технологическая карта по окружающему миру ФГОС

Абраменкова Наталья Михайловна – учитель начальных классов МКОУ «Основная общеобразовательная школа» с. Климов – Завод, Юхновского района Калужской области , стаж работы – 21 года, первая квалификационная категория

Предмет: Окружающий мир

Класс: 1 класс

Тип урока: Изучение нового

Примечание: Перед данным уроком я организовала экскурсию по селу Климов — Завод, вместе с детьми сделали фотографии достопримечательностей. На уроке каждая группа выбирает нужные фотографии, соответствующие теме проекта и под руководством учителя распечатывает их на принтере.

Тема

Проект «Моя малая родина»

Цели

Образовательные:

Познакомить с новым видом работы — проектом; расширять знания о своем родном селе Климов -Завод;

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Способствовать воспитанию чувства гордости за свою малую родину.

Формировать УУД:

— Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат

Предметные:

Знания: узнают о малой родине.

Умения: научатся составлять проект на тему.

Навыки: составлять устный рассказ.

Метапредметные:

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Личностные:

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание своей этнической принадлежности, гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества

Основные понятия

Малая родина

Межпредметные связи

Русский язык, технология

Ресурсы:

— основные

— дополнительные

— А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1ч. (2011 г.)

— А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 1(2011г.)

— фотографии села, его достопримечательностей (музей генерала М.Г Ефремова, школьный музей «Купеческая комната», школьный музей «История образования», школьный музей «Долг и память)

— клей, ножницы, цветные карандаши

— электронная физкультминутка

— презентация к уроку

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая работа

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели:

— актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

— создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

— уточнить тип урока;

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Проговаривают девиз урока, определяют тип урока.

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Организует проговаривание девиза урока.

Организует уточнение типа урока.

Уточняет тематические рамки.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Слайд 2. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь — слушай»

— Значит, чему будет посвящён урок? (Изучению нового).

Слайд 3. Фотографии села

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

II. Формулирование темы урока, постановка цели (5 мин)

Цели:

организовать формулирование темы урока учащимися;

— организовать постановку цели урока учащимися.

Отвечают на вопросы учителя и выставляют на доске первые буквы отгадок.

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.

Организует повторение изученного.

Организует формулирование темы урока учащимися.

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

Муравьишка Вопросик еще раз хочет проверить, как вы запомнили материал про самый главный город страны. Он приготовил для вас вопросы.

— Догадайтесь, о чем речь? (Ответы учитель записывает на доске.)

• Самый главный, высший орган государственной власти. (Правительство.)

• Москва — это столица. А еще что есть в Москве с таким же названием: Москва-… (река).

• Самая высокая телевизионная башня. (Останкинская.)

Какого обитателя московского зоопарка называют «полоскун»? (Енота.)

Главная достопримечательность Москвы. (Кремль.)

О каком городском московском транспорте говорится в загадке?

Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы – в воздухе, а он

Держит их руками. (Трамвай, троллейбус.)

А теперь по первым буквам ответов прочитайте слово. (Проект.)

Что такое проект? Как вы понимаете это слово? (Ответы детей.)

В Толковом словаре СИ. Ожегова дается такое определение: проект — 1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма или устройства; 2) предварительный текст какого-либо документа; 3) замысел, план.

Слайд 4. ПРОЕКТ

— Какая тема урока сегодня? (Проект «Моя малая родина»)

— Какую цель ставим? (Познакомить с новым видом работы — проектом; расширять знания о своем родном селе).

Физкультминутка

Знать главные достопримечательности Москвы.

Уметь отгадывать загадки и составлять из начальных букв нужное слово.

Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

III. Изучение нового

(5мин)

Цели:

— организовать обсуждение главных достопримечательностей своего поселка;

Рассматривают фотографии в учебнике стр.16-17.

Читают подписи к фотографиям (читающие дети)

Вступают в диалог с учителем.

Организует работу по учебнику стр.16-17.

Организует работу по формированию умений делать выводы.

— Рассмотрите фотографии на с. 16—17. Какие достопримечательности вы увидели?

(Учитель дополняет ответы учащихся.)

— А что вы знаете о своем родном селе? (Ответы детей.)

— Как вы думаете, все ли вы рассказали о своем родном селе? А знаете ли вы, что у нас есть…

(Учитель перечисляет достопримечательности родного села. Следует упомянуть и о знаменитых людях. В своем рассказе учитель должен упомянуть о таких фактах, о которых дети знают мало или не знают ничего.)

— Интересно? Знать свою родину, историю родного края должен каждый образованный человек.

— А вы хотите больше знать о своем селе? (Ответы детей.)

Знать достопримечательности, историю своего села.

Уметь составлять устный рассказ.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД).

IV. Закрепление нового (5 мин)

Цель:

— организовать работу над проектом

Делятся на две группы. Выбирают тему проекта, распределяют обязанности в группе.

Организует работу над проектом

— Я рада, что вы такие любознательные. Но все сразу узнать невозможно. Поэтому мы с вами разделимся на две группы. Каждая группа выберет для себя задание и обдумает, как его будет выполнять. Распределить обязанности в группе нужно таким образом, чтобы каждому нашлось дело, чтобы никто не остался в стороне.

(Учитель называет темы проектов. По желанию учащиеся могут предложить свою тему.)

1. Достопримечательности моего села.

2. Культурное наследие моего села.

Физкультминутка

Уметь работать по группам, распределять обязанности в группе.

Уметь отражать тему проекта в виде фоторепортажа.

Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

V. Контролирующее задание (15 мин)

Цель:

— проверить умение работать с информацией;

— организовать выполнение самопроверки, самооценки.

Самостоятельно выполняют задание.

Обсуждают, оформляют проект в рабочей тетради с.8-9, готовятся к защите.

Организует, помогает. направляет, дает советы.

Организует проверку умения работать с информацией.

Организует самопроверку.

(Учащиеся делятся на две группы. По желанию дети могут работать самостоятельно. Далее учитель вызывает одну группу, которая у доски обсуждает работу над проектом, определяет, кто, за что будет отвечать (выбор фотографий, оформление работы, защита проекта). Учитель помогает, направляет, подсказывает, дает советы, как лучше обсудить и сделать ту или иную часть работы. Остальные ученики наблюдают. Затем учитель предлагает второй группе обсудить тему проекта и распределить роли.)

Презентация нашего проекта, т. е. выступление от каждой группы, пройдет в конце изучения этого раздела

(Проекты оформляются в рабочей тетради (с. 8-9).)

Уметь выполнять проект, работать с информацией.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:

-зафиксировать новое содержание урока;

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Организует фиксирование содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

— Что такое проект?

— Какой теме будет посвящен наш первый проект?

— Кто понял, какое задание в группе он должен выполнить, чтобы проект получился?

— Оцените свои достижения на уроке, используя смайлики.

(Учащиеся достают один из смайликов и объясняют свой выбор.)

Ребята, я желаю вам всем удачи в работе над вашими первыми проектами.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).