разработка урока по теме ДружбаОРКСЭ 4 класс

Методическая разработка урока: «Дружба»

Учителя начальных классов

МБОУ «Якиманско — Слободская СОШ»

Муромского района, Владимирской области

Сарыкалиной Елены Евгеньевны

Необходимые материалы:

Раздаточный материал для работы в парах.

Цель: раскрыть сущность понятия «дружба»,показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни.

Задачи:

• формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу;

• формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);

• формировать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также

признавать свою неправоту в случае ошибки.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Учитель: Пусть этот день несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. Улыбнитесь друг другу, пожелайте мысленно удачи.

2.Введение в тему урока.

Учитель: Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и много друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, что приключилось с хозяином овчарни. Прошел еще один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облачке пыли. Это были его друзья. Каждый из них шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он выгонял свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семье.

Учитель: Вам понравилась притча? О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

3. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня речь пойдет о дружбе. Мы должны найти ответы вот на эти вопросы. ( слайд 2)

4.Работа над темой урока.

Учитель: А что же такое «дружба»? (ответы детей)

Теперь сравните свои высказывания, с тем, как объясняет это слово С.И.Ожегов в «Толковом словаре» ( слайд 3)

О дружбе размышляли во все времена. О ней писали и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: « Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. Какие знаете вы? Объясните, как вы понимаете смысл этих пословиц. ( слайд 4)

Перед вами картина М.К.Чюрлениса «Дружба». (слайд 5 )На картине изображена женщина, летящая в поднебесье, высоко над миром, увенчанная диковинным убором из золотых перьев. Ее веки прикрыты. Обеим руками — бережно и нежно — она несет перед собой мягко сияющий шар. Лучезарный свет торжествует, побеждая холодную пустоту. Неземная женщина словно хочет сказать: « Самое дорогое, что есть у меня, я дарю вам». А самое дорогое у нее — это свет. Но ведь он живет в душе каждого человека. Разве это не наше призвание в мире: быть светоносными. В дружбе человеческой вечно горит огонек, который можно назвать духовной готовностью прийти на помощь другому.

Как вы думаете, для чего человеку нужен друг? (ответы детей)

Познакомьтесь с размышлениями о дружбе современного писателя Феликса Кривина.

Рельсы всегда рядом, но никогда не встречаются. Хотелось бы встретиться, но не позволяют дела: каждый рельс несет на себе половину трамвая. И не расходятся они потому же: ведь если один хоть на минуточку отлучится, другому придется нести на себе целый трамвай. Это и есть настоящая дружба: быть рядом с другом не для игры, не для развлечения, а взять на себя половину трамвая, чтобы другу не пришлось нести на себе целый трамвай.

Жизнь человека долгая и сложная, поэтому прожить ее в одиночестве очень тяжело. Каждый человек в той или иной степени нуждается в настоящем друге — человеке, который всегда придет тебе на помощь и поддержит. Некоторые люди с уверенностью говорят, что не испытывают нужды в друзьях, что им и одним хорошо. Но такие заверения, как правило, являются заблуждениями – либо человеку не встретился еще настоящий друг, либо человек испытал разочарование в людях. (слайд 6)

Поднимите руки, у кого есть друзья. Мы часто говорим «приятель», «товарищ», « друг». Как вы думаете, эти понятия обозначают одно и то же? Объясните значение этих слов( слайд 7).

Каким должен быть настоящий друг? Давайте определим нравственные качества настоящего друга. (работа в парах. См приложение 1 )

Обсудите и вычеркните те качества личности, которыми настоящий друг обладать не должен. ( слайд 8 )

Школьная дружба – замечательное испытание души на искренность, честность, терпимость, т.е. самые важные качества человека.

А нужно ли вам обладать этими качествами?

5.Составление правил настоящего друга.

Учитель: Вам предложены ситуации, обсудите их и подумайте, как в них будет действовать настоящий друг, ответьте на вопросы и сформулируйте правила дружбы. Работа в парах. См. приложение 2 ). Дальнейшее обсуждение (слайд 9)

Учитель: Кто из вас соблюдает эти правила дружбы? Какие правила кажутся для вас трудными?

А знаете ли вы, что существует праздник « Международный день друзей»? ( слайд 10)

Родина праздника США (1935 г.). Отмечают этот день в первое воскресенье августа. С годами праздник получил огромную популярность, и сегодня его празднуют во многих странах мира. «Международный день друзей» просто создан для того, чтобы мы, независимо от жизни напомнила своим друзьям о том, как они важны для нас и порадовали их. Про этот праздник в России знают совсем немногие. Теперь знаете и вы.

6.Рефлексия.

Учитель: Легко ли быть настоящим другом? Попробуйте оценить себя. Насколько вы обладаете качествами настоящего друга. Эти оценочные листы ( см. приложение 3) останутся у вас и никто их не увидит. Поставьте крестик на шкале самооценки ближе к тому качеству, которое у вас больше развито.

Учитель: Подумайте, что вам надо в себе изменить. И тогда поверьте — ваша жизнь обязательно станет лучше! Успехов вам! Спасибо за работу! (слайд 11)

7.Домашнее задание.

Нарисуйте портрет своего друга и расскажите о нем.

Приложение 1.

Грубость

Лживость

Терпеливость

Уступчивость

Отзывчивость

Равнодушие

Заботливость

Вредность

Скупость

Честность

Щедрость

Драчливость

Жадность

Бескорыстность

Нетерпимость

Зависть

Тактичность

Ответственность

Льстивость

Подлость

Эгоизм

Хвастовство

Вежливость

Верность

Приложение 2.

Володя учится в 4-м классе, а его друг Коля во 2-ом классе. Володя решил посещать занятия спортивной секции по дзюдо и зовет с собой Колю. Коля не любит этот вид спорта. Володя обижается и говорит: « Коля, раз ты мне друг, то и должен заниматься дзюдо».

-Правильно ли Володя понимает дружбу?

-Как вы предложите поступить Володе?

Вера получила приз на конкурсе чтецов. Ее подруга Маша не подходит к ней и не поздравляет с победой, потому что сама рассчитывала получить награду.

-Какой совет дадите Маше?

3. Петя не смог решить задачу, Коля дал ему списать.

— Как на месте Коли поступил бы настоящий друг?

4. По мнению Наташи, хорошая подруга – это подруга, которая во всем будет помогать Наташе, делиться с ней конфетами, булочками, а если нужно сделать что-нибудь за Наташу, например, убрать кабинет, обязательно сделает это.

— Для кого выгодна такая дружба?

— Что бы вы сказали Наташе?

5. Петя с первого класса дружит с Алешей. Они вместе гуляют, играют, ходят в кино. Петя часто называет Алешу « конопушкой», потому что на лице у Алеши много веснушек. Алеше это прозвище не нравится, но он ничего не говорит своему другу.

-Какой совет дадите Алеше?

-Какой совет дадите Пете?

6.Рита и Зоя подруги. На перемене девочки баловались, и Рита уронила цветок. Дежурный записал замечание Зое. Рита промолчала. Зое было очень обидно, но она ничего не сказала подруге.

— Как вы оцените поступок Риты?

7.Тима и Гоша учатся в одном классе и дружат. Мальчики гуляли одни во дворе на детской площадке. У Тимы был с собой маркер. Он предложил Гоше разрисовать детский домик, ведь их никто не видит.

— Чтобы вы ответили на месте Гоши?

Приложение 3.

Лживость —————————————— Честность

Скупость ——————————————- Щедрость

Доброжелательность ——————————— Драчливость

Заботливость —————————————— Равнодушие

Вежливость ——————————————— Грубость