тест_44471

Класс: 3

Учитель:

Количество часов:

всего в год 68 часов; в неделю 2 часа

Контрольных работ -1, проверочных работ – 5, тестов – 8, экскурсий – 5.

Учебники:

Учебник: Мир вокруг нас. Учебник для 3 кл. нач. шк. В 2 ч./ А.А.Плешаков – М. : Просвещение, 2008

Рабочая тетрадь: Рабочая тетрадь к учебнику 3 класса «Мир вокруг нас» В 2ч. / А.А.Плешаков — М.: Просвещение, 2011

Методические пособия:

Плешаков, А. А. Методическое пособие к учебнику «Мир вокруг нас. 3 класс» / А. А. Плешаков, В. П. Александрова, С. А. Борисова. – М.: Просвещение, 2005.

Название раздела

Кол-во часов

Тип урока

1

Как устроен мир

6

Урок изучения нового материала — 1

2

Эта удивительная природа

22

Комбинированный — 2

3

Мы и наше здоровье

9

Систематизация знаний — 3

4

Наша безопасность

7 (1экск-я)

Урок обобщения и систематизации знаний — 4

5

Чему учит экономика

11

6

Путешествие по городам и странам

9

7

Тематические экскурсии

4

Выполнение программы по окружающему миру

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

Окружающий мир

По программе

18 ч.

11 ч.

21 ч.

18 ч

68

Проведено

I. Пояснительная записка

Данная рабочая программа по окружающему миру составлена на основании следующих документов:

— Законы РФ и РТ «Об образовании»

— Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089),

— Приказа МО и Н РФ от3 июня 2011 года №1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года№1312»

— Примерной программы по окружающему миру основного общего образования

— Приказа МО и Н РТ от 2 августа 2011 года №3934/11/ «Об утверждении базисного учебного плана на 2011-2012 учебный год для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального и основного общего образования» (если вы работайте в 1-9 классах)

— Приказа МО и Н РТ от ***августа 2011 года №*** «Об утверждении базисного учебного плана на 2011-2012 учебный год для образовательных учреждений РТ, реализующих программы среднего (полного) общего образования» (если вы работайте в 10-11 классах)

— Учебного плана МБОУ – Арской гимназии №5 Арского муниципального района Республики Татарстан на 2011 – 2012 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол №1, от 29 августа 2011 года)

— Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2010-2011 учебный год с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования

-Учебника Мир вокруг нас. Учебник для 3 кл. нач. шк. В 2 ч./ А.А.Плешаков – М. : Просвещение, 2008

Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.      Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель —   воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.      Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека   — доброта, терпимость, ответственность.      К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.       При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.      Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.      В основе методики преподавания курса «Мир вокруг нас» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.      В соответствии с общей направленностью курса и названными ведущими идеями особое значение при реализации программы мы придаем новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся, к которым относятся: 1. Распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя. 2. Моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей). 3. Эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.      В курсе 3 класса выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой. Программой для 3класса предусмотрено формирование важнейших природоведческих понятий: природа, неживая природа, живая природа, дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные и др. Важное место в курсе занимает знакомство с конкретными природными объектами (воздух, вода, различные виды растений и животных). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности, комнатные растения, обитателей живого уголка, наиболее распространенные породы собак и т. д. Вместе с тем целенаправленно и последовательно раскрываются доступные пониманию учащихся экологические зависимости, осознание которых необходимо для развития у учащихся современного экологического мышления. Большое внимание в курсе уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности.      В качестве другой содержательной линии курса выделим знакомство с жизнью общества на примере своего города или села. Учащиеся получают элементарные представления об экономике, о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании. При этом раскрываются важнейшие взаимосвязи между природой и хозяйством, между различными отраслями экономики, воспитывается уважение к честному, добросовестному труду в любой сфере жизни.      Следующая содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка, и нацелена на формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами гигиены предусмотрено обучение умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность: на улице и дороге, на воде, в быту, при контактах с незнакомыми людьми и т. д. Важной содержательной линией курса является обучение умению общаться с другими людьми — детьми и взрослыми, освоение азбуки вежливости и элементарных правил поведения среди других людей — в семье, гостях, школе, общественных местах.      Еще одна содержательная линия связана с обучением учащихся простейшим способам ориентирования на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице и других городах, о разных странах мира и нашей планете в целом. При этом начинается освоение приемов чтения карты, которое будет продолжено в последующих классах. Изучение этих вопросов способствует развитию пространственных представлений детей, их воображения, помогает воспитывать любовь к Родине, к Земле как общему дому всего человечества.      Перечисленные аспекты содержания выделены в программе в качестве отдельных тем: «Природа», «Жизнь города и села», «Здоровье и безопасность», «Общение», «Путешествия»      Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня, на внеклассных занятиях. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. Желательно также, чтобы материалы программы получали развитие в учебных курсах аналогичной направленности, преподаваемых в рамках регионального компонента и компонента образовательного учреждения.

Национально-региональный компонент рассматривается при изучении ряда тем: «Город и село», «Красная книга», « Формы земной поверхности», «Водоемы», «Путешествие по родной стране»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный курс «Окружающий мир» носит личностно-развивающей характер.

Целью данного курса является

воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества, развитие базовых способностей обучающихся на основе мыследеятельностного подхода в образовании.

Задачи:

формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;

формировать чувство сопричастности к жизни природы и общества;

формировать личностные качества культурного человека — доброты, терпимости, ответственности;

формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине;

формировать опыт экологически и этически обоснованного поведения в природе и социальной среде;

развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира;

осуществлять подготовку к изучению естественно — научных и общественных;

формировать навык работы с научным текстом.

Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Программа обеспечивает активизацию познавательной деятельности и развитии речи на основе непосредственных наблюдений предметов и явлений, близких жизненному опыту обучающихся.

Программа позволяет решать связанные воедино образовательные, развивающие и воспитательные задачи. В процессе ознакомления с миром природы и общества у детей развиваются наблюдательность, интеллектуальная активность, умение подмечать сходство и различие в наблюдаемом, умение рассуждать, формируются навыки общения.

Характерными особенностями содержания программы «Окружающий мир» являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.

Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира, как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. Формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг нас» осуществляется на основе следующих ведущих идей: идея многообразия мира, идея экологической целостности мира, идея уважения к миру.

Многообразие, как форма существования мира, ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно — научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры.

Экологическая целостность мира — важнейший для нас аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты.

Уважение к миру — это предлагаемое и применяемое нами формула нового отношения к окружающему, основанного на познании самоценности сущего, на включение в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру.

II. Требования к уровню подготовки учащихся

.

Обучающиеся должны знать:

— что человек – часть природы и общества;

— понятия: тела, вещества, твёрдые вещества, жидкости и газы;

— основные свойства воздуха и воды, что такое круговорот воды в природе;

— основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений(водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;

— взаимосвязи между неживой и живой природой, (между растениями и животными, между различными животными);

-взаимосвязи между природой и человеком(значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения на природе);

— строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;

— правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности; основы экологической безопасности;

— потребности людей; товары и услуги;

— роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике; основы семейного бюджета;

— некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией( с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы(с опорой на карту).

Обучающиеся должны уметь:

— распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать представителей наиболее распространённых в данной местности растений и животных, съедобные и несъедобные грибы;

-проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать результаты;

-объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

-выполнять правила личного поведения на природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

-выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для ,

— владеть элементарными приёмами чтения карты;

— приводить примеры городов России, стран-соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

III. Педагогические технологии, методики обучения

В основе методики преподавания курса лежит проблемно — поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты.

Методы обучения:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный:

рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.; б) репродуктивный:

воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование; в) проблемное изложение изучаемого материала; г) частично-поисковый, или эвристический метод; д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.

Ведущей технологией является компьютерная технология, так как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.

Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.

Цель: повысить качество процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ;

Задачи:

изучить возможности использования тренажоров;

организовать дифференцированное обучение при помощи обучающих программ;

использовать ИКТ в целях контроля и самоконтроля обучающихся;

стимулировать познавательную деятельность при помощи создания презентаций обучающимися.

Формы организации процесса обучения:

Индивидуальная

Парная

Групповая

Фронтальная

Экскурсия

Особенности организации контроля по окружающему миру

Основная цель контроля — проверка знания фактов учебного материала, умения учащихся классифицировать, сравнивать объекты окружающей действительности, делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительной литературы.

Ошибки и недочеты, влияющие на снижение оценки по предмету “Окружающий мир”

Ошибки:

неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;

нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;

неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;

неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;

незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;

отсутствие умения выполнять схемы, графические рисунки, заполнять таблицы, неумение использовать материал схем, таблиц, рисунков при ответе;

ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

неумение ориентироваться на карте и плане, правильно показывать изучаемые объекты (природоведческие и исторические).

Недочеты:

преобладание при описании объекта несущественных признаков;

несущественные неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, отсутствие обозначений и подписей;

отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

неточности в определении назначения прибора, его использование осуществляется после наводящих вопросов;

неточности при нахождении объектов на карте.

Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:

«5» /отлично/ выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.

«4» /хорошо/ — ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.

«3» /удовлетворительно/ — ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.

«2» /плохо/ — ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.

Нормы оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям.

Для письменного контроля используются письменные проверочные работы, не требующих развернутого ответа с большой затратой времени, проверочные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Целесообразно при проведении письменного контроля использовать тестовые задания. Тестовые работы должны включать задания, в которых ученик должен продемонстрировать разные виды учебных умений. Для определения фактических знаний по предмету необходимы тесты на выбор ответа, поиск ошибки, продолжение или исправление высказывания.

Критерии оценивания теста.

Оценки:

«5» — верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» — верно выполнено.

«З» — верно выполнено 1/2 заданий.

«2» — верно выполнено менее 1/2 заданий.

IV. Развернутое учебно-тематическое планирование

№Тема урокаКол-во часовТип урокаХарактеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельностиВиды контроля, измерителиПланируемые результаты освоения материалаД/ЗДата проведения

1. Природа. Значение природы для людей11Приводить доводы в доказательство зависимости удовлетворения потребности людей от природыФронтальный опросЗнать взаимосвязи в природе и значение природы для человека 2.092. Природа в опасности. Охрана природы.12Характеризовать работу людей по сохранению природы, оценивать влияние современного человека на природуТестЗнать, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга,6.093. Человек и окружающая среда11Человек – часть природы и член общества, способы познания окружающего мираУстный опросЗнать, что человек- часть природы и общества, уметь видеть вокруг себя прекрасное8.094. Общество11Различать Государственную символику РФ, приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людейУстный опросУметь узнавать российский флаг среди флагов других стран, знать 13.095.Мир глазами эколога12Человек – часть природы и член общества, способы познания окружающего мираУстный опросЗнать понятие об экологии, уметь строить своё поведение в природе115.096. Экскурсия. « Осенние изменения в природе»13Представление об окружающем мире; понятие « природа живая и неживая», «царство живой природы», «экологические связи», «охрана природы»экскурсияУметь: рассказывать об изменениях, происходящих в неживой и живой природе осенью20.097. Обобщающий урок13Проверочная работаЗнать правила поведения в природе, уметь обобщать знания по разделу22.098. Тела, вещества, частицы11Приводить примеры веществ, сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газыУстный опросЗнать тела и их состав27.099.Разнообразие веществ11Практическая работаЗнать вещества: соль, сахар, крахмал, кислота, уметь правильно пользоваться этими веществами29.0910.Температура и термометр11Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать её состояние, измерять температуру воздуха с помощью термометра.Знать основные характеристики погоды; устройство термометра, уметь отмечать условными знаками состояние погоды; пользоваться термометром11.Воздух и его охрана11Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха. Характеризовать свойства воздуха.Индивидуальные заданияЗнать состав и свойства воздуха, уметь быть наблюдательным, бережливым12.Вода. Безопасность на воде12Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды.

Характеризовать свойства воды, круговорота воды в природе.Индивидуальные заданияЗнать свойства воды, уметь определять по свойствам воды возможность употребления её в пищу, уметь наблюдать, сравнивать, делать выводы13.Превращение и круговорот воды11Практическая работаЗнать представление о круговороте воды, уметь увязать круговорот воды со свойствами воды14.Берегите воду!12ТестЗнать меры охраны водоёмов от загрязнения, уметь бережно относиться к воде и экономить её15.Как разрушаются камни11Исследовать свойства полезных ископаемыхИндивидуальные заданияЗнать о разрушении в природе твёрдых пород под воздействием определённых факторов16.Что такое почва11Характеризовать(на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы(на примере своей местности)Практическая работаЗнать о почве как верхнем плодородном слое земли, уметь в процессе опытов устанавливать состав почвы17.Разнообразие растений12Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия(на примере своей местности),определять части цветкового растения, сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.Устный опросЗнать основную классификацию растений, уметь рассматривать особенности каждой группы растений18.Солнце, растения и мы с вами12Характеризовать условия, необходимые для жизни растений, рассказывать о роли растений в природе и жизни людейУстный опросЗнать связь солнца, растений и людей, уметь быть добрым по отношению к природе

19.Размножение и развитие растений11Условия необходимые для жизни растенияФронтальный опросЗнать о жизни растений, о размножении и развитии растений из семени, уметь быть наблюдательным20.Охрана растений12Характеризовать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы, моделировать ситуации по сохранению природы и её защите.Мини-сочинениеУметь обобщать знания о значении растений в жизни животных и человека, знать основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе21.Разнообразие животных12Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей(на примере своей местности)Тестзнать новую классификацию животных и их групповые признаки, уметь работать в групповой работе22.Кто что ест?11Характеризовать способы питанияИндивидуальные заданиязнать классификацию животных по типу пищи, уметь составлять цепь питания23.С кем дружит дуб?11Взаимосвязь в природе на основе создания представления о цепях питания и о распределении животных в контурах невидимых пирамидИндивидуальные заданияЗнать невидимую пищевую сеть в дубовом лесу, уметь быть наблюдательным24.Жизнь животных11Характеризовать условия, необходимые для жизни животныхУстный опросУметь проводить наблюдения за животными, объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам25.Размножение животных11Характеризовать способы размноженияТестЗнать о размножении и развитии животных, уметь сравнивать, обобщать 26.Охрана животных. Безопасность при общении с животными12Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей(на примере своей местности)Устный опросЗнать животных, которые занесены в Красную книгу, экологические правила, которые должны выполнять люди, уметь бережно относиться к животным27.В царстве грибов11Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людейИндивидуальные заданияУметь различать съедобные и ядовитые грибы, 28.Великий круговорот жизни14Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживогоФронтальный опросЗнать круговорот жизни на земле и основные звенья этого круговорота, уметь бережно относиться к природе29.Экскурсия. «Наблюдения за природой в первые месяцы зимы»13Проводить наблюдения во время экскурсииЗнать характерные признаки сезонов года родного края30.Обобщающий урок13Проверочная работаУметь систематизировать и обобщать знания по разделу31.Организм человека11Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела.Фронтальный опросЗнать организм человека, уметь прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать32.Органы чувств12Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела.Индивидуальные заданияЗнать органы чувств и их значение для человека, уметь беречь органы чувств

33.Надёжная защита организма12Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях.Индивидуальные заданияЗнать понятие «кожа» и её функции, уметь оберегать от несчастных случаев34.Опора тела и движение12Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела.ТестЗнать о строении своего тела, уметь укреплять гигиенические навыки35.Наше питание. Пищеварительная система12Устный опросЗнать необходимые организму питательные вещества, знать правила правильного питания, уметь устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы36.О дыхании, о движении крови и о том, как удаляются из организма вредные вещества.11Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела.Устный опросЗнать органы дыхания , уметь заботиться о своём здоровье37.Умей предупреждать болезни12Характеризовать правила здорового образа жизни как способа проявления личной ответственности перед самим собой и своими близкимиУстный опросЗнать правила закаливания организма, уметь укреплять своё здоровье38.Здоровый образ жизни12Характеризовать правила здорового образа жизни как способа проявления личной ответственности перед самим собой и своими близкимиФронтальный опросЗнать о вредных привычках, уметь работать над правилами сохранения и укрепления здоровья39.Экскурсия. «Зима в природе»13Проводить наблюдения во время экскурсии, анализировать ситуации поведения.экскурсияУметь рассказывать об изменениях, происходящих в неживой и живой природе зимой40.Обобщающий урок по разделу.13Проверочная работаУметь обобщать знания об устройстве организма человека41.Огонь, вода и газ12Объяснять(характеризовать) основные правила обращения с газом, электричеством, водой.Индивидуальная работаЗнать, как выглядит опасность и почему она возникает, уметь быть находчивым, собранным42. Чтобы путь был счастливым. Правила безопасности на дорогах12Наблюдать социальную и природную среду(улица, район, город).Практическая работаЗнать правила безопасного поведения на улицах и дорогах, уметь работать с книгой43.Дорожные знаки12моделировать безопасный путь от дома до школы с помощью условных обозначений.ЭкскурсияЗнать дорожные знаки, уметь воспитывать чувство бережного отношения к своему здоровью44.Опасные места12Объяснять необходимость соблюдения правил здорового образа жизниУстный опросЗнать опасные места для человека, уметь предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко45.О молниях, змеях, собаках и прочем12Правила поведения во время грозы , при укусах змей и других животныхУстный опросЗнать отрицательное влияние на жизнь человека, правила безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой, уметь защищаться от природы46.Что такое экология. Экологическая безопасность12Наука экология. Сущность экологической безопасностиПрактическая работаЗнать термины «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр». «эколог», уметь выполнять правила личной экологической безопасности47. Обобщение по разделу14Проверочная работаУметь развивать речь путём беседы, сравнивать, обобщать48.Для чего нужна экономика11Представление о большом разнообразии потребностей людей и об источниках удовлетворения этих потребностей средствами природой и промышленности – народного хозяйстваУстный опросЗнать значение слова «экономика», уметь анализировать, обобщать, делать выводы49.Три кита экономики11Составляющие части экономикиУстный опросЗнать: понятия «потребности людей», «товары», «услуги»50.Полезные ископаемые и их охрана11Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых, различать изученные полезные ископаемыеПрактическая работаЗнать роль природных богатств51.Растениеводство11Растениеводство – как важная часть сельского хозяйстваУстный опросЗнать основные отрасли сельского хозяйства, уметь рассказывать об особенностях растениеводства52.Животноводство11Животноводство и его особенности, многообразие домашних животныхТестЗнать основные отрасли сельского хозяйства, уметь рассказывать об особенностях животноводства

53.Какая бывает промышленность11Роль промышленности в экономике, различные отрасли промышленности и продукция этих отраслейУстный опросЗнать основные отрасли промыщленности, уметь рассказывать об особенностях промышленности54.Что такое деньги11Роль денег в обмене на различные товары и услуги. Деньги, цены, денежные единицы, заработная плата, сбережения.Фронтальный опросЗнать роль денег в экономике55.Государственный бюджет11Сущность бюджета как соотношение доходов и расходов. Статьи расхода и государственного бюджетаУстный опросЗнать основы государственного бюджета, уметь высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы56.Семейный бюджет11Рассказывать о семье(членах семьи, труде, занятиях, традициях)Практическая работаЗнать: понятия «бюджет», «семейный бюджет»57.Экономика и экология11Связь экономики с жизнью государства, отраслями промышленности природы. Экологические прогнозы и их роль в хозяйственной деятельности.тестЗнать понятие: «экономика». Уметь самостоятельно формулировать цели урока.58.Экскурсия. «Весна в природе»13Уметь рассказывать об изменениях, происходящих в неживой и живой природе весной59.Обобщающий урок по разделу14Проверочная работаУметь систематизировать и обобщать знания по разделу60.Золотое кольцо России11Золотое кольцо России – 9 старинных городов, свидетели российской историиИндивидуальная работаЗнать некоторые города России, их главные достопримечательности, уметь показывать на карте города России61.Наши ближайшие соседи11Некоторые государства, граничащие с нашей страной. Их названия на карте.Устный опросЗнать страны, граничащие с Россией(с опорой на карту), уметь показывать на карте страны – соседей России62. На севере Европы11Находить изученные страны мира на глобусе и политической карте, обсуждать особенности рассмотренных стран мираУстный опросЗнать страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту), уметь показывать страны зарубежной Европы и их столицы 63.Что такое Бенилюкс11Находить изученные страны мира на глобусе и политической карте, обсуждать особенности рассмотренных стран мираУстный опросЗнать страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту), уметь показывать страны зарубежной Европы и

их столицы64.В центре Европы11Находить изученные страны мира на глобусе и политической карте, обсуждать особенности рассмотренных стран мираУстный опросЗнать страны в центре Европы, их столицы (с опорой на карту), уметь показывать страны центральной Европы и их столицы65.Путешествие по Франции и Великобритании11Находить изученные страны мира на глобусе и политической карте, обсуждать особенности рассмотренных стран мираУстный опросЗнать страны: Францию, Великобританию, уметь показывать страны на карте 66.На юге Европы11Греция и Италия: исторические особенности, культура, памятники, знаменитые людиУстный опросУметь читать вслух и про себя; ставить вопросы к тексту, выделять главное, уметь сравнивать и группировать факты и явления67.По знаменитым местам мира12Знаменитые места миратестуметь сравнивать и группировать факты и явления68.Обобщающий урок-игра. КВН.14Что мы узнали и чему научились за год.Контрольная работаУметь систематизировать и обобщать знания, полученные в 3-ем классе

V. Используемые средства обучения и учебно-методическая литература:

Маркерная магнитная доска по математике

Ноутбук

Проектор

Сенсорная панель

Экран

Тонкий клиент

Клавиатура

Мышка

Аудио магнитофон

таблицы по окружающему миру для 2-го класса:

Муляжи:

Овощи:

Картофель

Морковь

Лук

Чеснок

Свекла

Капуста

Помидор

Огурец

Тыква

10.Кабачок

11.Дыня

ГЕРБАРИЙ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

АКАЦИЯ ЖЕЛТАЯ

БЕРЕЗА

ВЕРЕСК

ВИНОГРАД

ГОРОХ ПОСЕВНОЙ

ГОРОШЕК МЫШИНЫЙ

ГРЕЧИХА

ДУБ

КАРТОФЕЛЬ

КЕРМЕК

КЛЁН

КЛЕВЕР ЛУГОВОЙ

КЛЮКВА

ЛИПА

ЛИШАЙНИК ОЛЕНИЙ

МЕДУНИЦА

МИМОЗА (АКАЦИЯ СЕРЕБРИСТАЯ)

МОЖЖЕВЕЛЬНИК

МОРКОВЬ

МОХ СФАГНУМ

НЕЗАБУДКА

ОВЕС

ПАПОРОТНИК

ПШЕНИЦА

РЯБИНА

СОСНА

ТИМОФЕЕВКА ЛУГОВАЯ

ЭЛОДЕЯ

Гербарий предназначен для использования на уроках природоведения в начальной школе. Г гербарии представлены, как дикораспшие, так и некоторые виды культурных растений.-В описаниях указаны характерные особенности и народно-хозяйственное значение каждого растения.

Коллекцию хранить в сухом месте.

Коллекция семян.

Пшеница

Овёс.

Ячмень.

Просо.

5.Чечевица.

Соя.

Подсолнечник.

Лён.

Свекла.

Редька.

Лещина.

Промышленные образцы ниток и тканей.

Шерсть.

Хлопок.

Шёлк.

Поделочные камни.

I.Корунд.2.Березит.

Кальцит.

Эвдиалит.

Амазонит.

Мусковит.

Гематит.

Флюорит.

Хлорит.

10.Тальк.

I1.Лабрадорит.12. Кварц.

Медиатека для 3 класса:

I. «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия» Окружающий мир — 3 класс, 1 и 2 части

II.Видеофильмы:

Выпуск первый

1.Прошу любить и жаловать2.0 кабанах и свиньях

Пчелиные истории

Кто как в лесу живёт

Тайны старого пруда6.Ящерица без хвоста

7.Муравей красная точка

8.Рыжик и его родня

9.О коровах, бизонах, зубрах.Выпуск второй

1 .Приметы погоды

2.Чей это пень

З.О чём шелестели листья

Лён-ленок голубой цветок

Болота 2000-го года

Насекомые. Птицы.

Мир животных

Что общего между обезьянами и кабанами, рыбами и муравьями, дельфинами и птицами?

V.Видеоэнциклопедия

Это всё животные

Это всё растения

3.Разнообразие животных и растений

VI. Мир вокруг нас

Неживая и живая природа

Воздух

Вода

Какие бывают растения (деревья, кустарники, травы, лиственные ихвойные растения)

Какие бывают животные (насекомые, птицы, рыбы, звери)

Осенью.

Зимой.

Весной.

Летом.

VII. Природоведение-3 1 .Тайны зелёного короля.

Знакомство с растительным миром. Леса, луга, поляны. Деревья, кустарники, травы, цветы.

2.Чуть левее северного полюса.

Жизнь островных птиц в Ледовитом океане.

3.Птицы- пересмешники.

Попугаи разных пород, скворцы, канарейки.

4. Волшебный корень монтесумы.Откуда родом картошка.

Мультимедийные презентации к урокам по математике для 3 класса

Готовые учебно-методические разработки, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), наглядные дидактические материалы, презентации, физкультминутки на Интернет-сайтах:

HYPERLINK «http://www.it-n.ru/» http://www.it-n.ru/

HYPERLINK «http://festival.1september.ru/» http://festival.1september.ru/

HYPERLINK «http://www.nachalka.com/» http://www.nachalka.com/

HYPERLINK «http://www.4stupeni.ru/» http://www.4stupeni.ru/

HYPERLINK «http://www.uroki.net/docnach.htm» http://www.uroki.net/docnach.htm

HYPERLINK «http://www.pedsovet.su/load/100» http://www.pedsovet.su/load/100

HYPERLINK «http://www.openclass.ru/node/324» http://www.openclass.ru/node/324

Литература:

Программа: Окружающий мир («Мир вокруг нас»)/ А.А.Плешаков, 2007

Учебник: Мир вокруг нас. Учебник для 2 кл. нач. шк. В 2 ч./ А.А.Плешаков – М. : Просвещение, 2006

Рабочая тетрадь: Рабочая тетрадь к учебнику 2 класса «Мир вокруг нас» В 2ч. / А.А.Плешаков — М.: Просвещение, 2009

Методические пособия:

Плешаков, А. А. Методическое пособие к учебнику «Мир вокруг нас. 2 класс» / А. А. Плешаков, В. П. Александрова, С. А. Борисова. – М.: Просвещение, 2002.

Интегрированный курс краеведения «Мы – дети природы»: Книга для учителя начальных классов\ Авт.-сост.: Т. К. Орлова, Л. Г. Демус, Н. Г. Богордаева, Л. Н. Нечаева; Под ред. Т. К. Орловой. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2003. и т.д.