разработка урока по ОРКСЭ Наша Родина Россия

Разработка урока

по курсу ОРКСЭ

«Россия-наша Родина»

Тема урока: Россия – наша Родина

Актуальность проблемы

Слайд 2

Во всем мире существуют общечеловеческие ценности, среди которых особое место занимают такие понятия как «мама», «отчий дом», «родина», «любовь». Урок призван раскрыть эти понятия и показать их взаимосвязь.

Слайд 3

Для каждого человека понятие Родины начинается с самого дорогого и близкого человека – это мама. Именно она дарит любовь, ласку, добро. Для маленького ребенка главной ценностью является именно она.

Слайд 4

Подрастая, ребенок познает окружающий его мир: отчий дом, скамейка у ворот, березовая роща на пригорке – все это малая родина. Это неотъемлемая часть жизни каждого из нас, то, что мы любим.

Слайд 5

Цели урока:

формирование мотивации на получение новых знаний,

формирование чувства любви и гордости за свою Родину,

эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности.

Слайд 6

Задачи:

Образовательные:

формирование понятия «Россия – наш общий дом», «Многонациональное государство»;

познакомить с понятиями духовный и материальный мир, культурные традиции;

расширение знаний о символах и выдающихся людях России.

Слайд 7

Воспитательные:

привитие доброжелательного отношения к окружающим;

формирование интереса к многонациональной культуре нашей страны.

Слайд 8

Развивающие:

формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивно разрешать конфликты

Слайд 9

Понятия:

Россия

Родина

Отечество

Многонациональное государство

Культурные традиции

Слайд 10

Методы работы: частично-поисковый, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный диалог.

Слайд 11

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, фронтальная.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, групповая работа , подготовка творческой беседы с членами семьи

Слайд 12

Средства обучения:

мультимедийный проектор; компьютер

флаг, герб,

физическая карта России

репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи

листы с заданиями для групп

аудиоматериалы (гимн, песни о Родине), видеоматериалы

презентация.

Слайд 13

Ожидаемые результаты:

расширение представления о Родине, Отчизне, о духовном мире человека, о культурных традициях страны;

ознакомление с новым предметом «Основы религиозных культур и светской этики»

формирование образа «Родина» и «малая Родина».

эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности, уважение и принятие других народов России

Слайд 14

продукт проектной деятельности учащихся в виде творческих работ (презентация, сочинение, рисунок)

если ребенок будет с малых лет ценить Родину, то в дальнейшем он сможет стать личностью, привносящей вклад в развитие своей страны.

Слайд 15

План урока

1 этап – вводный:

знакомство, вводное слово учителя-2 мин.

2 этап – основной:

Актуализация знаний учащихся-18 мин

Работа с понятиями Родина, Отечество, Матушка

Географические особенности России,

Символы России

Физкультминутка

Усвоение новых знаний-12 мин

Россия – многонациональное государство,

Выдающиеся люди России,

Культурные традиции народов России

3 этап – заключительный:

Закрепление -5 мин

Домашнее задание-3 мин

Итог. Рефлексия-5 мин

Слайд 16-18

Ход урока

Организационно-мотивационный момент

(Звучит песня В.Баснера – М.Матусовского «С чего начинается Родина?»

– Как вы думаете, почему наш урок начался с такой песни, какая будет тема сегодняшнего урока?

Правильно, сегодня мы с вами поговорим о Родине.

Вы узнаете:

— чем и кем богато наше Отечество;

— что такое традиции и для чего они существуют.

Слайд 19

2.Актуализация опорных знаний

1.Родина, Отечество, матушка

-Как называется наша Родина?

Наша Родина называется Россия, Российская Федерация.

Видеоролик Слайд 20

— Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес, ….)

– Откуда произошло слово “родина”?

Слово “родина” произошло от древнего слова “род”, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством.

– Какие однокоренные слова слову “родина”, вы можете привести?

Родители – отец и мать, у которых рождаются дети. Родич – родственник, член рода. Родня – родственники. Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.

Слайд 21

Работа с рассказом К. Д. Ушинского «Наше Отечество»:

Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

-Назовите синонимы к слову Родина. (Отечество, Отчизна, матушка)

-Почему Родину называют Отечеством?

-Почему Матушкой?

Слайд 22-23

На столе у обучающихся конверт со словами пословицы. Дети работают в парах.

— Ребята, соберите пословицу и объясните её смысл.

Где родился, там и…. пригодился.

Жить – Родине…служить

Береги землю родимую, как …мать любимую

Родина-мать, умей…за нее постоять

Слайд 24

РОДИНА —

страна, в которой человек родился;

страна, гражданином которой является человек;

место, где человек родился, где живут его родные и близкие;

место, которое человеку дорого.

Слайд 25-26

2.Россия-государство

Работа с картой

-Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о её территории?

-Какие города вам известны?

-Назовите столицу России, покажите её на карте?

Слайд 27

Задание «Собери пазлы»

Слайд 28

-Кто является главой нашего государства?

Слайд 29

-Какие символы государства тебе известны?

Слайд 30

Ролик «Гимн России»

Слайд 31

-Какие чувства вы испытываете, когда слышите музыку и слова гимна?

Слайд 32

-Как выглядит Российский флаг?

Назовите правильное расположение цветов нашего флага, начиная с нижней полосы? Что обозначает каждый цвет на флаге России?

Ответ

Красный, синий, белый. Белая — свобода, откровенность, благородство. Синяя — верность, честность. Красная — державность, мужество, смелость, любовь.

Слайд 33-34

-Какой из представленных гербов является гербом Российской Федерации в данное время?

Слайд 35

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна.

Мы любим свою Родину, и должны быть готовы в любую минуту встать на ее защиту.

Слайд 36

3.Физкультминутка

Ритмичные движения под песню:

Я, ты, он, она,

Вместе — целая страна,

Вместе — дружная семья.

В слове «мы» — сто тысяч «Я».

Большеглазых, озорных,

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и веселых,

В городах и селах.

Слайд 37-38

4.Россия – многонациональное государство.

Здесь проживают разные народы.

Какие народы вы знаете?

По мере того, как называют народы, на слайде появляются изображения представителей народов в национальных костюмах.

В нашей стране много народов, для которых Россия стала домом.

Заранее подготовленные ученики читают стихотворение.

Слайд 39

Живут в России разные Народы с давних пор. Одним – тайга по нраву, Другим – степной простор.

У каждого народаЯзык свой и наряд.Один – черкеску носит,Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.Одним – милее осень,Другим – милей весна.А Родина Россия

У нас у всех – одна.

Слайд 40

-Какие русские военачальники, композиторы, писатели, художники вам известны?

-Все ли из перечисленных людей русские?

-Можно ли сказать, что эти люди являются гордостью России? Почему?

Слайд 41

Групповая работа

Найдите главную мысль текста

«В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений.

Россия стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям. Самое ценное, что есть в России – это её люди»

Вывод: Россия – многонациональное государство. Неважно, какой национальности человек. Важно, что каждый внёс вклад в развитие страны, в которой живёт.

Слайд 42

5.Традиции народов

У каждого народа – своя культура и свои традиции.

— Как вы понимаете, что такое традиции? Давайте обратимся к толковому словарю.

Традиция — (от лат. traditio — предание ) — передача образцов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение.

— Запишите данное слово в свой словарик.

Слайд 43-44

-Попробуйте привести примеры традиций нашей страны.

Слайд 45-46

Закрепление

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые трудности мы осилим

И только в единстве сила России.

Слайд 47-48

Детям раздают карточки со словами (Россия, наш, общий, дом, небо, река, люди, лес).

Из перечня этих слов дети должны убрать лишние и составить предложение, характеризующее главную мысль нашего урока «Россия – наш общий дом».

Слайд 49-52

VII. Домашнее задание.

— Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье.

— Оформите страницу вашего словарика своими рисунками или иллюстрациями объясняющими смысл данных слов.

— Есть ли среди ваших родственников тех, кто внёс вклад в развитие России? Кто они? В чём их заслуга перед Отечеством?

Составь рассказ

Создаем книгу «Мои символы России»

Есть у России символы официальные: герб, флаг, гимн. Обсуди с родителями, что ещё может быть символом нашей великой Родины?

(природный объект, город, человек, предмет, сооружение, растение, животное и т.д.)

Нарисуй такой символ России и кратко объясни свой выбор (письменно).

Прошу оформить работу на альбомном листе (формате А4).

Можно не рисовать, а подобрать иллюстрацию, работу можно оформить на компьютере, попросите помочь своих старших братьев и сестёр, родителей.

Слайд 53-54

Подведение итогов урока

-Что ты расскажешь дома членам семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?

Чем богата наша страна? (красота природы, ресурсы, культура, люди).

Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы — граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной. Вы граждане многонациональной страны. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его будущее. Вы- дети России, вы- надежда и будущее нашей страны.

Слайд 55

Рефлексия

— У вас на столах лежат полоски со словами, выберите те слова, которые можно отнести к сегодняшнему уроку. (слова написаны на полосках двух цветов: зеленые: интересный, заставляющий думать; красные: скучный, непонятный, сложный; )

PAGE 10