разработка урока по литературному чтению 3 класс

Тема урока. В. ДРАГУНСКИЙ «ДРУГ ДЕТСТВА»

Цель: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект ( В. Драгунский «Друг детства»)

Задачи: — способствовать развитию умения анализировать текст, развитию познавательного интереса к процессу чтения;

— совершенствовать навык чтения;

— расширять словарный запас детей;

— развивать умение подбирать характеристику персонажам;

— развивать речь;

— создать ситуации успеха для каждого ребенка;

— стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий;

— способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом (работа в паре, группе);

— вызвать эмоциональный отклик на прочитанное, чувство сопереживания;

— развивать навыки самооценки.

Планируемые результаты:

Личностные: — формировать умение общаться, как умение говорить и слушать, читать;

— формировать позитивное отношение к чтению, к книге, умение работать в паре, группе, отстаивать свою позицию;

— оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

— оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.

Регулятивные: — осваивать способы работы с книгой;

– определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с заголовком, иллюстрацией учебника;

Познавательные: — совершенствовать навык чтения;

— формировать умение отбирать нужную информацию, умения анализировать художественный текст,

— ориентироваться в учебнике;

— находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные: — формировать умения слышать и слушать;

уметь взаимодействовать в парах и группах;

— уметь оформлять свои мысли в устной форме;

— слушать и понимать речь других;

— выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные: – воспринимать на слух художественный текст (рассказ) в исполнении учителя, учащихся;

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– составлять устный рассказ по картинке.

Использованные технологии: технология «педагогической мастерской» (творческая мастерская письма); технология коллективного взаимообучения, диалоговое сотрудничество, технология продуктивного чтения.

Методы обучения: словесный, проблемный, исследовательский, метод рефлексии.

Ход урока

I Орг. момент.

Введение в тему урока.

— Прочитайте пословицы (на доске):

Старый друг лучше новых двух.

Без друга в жизни туго.

Верному другу цены нет.

Друга на деньги не купишь.

— Что объединяет все пословицы? (они о верном друге)

— У каждого человека должен быть друг. Кого можно назвать другом? Какими качествами характера должен обладать друг? (терпеливый, внимательный, отзывчивый, верный, надёжный, заботливый,…)

На доске: Друг – это тот, кто ………….

— Закончите эту фразу.

-Почему этот урок мы начали с чтения пословиц о друге?

Сообщение темы урока

Постройте план урока.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. Автор вам очень известный. Кто, вы определите сами.

— Определите автора. ( Раздать листочки с буквами)

Приём: исключение повторяющихся букв (индивидуально)

АВНИАКНТОСРС

ЦЮЪЗЯЕЦФЪОЯВКИЧК

ЩДОРЩАХГОУЯНХСЯКЭИЭЙ

— Кто автор произведения? (Виктор Юзефович Драгунский).

— Что вы знаете об авторе?

ПОРТРЕТ на слайде (открывает Юшкевич Ярослав)

Имя Виктора Драгунского знают дети в нашей стране и за рубежом. Он написал около ста историй из жизни мальчика Дениски. Эти истории, рассказанные, как говорил сам автор, «по секрету всему свету», известны читателям как «Денискины рассказы».Виктор Драгунский прожил большую, интересную жизнь. Но не все знают, что до того, как стать писателем, в ранней молодости он был рабочим, затем актером, «рыжим» — клоуном на манеже Московского цирка, снимался в кино.Виктор Юзефович очень любил детей, и дети тянулись к нему, чувствуя в нем старшего доброго товарища и друга.

Драгунский родился в ноябре 1913г., прожил 58 лет, всего 12 лет работал в детской литературе. Он родился за океаном, в Америке, но детство прошло в белорусском городе Гомеле. Виктор Юзефович – детский писатель. Он часто выступал по радио со своими рассказами, нередко бывал в школах, детских домах, интернатах, библиотеках. Он учил детей быть добрыми, учил помогать друг другу, различать хорошее от плохого.

II Работа с текстом до чтения.

— Вспомните, какие рассказы Виктора Драгунского вы читали? («Девочка на шаре», «Заколдованная буква», «Он живой и светится» и другие)

Показать книгу.

— Сегодня мы познакомимся с ещё одним из его рассказов из серии «Денискины рассказы».

Откройте учебники на странице 173.

-Итак, прочитайте название рассказа?

(«Друг детства»).

-О чём может быть рассказ с таким названием?

(О друге детства).

— Кто может быть другом детства?

( Ребята со двора, одноклассники, животное, игрушки).

— У нас три предположения. Какое же из них верное? Как это узнать?

(Прочитаем текст).

III Работа с текстом во время чтения

1. Первичное чтение текста.

— Думаю, что всем уже не терпится узнать эту историю, поэтому начнём.

— ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ ПРО СЕБЯ, и подумайте, верны ли наши предположения? СРАЗУ РАБОТАЙТЕ ПРОСТЫМ КАРАНДАШОМ, ПОДЧЕРКНИТЕ НЕПОНЯТНЫЕ СЛОВА.

— Назовите героев произведения.( Дениска, мама, папа, медведь)

— А кто является главным героем?(Дениска, медведь)

— Наши предположения подтвердились?

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

— А кем Дениска хотел стать? (Боксёром)

— Стал ли Денис боксёром?

— Я не совсем поняла, почему Денис не осуществил свою мечту? Помогите мне в этом разобраться.

2. Перечитывание текста по смысловым частям

а) с. 173 (часть 1, 1й абзац)

— Сколько лет было Дениске? (6 или 6,5)

— Кем хотелось ему стать? (капитаном, астрономом – учёный, который изучает науку о HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F» \o «Вселенная» Вселенной, изучающая расположение, HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5» \o «Механическое движение» движение, строение, происхождение и развитие HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BE» \o «Небесное тело» небесных тел, боксёром)

— На какой профессии он остановился? (решил стать боксёром)

— О том, как Дениска становился боксёром, прочитаем дальше.

б) с. 173 (до слов «А я на него обиделся…»)

— Что нужно купить, чтобы начать заниматься боксом? (боксёрскую грушу, перчатки, спортивную форму и обувь)

— О чём попросил Дениска папу? (купить боксёрскую грушу)

— Как папа отреагировал?

— Почему папа так отнесся к просьбе сына?

— Почему Дениска обиделся на папу? (Отказал со смехом.)

— Но папа не хотел обидеть сына.

ПРОИНСЦЕНИРУЙТЕ ЭТОТ ОТРЫВОК.

— Но если папа не помог сыну, то кто пришёл на помощь? (мама)

Теперь прочитаем о реакции мамы.

в) с. 173 – 174 (до слов живот…)

— Какой выход нашла мама?

— Что было в старой плетеной корзине?

— Дениска назвал содержимое корзины игрушечным утилем. А что такое «утиль»? У вас на столах листочки с вариантами слова «утиль», выберите вместе с соседом правильный вариант (Подберите синоним: Ветошь, отходы, вещи, которые негодны к употреблению).

(Работа в парах, поднимают карточку ВМЕСТЕ)

Посмотрим из толкового словаря.

— Что же искала мама среди старых игрушек?

— Каким описал автор мишку? Найдите из текста слова — описания мишки и отметьте простым карандашом.

(шоколадный, облезлый, старый, новый, тугой, яркий, весёлый, чёрный, толстый)

(Проверка)

— Почему мама решила, что именно этот мишка может заменить Дениске боксерскую грушу?

— Мама помогла сыну?

— Как же Дениска отнёсся к маминому предложению, давайте прочитаем дальше.

г) с. 174.

— Как отреагировал Денис на мамино предложение?

— Для чего же понадобился мишка Дениске?

— Но почему же Дениска отказался от своей мечты… читаем дальше

д) с. 174 – 175.

ЗАДАЙТЕ ВОПРОСЫ ПО ЭТОМУ ОТРЫВКУ ДРУГ ДРУГУ И ОТВЕТЬТЕ НА НИХ.

— О чем думал Дениска, глядя на своего мишку?

— Какие чувства вызывали эти воспоминания? (любовь, привязанность, нежность)

— Найдите подтверждение этим словам из текста и зачитайте:

( «Я его любил тогда», «Любил всей душой», «Я за него тогда жизнь бы отдал» (Указать на медведя)

Почему Дениска за медведя «тогда жизнь бы отдал»?

— Как называет Дениска мишку? (бывшим, самым лучшим другом)

— В начале мы видели радость Дениски, а каким стало его настроение? (печальным, грустным)

— У мальчика поменялось настроение, мама это заметила и забеспокоилась. Дальше прочитаем до конца. Прочитайте разговор мамы и Дениски в парах самостоятельно жужжащим чтением, подготовьте чтение по ролям и ответьте «Что Дениска сказал маме? Какое решение принял?»

— Почему Дениска «раздумал быть боксером»? Поможем друг другу ответить на этот вопрос, поработаем в группах.

Работа по группам. Напомню, что в группе уважаем друг друга, помогаем, выслушиваем каждого. ПРАВИЛА ВИСЯТ НА ДОСКЕ:

группа ответит на вопрос кто такой настоящий друг? Зачеркните слова, которые не подходят.

НАСТОЯЩИЙ ДРУГ

ДОБРЫЙ

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ

ВРЕДНЫЙ

ВЕРНЫЙ

НАДЁЖНЫЙ

ГРУБЫЙ

ЗАБОТЛИВЫЙ

2-ая группа подчеркнёт слова, которые наиболее точно говорят о мальчике.

EMBED MSGraph.Chart.8 \s

SHAPE \* MERGEFORMAT

— А Дениса можем назвать настоящим другом?

Значит, почему же Дениска раздумал стать боксёром?

3 группа В каком порядке происходили события в рассказе? Пронумеруйте предложения.

Мама достала старого плюшевого мишку.

Дениска попросил папу купить боксёрскую грушу.

Дениска вспомнил своё детство.

Мальчик никогда не будет боксёром.

Проверка ( на слайде)

2.Мама достала старого плюшевого мишку.

1.Дениска попросил папу купить боксёрскую грушу.

3.Дениска вспомнил своё детство.

4.Мальчик никогда не будет боксёром.

ДОП.: Что мы получили? (план).

Работа над иллюстрацией.

— Посмотрите, к какому эпизоду относится иллюстрация?

( К тому, когда мальчик принимал решение).

— О чём же думал мальчик? (Как ему поступить: отрабатывать удары на мишке или не отрабатывать?)

-Обратимся к тексту произведения ещё раз.

-Как вы думаете, можно ли назвать это произведение сказкой?

-К какому виду относится это литературное произведение?

— Ребята, а ведь у меня для вас сюрприз! Как вы думаете, какой?

(Книжка, мишка).

-Кто же из нас прав? Давайте посмотрим!

— Да, это тоже чей-то друг детства, чей-то любимый мишка. Посмотрите на него внимательно. Какое чувство он у вас вызывает?

(Старенький, бедненький, хочется его пожалеть).

— Ребята, мы сегодня соавторы писателя. Давайте придумаем продолжение этого рассказа.

Работа в группах.

— Послушайте задание: обсудите, как можно продолжить эту историю, выберите, кто будет выступать, а мишка вам поможет. (Выслушать все группы).

— Ребята, а почему у нас получились одинаковые концовки?

(Мальчик не мог поступить иначе, ведь он добрый и отзывчивый).

— Ребята, а у кого из вас есть любимая игрушка?

— А почему она любимая?

( С другом приятно разделить свою радость, помочь ему в нужную минуту.

Дружба — это самое ценное, что может быть у человека в жизни.)

Итог урока.

Изменилось ли ваше отношение к мальчику в конце рассказа?

— Давайте ещё раз вернёмся к началу урока. Что вы теперь сможете добавить:

ДРУГ – ЭТО ТОТ, КТО ……..

— КТО ИЗ ВАС МОЖЕТ НАЗВАТЬ СЕБЯ ДРУГОМ?

— Обведите свою ладонь на листе бумаги. В ее середине написано «С кем я дружу», и на каждом пальчике допишите свои ответы.

У кого есть надписи на каждом пальчике?

У кого остались пальчики без подписи?

Все-таки друг самый лучший и надёжный один. Выделите его на своей ладошке.

Домашнее задание.

— Пришло время обсудить домашнее задание. Представьте, что вы учителя. Какое задание вы хотели бы задать своим ученикам? Если вы затрудняетесь, то я вам помогу:

— написать сочинение на тему: » Моя любимая игрушка»;

— нарисовать своего любимца;

— сочинить загадку о медведе;

— подобрать пословицы и поговорки о дружбе;

— научиться выразительно читать;

— пересказать.

— А хотите узнать, какое бы задание придумала я, если бы была ученицей 3 класса? Ну, попробуйте догадаться?

( Я бы пришла домой и привела в порядок своего друга детства).

Заданий много мы перечислили. Вы выполняете любые три.

Настя Леханова, Осипов Денис, Вика Сизова: дома: Работа над выразительностью чтения.( Работа с раздаточным материалом) Расставить логические паузы в отрывке. А я не знал,/ что со мной,// я долго молчал// и я задрал глаза к потолку, /чтобы слёзы вкатились обратно.// И потом,/ когда я скрепился немного,// я сказал:/ — Ты о чём, мама?/ Со мной ничего… // Просто я никогда не буду боксёром.

Выполнили ли мы всю работу, которую планировали в начале урока? Тогда посмотрите на слайд:

Закончите мои предложения (СЛАЙД):

На уроке я думал(а) о…

На уроке я научился (лась)…

На уроке мне понравилось…

Самым интересным на уроке для меня было…

Дома я…

САМООЦЕНКА.

ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ, СОСТАВИТЬ СИНКВЕЙН (на обратной стороне ладошки)

Правила составления синквейна:

В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).

Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)

Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)

Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)

Пятая строка – одно слово, синоним темы.

Друг.Мягкий, пушистый.Утешает, радует, слушает.Он в беде не бросит.Игрушка.

эмоциональный

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ

ЗЛОЙ

ЖАДНЫЙ

ВЕРНЫЙ

УПРЯМЫЙ

ДОБРЫЙ

ДЕНИСКА