследование уровня восприятия.
Исследования памяти.
Исследования мышления.
По результатам тестирования и личным наблюдениям за степенью проявления активности учащихся в начале года выделила пять уровней познавательной активности:
Уровни познавательной активности.
Уровни познавательной активности.
Психолого-педагогические особенности учащихся.
Кол-во уч-ся
Нулевой уровень
Учащиеся пассивны. С трудом включаются в учебную работу. Не в состоянии самостоятельно решать учебную задачу и не пытаются искать собственное решение.
9 чел.
Относительно — активный уровень
Включение учащихся в учебную деятельность связанно с эмоциональной привлекательностью и не подкрепляются волевыми и интеллектуальными усилиями. Охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднениях легко теряют интерес к учению.
5 чел.
Исполнительно – активный уровень.
Умение подчинять эмоциональные и волевые усилия определенной учебной цели отличает этих учащихся.
3 чел.
Активный уровень познания.
Достаточно осознанно воспринимают учебную задачу, с желанием включаются в учебную деятельность, часто предлагают оригинальные пути решения, работают самостоятельно.
4 чел.
Творческий уровень.
Особые задатки, одаренность. Учащиеся способны выразить свое особое, неповторимое отношение к миру.
2 чел.
Это довольно низкий уровень познавательных способностей учащихся, поэтому я решила вести целенаправленную работу в этом направлении. Моя задача – помочь учащимся перейти с нулевого на активный или творческий уровень познания.
Поэтому в этом году я выбрала тему самообразования «Формирование познавательной активности первоклассников через внеурочную деятельность».
Формирование познавательной активности после уроков идёт через проведение познавательных праздников; занимательных часов по предметам; кружковых занятий.
Одним из средств формирования познавательной активности является занимательность. С. И. Ожегов толкует слово “занимательный” как “способный занять внимание, воображение”. Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Я включаю элементы занимательности не только в учебный материал, но и во внеурочную работу. В работе использую загадки, которые дают благодатную почву для развития познавательных способностей детей. Кроме загадок в стихах использую загадки – шутки («Час загадок об овощах и фруктах»).
Следующий занимательный материал – это ребусы, кроссворды, головоломки, лабиринты, которые позволяют ребенку потренировать внимание, память, формировать саморегуляцию, контроль за своей деятельностью.
Наиболее эффективным средством включения в познавательный процесс в первом классе является игровая деятельность, поэтому отвожу этому виду деятельности основное место. Например, умение видеть противоречия и решать их в процессе познания помогают игры “Хорошо — плохо”, “Польза — вред”, “Наоборот”, находит общее, аналогию игра «Найди пару».
Творческие задания “Дорисуй”, “На что это похоже?”, “Какая игрушка?”, “Перевертыши” активизируют мыслительную деятельность детей, развивают их творческое воображение. Проблемные ситуации ставят детей в условия практического поиска решения задач, т.е. ребенок оказывается перед необходимостью объяснений: почему? для чего? как? Эта работа побуждает детей к самостоятельному поиску решений, будят мысль ребёнка, формирует нестандартное мышление. Поисковые вопросы побуждают детей обосновывать свои ответы, активизируют их мыслительную деятельность. Логические задачи вызывают необходимость рассмотрения явления с разных сторон, что стимулирует самостоятельность мышления, гибкость ума.
Следующий блок внеклассной работы — это классные часы или часы общения. Чаще всего они проводятся в форме праздника, игры, викторины, КВНа. («В мире птиц», «Праздник Осени», «В мире сказок», «Лесная карусель», «Разноцветное путешествие» «Путешествие в страну Чудес, Сказок, Волшебства»). Интересной формой работы по формированию познавательной активности стали развивающие занятия : «Клад кота Леопольда», «Коллекция заморочек», «Разноцветное путешествие».
В рамках предметных недель прошли занимательные часы по предметам «Математическое ассорти», «Знание – сила» (по русскому языку), а также конкурс «Всезнайка».
Такие формы работы обеспечивают повышение уровня познавательных способностей большинства учащихся. Здесь же надо отметить проведение олимпиад, участие ребят в ЭМУ. Несколько ребят (Фоминых, Белобородов, Политанский, Бикбулатова) показали неплохой результат, поэтому во 2 классе планирую дополнительную подготовку этих учащихся к олимпиадам.
Одним из главных путей развития познавательных способностей во внеурочное время я считаю организацию самостоятельной деятельности учащихся по предметам, которая в дальнейшем перейдёт в исследовательскую деятельность.
Поэтому, уже начиная с первого класса, происходит погружение учащихся в исследовательскую, а затем и в проектную деятельность. В этом году учащиеся занимались отбором материала для выпуска сборника «Каша – пища наша», создали творческий проект «Книга букв».
С целью преодоления неуспешности в учении и дальнейшего развития познавательного интереса провожу внеурочные занятия. Один час мы работаем по тетрадям О.Холодовой «Юным умникам и умницам», а второй недельный час отводится занятиям кружка «Хочу знать!»
Каковы же особенности занятий по РПС и в чём их отличие от школьных уроков? Прежде всего, занятия по РПС отличаются тем, что ребёнку предлагаются задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекает именно младших школьников.
На занятиях не ставятся отметки, хотя устное оценивание, конечно, осуществляется. К тому же ребёнок сам оценивает свои успехи. Это создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной, благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. Основная часть занятий (10-15 мин.) отводится тренировке психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, воображения, мышления.
Задания, используемые на этом этапе, не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
С детства каждого ребенка окружает множество привычных вещей. Но откуда они появились? Когда были созданы? Кто дал им название? На эти и многие другие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Хочу знать!».
Предлагаемая программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства. Данный курс педагогически целесообразен, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, конечно же, активизации познавательного процесса. Назову лишь некоторые темы: * Когда появились первые книги? * Откуда фрукты и овощи получили свое название? * Как баклуши били? * Время не ждет! ( история часов) * История появления светофора. * Из чего построен дом? * Как возникли библиотеки? * История бумажных салфеток.
Работа над формированием познавательной активности благотворно сказывается на учащихся, т.к. изменяется их отношение к учебной деятельности, к своим ученическим обязанностям и отражается в более активной работе на уроках.
Для достижения цели формирования познавательной активности использовала: игровые, информационные, проектные технологии, деятельностный метод, работу в парах и групповую работу.
В конце года, используя личные наблюдения, я проследила, произошли ли изменения в степени проявления активности учащихся по сравнению с началом года и получила следующий результат:
низкий уровень познавательной активности – 3 чел., относительно-активный – 4 чел., исполнительно-активный – 6 чел., активный уровень познания – 5 чел., творческий уровень – 3 чел.
Изменения в познавательной активности учащихся отмечают и другие педагоги, работающие в классе.
- Кубановедение 1 класс рабочая тетрадь ответы
- Ангыр оолдун тоожузу чогаадыг
- Гармония окружающий мир 4 класс решебник
- План сказки мороз Иванович
- 22 миллиона 22тысяч 22сотни 22единиц
- Анализ сказки теремок
- Олимпиадные задания для 4 го класса
- В каком ряду названы иглокожие ответы
- Окружающая среда колокольчика
- Таблица на минус 4
- Нетиповая задачи