разработка урока математики на тему конкретный смысл действия умножение

Тема урока: Задачи на умножение.

Цели урока:

1)Повторить смысл действия умножения.

2)Закреплять умение заменять сложение умножением, решать задачи на нахождение произведения.

3) Развивать навыки устного счёта, внимание, творческое мышление.

4)Продолжить формирование навыков бережного отношения к природе.

5)Мотивировать к учебной деятельности через игру и применение ИКТ.

Оборудование: Учебники, тетради, доска, мел, магнитные игрушечные доски, применяемые в качестве сигнальных карточек, (рис.4), компьютер, мультимедиапроектор, экран.

План урока: I . Организационный момент.

II. Устный счёт.

III. Работа по теме урока. Разбор, решение и составление

задач на умножение. (Слайды на экране).

IV. Физ. минутка.

V. Закрепление.

VI. Арифметический диктант.

VII. Итог урока.

VIII. Задание на дом.

Ход урока.

I.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке математики вы станете маленькими исследователями и поможете мне разобраться в большой-большой проблеме. Которую вы, ребята, раскроете сами, и в течении урока подскажете, что же это за проблема и как её решить.

— А теперь посмотрите на экран и скажите, что вы там видите? (картина леса)

-А хотите ли вы отправиться в лес? И почему? Вам нравится в лесу?

— Ну, тогда давайте, отправимся в лес. А по дороге вспомним, какие правила в лесу надо соблюдать? (Правило №1. Соблюдать тишину)

— А почему надо соблюдать тишину? (Чтобы не распугать птиц и животных).

II. Устный счёт.

— Вот поэтому, давайте мы с вами по дороге в лес поиграем в игру: «Ответа вслух не говори, а только тихо покажи», кто понял, как надо играть? — Да, правильно, молодцы! Начнём? Смотрим на экран! (Ребята в уме решают примеры удобным способом и показывают ответы на индивидуальных магнитных досках, а затем сверяют свой ответ с ответом на экране). (Слайды №4, 5).

III. Работа по теме урока. Решение и разбор задач на умножение.

— Вот мы и в лесу. Вокруг щебечут птицы, журчит ручей, шелестят листья, воздух прозрачен и чист. Дышится легко и свободно.

— Кто же нас встречает в лесу?

-Мудрая сова нам задания на клювике принесла!- Давайте прочитаем!

Задача №1.

-Если знаешь умножение, на вопрос ответишь — смело!

Сколько птичек – невеличек на кормушку прилетело:

Воробьёв драчливых – пара и синичек тоже пара,

пара сизых голубей и две пары снегирей!

(Слайды №6,7,8).

— Скажите, сколько прилетело воробьёв?

— Что значит пара?

— Сколько синичек прилетело?

— Сколько голубей?

— А снегирей сколько?

— Что значит две пары? (два раза по два). Сколько же было птиц?

-Как же можно найти, сколько было птиц? (2+2+2+2+2=10)

— Как это можно записать по-другому? (2*5=10)

(По ходу разбора учитель по щелчку открывает слайд, в котором по очереди выходят пять пар птиц, затем по щелчку действие сложения и действие умножения, и ответ – 10. Таким образом, дети наглядно видят задачу и учатся легко заменять сложение умножением, а так же удостоверяются в правильности своего ответа.)_

Задача №2 — А вот и следующая задача! Прочитаем её! (Читает учитель или сильный ученик):

Журавли летят по небу, впереди их было восемь,

а за ними тоже восемь.

Восемь юных журавлят не отстать от них спешат.

Сосчитайте поскорей, сколько было журавлей?

(Дети вместе с учителем считают, сколько было журавлей, рисуя на магнитных досках по восемь кружков.)

— Давайте, ребята вспомним несколько правил о птицах. Как к ним надо относиться? (Нельзя разрушать птичьи гнёзда, трогать или брать птенцов или птичьи яйца)

III. Физ. минутка.

Спал цветок и вдруг проснулся,

больше спать не захотел.

Шевельнулся, подтянулся.

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

бабочка кружит и вьётся! (Слайды№11,12,13).

IV. Закрепление.

1. —Молодцы ребята, а задачу про белочку, Мудрая сова, хочет, чтобы вы решили самостоятельно и показали ответ! (работа в тетрадях)

-Грибы белка собирала, по пять штук она таскала, уж три раза принесла, каков у белочки запас? (5+5+5=15 5*3=15)

Если дети слабые можно предложить нарисовать рисунок.

2. Встретилось препятствие. Решение примеров в тетрадях.

-Ой, ребята. Дождик идёт! Как же нам быть?

— Да, правильно, чтобы тучки растопить надо быстро всё решить. Надо найти сумму одинаковых слагаемых и заменить сложение умножением. В тетрадях записываем только умножение.

(Решение примеров тут же проверяется при помощи анимации)

Дети в тетрадях записывают: 2*3=6 7*3=21

3*4=12 6*3=18

4*3=12 5*3=15

3.Ребята, давайте на этом пока остановимся и сделаем небольшой вывод. — Итак, чем же мы сегодня занимались, что повторили? (Решали задачи) А на какие действия решали задачи? (на сложение и умножение)

Какое действие для вас новое? (умножение)

Что же такое умножение?

А всегда ли сложение можно заменить умножением?

В каких случаях нельзя сложение заменять умножением? А для чего нам нужно умножение?

Учитель незаметно подбадривает и подталкивает детей наводящими вопросами чтобы дети сами пришли к таким ответам: 1.Чтобы правильно и быстро посчитать, сколько стоит 5 (6, 7, …) тетрадей, ручек, карандашей, хлеба, печенья… 2.Портному, чтобы узнать, сколько метров ткани потребуется, чтобы сшить 10, 15… одинаковых курток, костюмов, юбок.

3. Строителям, чтобы узнать сколько надо кирпичей (гвоздей, краски, извёстки…на 1,2,3… этажа) 4.Водителям чтобы посчитать сколько литров бензина надо на дорогу до города, до села…) — Да, ребята, умножение нужно всем людям независимо от их возраста, образования и места работы. Вот вы и раскрыли тему нашего урока. А как вы её поняли, сейчас проверим. Урок наш ещё не закончен!

4. Устная работа.

а) Заменить сложение, где можно умножением (Слайд №19). У

множением можно заменить только первый и третий пример. Т.к. только в этих примерах все слагаемые одинаковые и все действия на сложение.

б) Придумать по картине задачу на умножение. (Слайд 20)

5.Арифметический диктант.

У зайки, зайчихи и зайчонка по 10 морковок. Сколько всего морковок у семейки? Сова купила две ручки по 7 рублей каждая, сколько денег она заплатила? У одной бабочки 2 крыла, сколько крыльев у двух бабочек

Ёжик ел в день по 2 грибочка. Сколько грибов он съест за 5 дней?

V. Итог урока.

— Чем мы сегодня занимались на уроке?

— Какие правила математики вспомнили?

— Как вы думаете, кто из вас сегодня работал отлично?

— А кто думает, что он хорошо работал?

— А может, есть недовольные своей работой?

— Молодцы, ребята!

Мудрая Совушка, тоже вами очень довольна! И предлагает побольше придумывать задачки про лесных жителей! А теперь она прощается с нами и улетает в свой лес. А нам предлагает

прочитать и запомнить следующее стихотворение:

Берегите эти земли, эти воды

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей природы

Убивайте лишь зверей внутри себя.

VI. Домашнее задание: Придумать две задачи на умножение и решить их в тетради.