разработка урока по окружающему миру 1 класс Школа России

Тема «Растения и животные осенью» 1 класс

 Учитель Курбанова Л.Г.

 

Цель : формировать умения; устанавливать причины, влияющие на изменения в жизни животного и растительного мира; закреплять умения выделять характерные признаки осени в неживой природе; развивать наблюдательность; воспитывать любовь к природе , животным. Оборудование : картины деревьев : береза, рябина, осина ( без листьев) сухие листья от рябины , березы, осины графические рисунки Картинки перелетных птиц: стриж, ласточка, кукушка, грач, соловей , лебеди , гуси, утки. Картинки : медведь, заяц, белка Маски животных: ёж , медведь, белка, рысь, барсук, заяц. Фонограмма к песне « Падают листья»

Над лесом и над полями Плывут облака несмело, Словно костры, поляны Красны они от брусники спелой Здравствуй , щедрая осень В рыжей шубейке лисьей! Стали студеными росы Стали багряными листья.

Это стихотворение написал наш земляк Микуля Шульгин (ханты-мансийский писатель). — О каком времени года говорится в стихотворении? — Какие слова использует поэт для описания осени? — Почему он сравнивает лес с лисьей шубейкой? — Какое сейчас время года?

Подведем итоги экскурсии. Многие из вас отразили свои впечатления в рисунках (выставка рисунков «Осень в природе» три участника рассказывают, что они нарисовали) Мы наблюдали не только за деревьями, но и за листочками. Посмотрим ,кто был внимателен, Игра: «Найди дерево» А) гроздья ярко-красные , листья продолговатые (рябина) Б) никто не пугает, а вся дрожит (осина) В) зелена, а не луг, белена, а не снег, кудрява, а не человек? (береза). (детям заранее на парту положены сухие листья от разных деревьев. После того, как дети отгадывают какое дерево , они бегут и прикрепляют к нарисованному дереву листья) Лес точно терем расписной Лиловый , золотой, багряный.

Вспомним какие приметы осени вы наблюдали. — Что происходит в неживой природе? ( небо затянуто тучами, часто идут дожди, солнце светит меньше, стало холодно) — Ч то происходит с растениями ? ( отпадают листья) — Что происходит в животном мире с насекомыми, с птицами? (насекомые прячутся ,птицы улетают) — Что дарит осень в саду и в огороде ? ( в саду собирают фрукты, а в огороде овощи)

— Что дарит осень в лесу? ( грибы и ягоды) (беседа сопровождается графической записью) — Кто повторит рассказ по плану? Игра «Бывает, не бывает» А) весной у деревьев и кустарников начинаются Б) летом листья желтеют, очень мало цветущих растений. В) осенью в лесу много грибов и ягод. ( не бывает-хлопают, бывает-встают)

Физминутка песня «Падают листья ( с движением)

По календарю осень наступает 1 сентября , а в природе она наступает в разные сроки. Осень делится на два периода 1) от первых заморозков до листопада, иногда после заморозков наступает сухая теплая пора — это бабье лето. 2) от конца листопада до начало.зимы . Скучная пора. Моросят дожди, грязь и наконец выпадает снег. — А когда у нас выпал первый снег ( 26 сентября) С наступлением осени меняется жизнь животного мира.

Сегодня мы будем наблюдать за изменениями, которые происходят в животном мире. Узнаем о том , как готовятся к зиме звери, птицы, насекомые. В лесу, в поле, на лугу каждый готовится по своему. Многие птицы улетают в теплые края. — Почему? — Как называются птицы, которые улетают? (перелетными) — Каких птиц перелетных вы знаете? Первыми улетают певчие птицы, которые питаются в основном насекомыми. Это стрижи, ласточки, грачи, соловьи, кукушки. (показать картинки с птицами).

 

За ними водоплавающие птицы : утки , гуси, лебеди. — Почему эти птицы улетают позднее? Исчезли мухи, перестали из ульев вылетать пчелы. Ушли в свои подземные убежища муравьи. Спрятались насекомые , а некоторые, такие как божьи коровки, стрекозы тоже как птицы улетают в теплые края. Мы с вами живем в краю , где много леса. Если много леса много и зверей. — Какие дикие животные обитают в лесу? — А хотите узнать, как они готовятся к зиме ?.Сейчас мы совершим путешествие и послушаем разговоры зверей. — Как нужно вести себя в лесу , чтоб не в с пугнуть животного?

Физминутка : Только в лес мы все зашли, Появились комары. Руки вверх- хлопок Руки в низ — хлопок. (Ходьба с подниманием рук в верх — хлопок опускание) Дальше по лесу шагаем И медведя мы встречаем Руки за голову кладем И в развалочку идем. Снова дальше мы идем Перед нами водоем Прыгать мы уже умеем, Прыгать будем мы смелее. Раз- два, раз- два Позади уже вода (Прыжки с ноги на ногу) Зайчик быстро скачет в поле- Очень весело на воле! Подражаем мы зайчищке, Непоседы — ребятишки. (Прыжки на двух ногах) На поляну мы заходим, Много ягод там находим. Земляника так душиста, Что не лень нам наклониться. (Наклоны)

 

Вот мы с вами и в лесу. Притаились. А вот и первый хозяин пожаловал. (Подготовленные заранее дети рассказывают рассказы о животных, как они готовятся к зиме: медведь, еж, барсук, белка, ,заяц) Пора и нам возвращаться в класс. Глазки закрыли, вспомнили о чем рассказывали животные. — Как готовятся к зиме представители животного мира? ( Они запасают корм, другие много едят и жиреют, третьи ничего не делают) — О каких животных идет речь в загадках: А) Трав копытами касаясь ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось) б) Серовато, зубовато- по полю рыщет, Телят, ягнят ищет. (Волк) г) Рыжая птичница пришла в курятник порядки наводить (Лиса) — А эти животные готовятся к зиме? Почему? — Что происходит с шерстью животных ? (гуще) — С чем связано изменение густоты шерсти у зверей?

Сюжетно — ролевая игра. Представьте что вы зверюшки. Собрались как то ясным днем на лесной поляне звери , птицы и насекомые. Стали делиться своими секретами как они готовятся к зиме. Я , сказал медведь….Я , сказала белочка …Я, сказала кукушка …Я, сказал зайчик ….Мы, сказали букашки ….

Наш урок подходит к концу. Но вот беда животные бегая по лесу потеряли свои домики. Игра: «Заселили домики» 1. Животное, которые делают запасы на зиму. 2. Животное , которое впадает в спячку. 3. Животное, которое будет искать себе корм зимой.