технологическая карта урока математики в 1 классе по программе НФ Виноградовой

Технологическая карта урока математики в 1 классе по программе «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой по теме «Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц» (закрепление)

Учитель начальных классов «МОУ СОШ ст. Тарханы Саратовского района Саратовской области» С.В.Матушкина.

Тема

Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

Мета тема

Порядок и хаос.

Тип урока

Урок закрепления имеющихся знаний и навыков и формирования новых УУД.

Цель

Закреплять умения увеличивать и уменьшать число на несколько единиц.

Метацель

Вырабатывать умение строить алгоритм перехода от хаоса к порядку.

Задачи предметные

Закрепить понятия «на … больше» и «на … меньше», закреплять навык и умение увеличивать и уменьшать число на несколько единиц в ходе решения задач.

Развивать логическое мышление, математическую речь, вычислительные навыки.

Воспитывать уважение к мнению других людей.

Задачи метапредметные

Формировать УУД:

Личностные: способствовать нравственно-этической ориентации учащихся, собственной позиции.

Регулятивные: развивать умение прогнозировать ситуацию, корректировать ответы свои и других людей.

Познавательные: развивать умение анализировать и синтезировать, доказывать, выбирать критерии для сравнения, строить алгоритм решения проблемы.

Коммуникативные: способствовать учебному сотрудничеству с одноклассниками, умению точно и полно выражать свои мысли, работать в группе.

Планируемый результат

Предметный:

Знать способы увеличения и уменьшения числа на несколько единиц, уметь решать задачи на увеличения и уменьшения числа.

Метапредметный:

Уметь формулировать цель урока и определённых этапов, уметь выражать и защищать свои мысли, уметь работать в группе – слышать и понимать речь других, договариваться об общих правилах, уметь добывать информацию и использовать её для решения проблем, уметь строить алгоритм действий, уметь анализировать свою работу на уроке.

Основные понятия

Предметные:

Увеличение, уменьшение, задача.

Метапредметные:

Порядок, хаос.

Межпредметные связи

Окружающий мир

Ресурсы

Учебник «Математика 1 класс» В.Н.Рудницкая

Тетрадь на печатной основе «Математика 1 класс» В.Н.Рудницкая

Компьютерная презентация к заданиям урока С.В Матушкина

Технологическая карта урока.

Тетрадь по математике.

Раздаточный материал.

Организация пространства

Фронтальная работа и работа в группах ( изначально дети сидят в группах).

Технология проведения

Время

Задания для учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и формы деятельности

1. Мотивация к учебной деятельности

2 мин

-Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке: ручки, учебник и тетрадки?

(слайд №1)

— Все ли вы готовы к уроку математики? Почему? Можем ли мы начать урок, ничего не меняя? Почему?

— У нас на уроке сейчас всё в порядке? А как это можно назвать то, что происходит?

— А ещё есть такое понятие – «хаос».

— Послушайте, что нашёл Сергей в толковом словаре об этом слове.

(слайд №2)

— Как же быстрее навести порядок на уроке? Чьё решение вам понравилось? Почему?

— А теперь у нас хаос или порядок?

А что мы сделали для того, чтобы был порядок?

-Итак, что такое порядок, что такое хаос?

До урока вводит детей в заблуждение и просит групп приготовиться к разным урокам.

Организует актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности,

создаёт проблемную ситуацию,

вводит понятия «порядок» и «хаос».

Проверяют готовность к уроку и обнаруживают, что одна группа приготовилась к уроку русского языка, другая группа готова к окружающему миру. А третья группа готова к уроку математики.

Анализируют ситуацию и предлагают её решения.

Пытаются пояснить понятия «порядок» и «хаос».

Подготовленный заранее, но самостоятельно учащийся читает из толкового словаря о значении слова «хаос».

Предлагают свои идеи по решению проблемы.

Дети готовят необходимые учебные принадлежности для урока математики.

Думают, анализируют, делают выводы.

Фронтально-групповая работа.

Проблемный метод.

Частично-поисковый метод.

Метод анализа.

ИКТ

2. Актуализация знаний.

8 мин

1) На доске в беспорядке записаны числа: 2, 16, 0, 5, 11, 7, 14, 10, 1, 9, 20, 18, 3.

-Данные на доске числа определяют собой порядок или хаос? Почему?

— Придумайте своё правило и поставьте эти числа в своём порядке.

2) На столе у каждой группы лежат модели различных геометрических фигур (одинаковые экземпляры для всех групп)

-Определите свой порядок и сгруппируйте фигуры.

— Поясните, по какому правилу вы сгруппировали данные геометрические фигуры.

Поясняет задание, раздаёт карточки с числами группам.

Предлагает группам выбрать выступающего и презентовать свой порядок расстановки чисел.

Поясняет задание, организует работу в группах.

Способствует выработки умения слушать друг друга в группе и делать совместно выводы.

Анализируют, делают выводы, доказывают свою правоту.

Вырабатывают своё правило – порядок расстановки чисел в ряду и доказывают его правоту.

Вырабатывают общее правило и группируют в соответствии с ним геометрические фигуры.

Выступающий поясняет правило группировки фигур.

Групповая работа.

Метод синтеза и анализа.

Деятельностный метод.

3. Формулирование цели урока.

1 мин

На доске запись:

5 7 9, 3 5 7, 6 8 10, 10 12 14.

— Определите порядок расстановки чисел в каждой тройке? Что общего? (слева число на 2 меньше, справа это же число на 2 больше) по какому правилу их совместили?

— Что значит на несколько единиц меньше? Больше?

— Как вы полагаете, какова цель сегодняшнего урока? (рассмотреть и закрепить умения увеличивать и уменьшать числа на несколько единиц)

— А какие виды работы мы будем выполнять на уроке для достижения нашей цели?

Организовывает возможность для целеполагания и прогнозирования деятельности на уроке.

Под руководством учителя определяют цель урока и прогнозируют свою деятельность на уроке.

Фронтальная работа.

Метод прогноза и анализа.

4.Закрепление изученного материала.

Физ. минутка.

Продолжение закрепления материала.

25 мин

4 мин

1)На экране дан текст:

(слайд №3)

«Красный отрезок на 4 см короче зелёного. Веронике 6 лет. Какова цена ручки? Длина зелёного отрезка 1дм 2 см. Карандаш стоит 6 рублей. Гена на 3 года старше Вероники. Начерти красный отрезок. Сколько лет Гене? Ручка на 3 рубля дороже карандаша»

— Как вы думаете, в порядке или в хаосе находится данный текс? Почему? А что в этом тексте дано? (задачи) Сколько здесь дано задач? Докажите.

— Откройте учебники на странице 106 и найдите задачи идентичные тем, что вы составили.

-Каждая группа выберет себе задачу, но решать задачу каждый будет самостоятельно, а потом вы сделаете взаимопроверку.

-Выступающие, расскажите, как вы решали задачу.

— Кто и в чём испытывал затруднения при решении задачи?

— У кого была неверно решена задача?

— Сделайте вывод, что значит увеличить число на несколько единиц? А уменьшить?

-Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

2) — Ребята, посмотрите, в классе развешаны повсюду картинки с изображением различных предметов. Определите, в порядке ли развешаны картинки.

(по всему классу в различных местах хаотично развешаны картинки с изображением школьной мебели и учебных принадлежностей, а также картинки с домашней мебелью и предметами домашней утвари)

-Итак, в классе порядок или хаос? Почему? А как можно навести порядок? Давайте его наведём.

_-А почему эти картинки остались не развешанными? (Не связаны со школой, с классом)

-А теперь в классе порядок или хаос? Почему? Как восстановили порядок, было ли какое – ни будь правило использовано для восстановления порядка? Какое?

3) -Каждая группа получит определённое задание:

1-я группа

Однозначные числа увеличьте на 3 и поставьте их в порядке уменьшения.

2-я группа

Двузначные числа уменьшите на 5 и поставьте их в порядке увеличения.

3-я группа

Числа, которые больше 2 и меньше 11 увеличьте на 10 и поставьте в порядке уменьшения-

— Давайте, посмотрим, что же у вас получилось.

4) – В тетрадях на печатной основе на странице 59 найдите № 6, каждый самостоятельно решит примеры, затем вы сделаете взаимопроверку или перекличку ответов в своей группе, при необходимости исправите ошибки.

— Теперь в группе выработайте свой порядок расстановки примеров и поясните его.

Читает текст с экрана, поясняет задание.

Организует работу с учебником.

Организует решение задач на увеличение и уменьшение числа.

Способствует развитию самоанализа работ учащихся.

Проговаривает текст физ. минутки и показывает движения.

Наблюдает за действиями детей, помогает обнаружить все картинки.

Способствует развитию умения делать выводы и составлять алгоритм действий.

Способствует развитию умения формулировать правила.

Поясняет задание.

Организует работу в группах.

Организует работу в тетрадях на печатной основе.

Поясняет задания.

Способствует развитию умения вырабатывать совместно правила.

Читают текст, данный на экране, и анализируют его, делают вывод о порядке или хаосе в тексте, определяют содержание текста и количество задач в нём.

Работают с учебником.

Выбирают и решают задачу каждый самостоятельно, а потом производят взаимопроверку.

Анализируют свою самостоятельную работу над задачей.

Делают вывод по теме урока.

Повторяют текст физ.минутки и движения за учителем.

Ходят по классу и обнаруживают картинки.

Анализируют и делают выводы о порядке и хаосе.

Развешивают картинки таким образом, чтобы определить порядок в классе, обнаруживают лишние картинки, не связанные со школой.

Формулируют правило.

Слушают задание, обсуждают алгоритм его выполнения, выполняют задание.

Поясняют ход выполнения задания и показывают получившийся результат.

Самостоятельно решают примеры.

Выполняют взаимопроверку.

Вырабатывают правило.

Фронтально – групповая работа.

Метод анализа и синтеза.

ИКТ

Частично – поисковый метод.

Самостоятельная работа, взаимопомощь и взаимоконтроль.

Метод рефлексии.

Здоровьесберегающие технологии.

Метод анализа.

Игровой метод.

Наглядный метод.

Метод наблюдения в движении.

Деятельностный метод.

Групповая работа.

Практический метод.

Самостоятельная работа.

Метод ученического сотрудничества.

Групповая работа.

Метод сравнения, анализа и синтеза.

5. Рефлексия.

5 мин

— Какая была главная цель нашего урока?

— Кто считает, что научился увеличивать и уменьшать числа на несколько единиц? Какие задания этому способствовали?

— Какие понятия использовались на уроке?

— Что для вас было новым на уроке?

— Как вы считаете, наш урок прошёл с пользой? Почему?

— Чья работа на уроке вам понравилась? Почему?

— У кого сейчас хорошее настроение? Почему?

— Я рада за вас и за вашу работу дарю вам эти смайлики, а вы можете выбрать из них тот смайлик, который отображает ваше настроение и чувства.

(слайд № 4)

Способствует развитию умения анализировать свою работу на уроке и работу одноклассников,

Мобилизует на рефлексию.

Анализируют работу на уроке и своё психологическое состояние.

Фронтальная работа.

Метод рефлексии.

Индивидуальный подход.

Метод самоанализа.