расписание занятий на первое полугодие 2012 — 2013 учебный год

Пособие «ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ШАГИ ПО СОЗДАНИЮ ШКОЛЫ, СОДЕЙСТВУЮЩЕНЙ ЗДОРОВЬЮ». Авторы:В.Н.Касаткин, С.М.Чечельницкая, Е.Л.Рачевский. Пособие предназначено для администраторов школ, содействующих здоровью. Подробно описаны первые шаги администратора школы, создающей собственный проект содействия здоровью учащихся. Обсуждаются концептуальные понятия здоровья и школы, содействующей здоровью; необходимые мероприятия в их последовательности; ключевые вопросы охраны здоровья в школе и обучения здоровью школьника. Даются рекомендации по работе с социальным окружением школы.

Как превратить обычную школу в школу,

 содействующую здоровью?

 

Принципиальным вопросом для реализации программ здоровья в школе является правильная организационная работа, связанная с первыми шагами. Во всех школах, как правило, очень легко организовать отдельные мероприятия. Во многих школах внедряются новые педагогические инновации. Объединение этих возможностей облегчает проведение системных оздоровительных программ. В рамках данной программы вся деятельность на уровне школы сводится к «регламентированным», «факультативным» и «инициативным» видам деятельности.

К «регламентированным» видам деятельности относятся оздоровительные мероприятия, рекомендованные данной программой и имеющие стоимостное выражение. а также надежный инструмент для измерения эффективности тех или иных видов активности. К «регламентированным» видам активности относится, например, витаминопрофилактика.  «Факультативные» виды активности также имеют стоимостное выражение, но оценка их эффективности сложна, возможна лишь на качественном уровне, а на количественном требует продолжительного периода времени.

К «факультативным» методам относится программа антинаркотических тренингов, непосредственный эффект которой можно определять методами фокусных групп, или глубинными интервью, а количественный эффект — лишь через несколько лет как достоверный результат, при этом сравнительное исследование возможно только при большом количестве участников.

К «инициативным» или «нерегламентированным» методам относится большое количество программ здоровья, которые разрабатывает и внедряет сама школа. Они разные по стоимости, качеству деятельности, количеству участников, как говорят врачи они «неофициальные». Тем не менее, инициативные проекты являются принципиальной важнейшей частью любой школьной профилактической программы, потому что именно эти методы позволяют школьникам «присвоить» программу здоровья, сделать ее своей собственной программой. При такой постановке вопроса в школе возникает «легенда здоровья» и многие действия, которые при формальном «регламентированном» подходе воспринимались бы как функциональные обязанности», становятся символическими и даже приобретают ритуальный характер, что вполне соответствует духу школы с ее постоянными ритуалами, праздниками, другими повторяющимися событиями.

Как показывает практика экспертов Всемирной организации здравоохранения, именно эти немедицинские акции дают самый мощный катализирующий эффект всем школьным программам здоровья. Практика работы школ, содействующих здоровью, в различных странах показывает, что наибольшего успеха добиваются школы в которых «регламентированные» методы сочетаются с «инициативными».

Тем не менее планирование этих видов деятельности различается.

При планировании «регламентированных» видов деятельности вам следует выполнить следующие мероприятия:

• выявить «слабые места» школы (с точки зрения здоровья);

• совместно с поликлинической службой района составить план действий;

• четко определить критерии оценки эффективности программы;

• утвердить план у руководителей образования и здравоохранения района;

• познакомить с планом персонал школы;

• подготовить специалистов;

• поэтапно реализовать план действий;

• оценивать каждый этап по критериям эффективности.

При планировании «инициативных» видов деятельности тактика должна быть другой и вам следует выполнить следующие мероприятия:

привлечь внимание детей и их родителей к проблеме здоровья (сочинения, классные часы, конкурсы и др.)

— создать школьный совет по здоровью, в который войдут дети, родители, учителя, другие заинтересованные люди;

— попросить все классы разработать свой план здоровья и представить его в совет;

— на основе классных планов разработать план школы;

— совместно с главой администрации района оказывать содействие в реализации плана;

— проводить оценку активности школы в направлении улучшения здоровья учащихся и школьного персонала.

По результатам пятилетней деятельности Европейской сети школ, содействующих здоровью по заказу ВОЗ был сделан анализ успешных первых шагов в школах, которые были ориентированы на эту деятельность. В результате были разработаны методические рекомендации, которые так и называются «Первые шаги школы, содействующей здоровью»:

1. Когда вы начинаете свой проект школы, ориентированной на здоровье, вам необходимо разработать ясную стратегию, для этого нужно ответить на следующие вопросы:

Что вы хотите исправить и зачем?

— Для кого это развитие предпринимается?

— С какой ситуации начнется развитие?

— Какая цель процесса?

— Кто будет вовлечен?

— Когда различные шаги могут быть сделаны?

— Какие ресурсы имеются в наличии?

— Как мы узнаем, достигли мы цели или нет? Когда вы создаете эту стратегию, вы должны принимать во внимание не только учеников и/или учителей, но все сферы, которые формируют «спящий контекст», в котором функционирует школа, т.е. сферы, в которых школа может выступить как организатор: родители, местные организации, школьная власть и др. Некоторые из этих сфер могут поддерживать или напротив мешать изменениям в школе.

2. Когда вы создаете стратегию для развития школы вы должны учитывать все фазы, которые необходимы для успешного осуществления проекта: (I) инициация (П) осуществление, (III) институциализация, (IV) распространение.

Фаза инициации — это когда школа по каким-то причинам решила выполнить проект, начала стратегическое осмысление и создание планов работы по проекту.

Фаза осуществления — это начало работы по планам, попытка внедрения новых идей и процедур, осуществление необходимых изменений в организации и др. В конце фазы осуществления необходима оценка для того чтобы решить успешно ли осуществляется проект или нет.

Если проект представляется успешным — наступает время фазы институализации. Это означает, что проект построился и сделался регулярной частью школьной регулярной жизни.

Институализация — процесс, который ведет к «коллективной собственности» инновации или проекта.

Фаза распространения означает, что школа на определенном этапе показывает или информирует другие школы относительно проекта и изменения заведенного порядка таким образом, чтобы другие школы могли извлечь знания и прийти к полезным для себя выводам.

Очень важно информировать не только об успешных проектах. Даже о проваленных нужно сообщать, чтобы другие школы могли избежать ошибок.

3. Начало реализации проекта в школе. Существует несколько стратегий начала изменений в школе:

описание и/или обсуждение существующей школьной ситуации;

— «инвентаризация» школьных проблем;

— готовность сделать рабочие материалы;

— познавательные визиты;

— соревнование за фонды и другие ресурсы;

— объединенные проекты.

Одна из особенностей проекта заключается в том, что вам обычно необходимо использовать более чем одну стратегию одновременно, если вы хотите быть уверены, что действительно «запустили проект».

4. Важные роли и характеры в процессе развития

Для управления реализацией проекта должны быть разные типы характеров, с разными ролями среди участников, руководителей и стимуляторов процесса.

Опытным путем были идентифицированы следующие роли: критик, мечтатель, изобретатель, подстрекатель, создатель, стабилизатор, покровитель, последователь.

Эти восемь типов могут быть представлены как работниками школы, так и пришедшими извне людьми. Чем больше этих различных типов будет представлено в школе, тем больше шансов на успешное управление проектом.

5. Организация Для успешной организации проекта необходимо три группы участников в процессе его развития.

А. Потребители знаний о развитии школы.

Б. Производители нового знания о развитии школы.

В. Комбинаторы и дистрибьюторы старых и новых знаний о развитии школы.

6. Роль школ-лидеров Школы-лидеры играют критическую роль в организации проекта. Они могут обеспечить и поддержку персоналу других школ в работе, но могут также мешать развитию и изменению в других школах. Опытным путем было установлено четыре важных задачи, которые следует решать школам-лидерам для успешного управления школой.

1. Разработка долговременной перспективы (как минимум на 3-4 года, иногда на 15-20 лет).

2. Определение целей проекта изменения вместе с другими школами.

3. Сохранение баланса и интегративных процессов в школе.

4. Сохранение контактов с окружающим социумом.

7. Генеральные стратегии для изменения в школе. Большое количество стратегий могут быть объединены в шесть генеральных.

1. Строительство организационных школьных мощностей.

2. Использование научных знаний и эксперименты развивающей школы.

3. Систематический тренинг учителей.

4. «Естественное» развитие.

5. Инициатива сверху из органа образования или районной администрации.

6. Создание сети.

Чем больше перечисленных направлений используется одновременно в одной школе, тем больше шансов на успех проекта.

8. Десять заметок и советов для тех, кто начинает изменения в школе, ориентированные на здоровье

1. Сделайте работу по развитию школы в направлении здоровья важной и заметной.

2. Процесс работы по изменению школы должен быть «собственностью» всех, кто учится и работает в школе.

3. Начинайте проект с оценки имеющейся ситуации.

4. Основывайтесь на научном знании в процессе работы по изменению школы.

5 Школьные лидеры должны быть вовлечены в проект

6 Планируйте процесс изменения на долгий период (несколько лет).

7. Конкретизируйте свою работу.

8. Используйте много разных видов тренинга персонала и различные процессы управления.

9. Постарайтесь получить поддержку своей работе вне стен школы.

10. Стройте и/или объединяйтесь в сеть с другими школами.

Реализация программы на уровне района

Школы могут осуществлять свою деятельность гораздо успешнее при поддержке администрации района. Однако район не всегда может обеспечить в полной мере все запросы школ. В этой связи ему предлагается ограничиться приоритетными направлениями. К ним относятся мероприятия профилактической помощи школьникам, информационная поддержка, финансовые конкурсы, экспертная помощь.

Мероприятия профилактической помощи школьникам_заключаются в том, что администрация района через территориальную больничную кассу оплачивает деятельность школьных медицинских работников или закупку медицинского оборудования. При пересмотре существующего меню или введении дополнительных дотаций в фонд бесплатного детского питания на районном уровне осуществляется закупка витаминных препаратов.

Информационная поддержка включает в себя информирование о проведении программы общественности района через средства массовой информации, регулярное подведение итогов и оценка эффективности программы в целом и отдельных образовательных учреждений в частности.

Информирование школ о результатах сравнительного анализа является важным поводом для принятия организационных решений на районном и школьном уровнях.

Финансовые конкурсы. Предлагается выделение определенной суммы денег на наиболее интересные направления «инициативной» деятельности, предложенной в виде школьных проектов. Директора школ представляют свои проекты и защищают их в присутствии своих коллег. Сумма, выделяемая на лучшие проекты должна быть жестко фиксирована и выделяться незамедлительно при положительном решении. Решение принимается сразу же после обсуждения экспертным советом, который формирует глава администрации. Заявки на конкурс проектов подаются заранее и проходят экспертную оценку с привлечением независимых специалистов.

Экспертная помощь. Администрация района должна являться гарантом профессиональной деятельности всех участников программы «Образование и здоровье школьников Республики Татарстан» на районном уровне, поэтому любые проявления активности в отношении здоровья школьников поддерживаются путем привлечения высококвалифицированных специалистов в любой области: экологии, психологии, медицины и т.д. При минимальных финансовых затратах на услуги экспертов можно обеспечить высокий уровень реализации проекта и оценить, насколько будет эффективно его исполнение.

Глава администрации регулярно информируется о ходе «регламентированных», «факультативных» и «инициативных» проектов, а также получает сведения о конкретных результатах мониторинга. На основе этих данных формируются последующие шаги программы, планируется бюджет района, в котором отдельной строкой может быть заложено финансирование регламентированных программой видов деятельности