урок чтения в 1 классе по теме буквы В-Фзвуки в-фв-ф по УМК Планета знаний

Предмет: литературное чтение(чтение по «Букварю»).

Класс: 1 «А», МОУ гимназия №24

Программа: Планета Знаний

Учитель: Чаусова Лариса Игоревна

Тема: Закрепление по теме: « Буквы В-Ф, звуки [В]-[В’] и [Ф]-[Ф’]».

Тип урока: комбинированный.

Обучающая цель и задачи:

1)закрепить знания о парных согласных В-Ф;

2)наблюдать за изменением значения слова в зависимости от изменения буквы слова;

3)учить понимать многозначные слова;

4)учить решать ребусы, составлять цепочки слов;

5)познакомить с анаграммой.

Развивающая цель и задачи:

1)формировать навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения;

2)формировать навык владения дыханием и голосом;

3)развивать слуховую и зрительную память, продолжать работу над развитием фонематического слуха;

4)развивать умение анализировать, сравнивать, наблюдать.

Воспитывающая цель и задачи:

1)воспитание усидчивости, взаимопомощи, любви к чтению;

2)поддерживать добрые отношения, взаимовыручку;

3)создавать условия для личностного роста каждого ученика и его самооценки.

Оборудование: «Букварь» Андриановой Т.М., (в электронном виде), «Спутник букваря», презентация «Зоопарк в букваре», мультимедийный проектор.

Этап урока

УУД

Технологии, методы и приемы достижения УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I.Самоопределение к деятельности. Психологический настрой.

II.Актуализация знаний.

1.Познавательные:

а) Ставить и формулировать проблему; осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

б) Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; понятие целого и его части.

в) Группировать ,классифицировать предметы на основе существенных признаков.

2.Регулятивные

а) Формулировать и удерживать учебную задачу.

б) В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

3.Коммуникативные:

а) Проявлять активность во взаимодействии для решения поставленных задач.

I.Информационно-коммуникационная технология.(на протяжении всего урока используется электронный букварь, слайды из презентации)

1) Объяснительно-иллюстративный метод обучения — метод, при котором учащиеся получают знания из букваря, через экранное пособие в «готовом» виде:

а) прием слушания, рассматривания (рассматривают рисунок «Маршрутная карта)

б) прием словесного описания (составляют связный рассказ из 2-3 предложений о том, что увидели на рисунке.)  

2.Репродуктивный метод обучения — метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила:

а) приемы развития внимания, запоминания (ученики в ходе просмотра рисунка «Маршрутная карта» запоминают, какие есть виды букв, умеют потом рассказать об этом и осознанно ответить на вопросы 2 этапа урока.

Зачитываю детям стихотворение:

-Громко прозвенел звонок, начинается урок. Наши ушки на макушке. Глазки широко раскрыты. Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.

Повторение изученного на предыдущих уроках.

-Мы путешествуем по г. Алфавитинску и видим, что там живут?…

-А на какие две большие группы делятся буквы?

-Почему гласные и согласные живут в разных домах? Чем они отличаются друг от друга?

-А почему согласные М, Н, Л, Р, Й живут в отдельном домике?

-А что же значит иметь пару? Какие вы знаете парные согласные звуки? Где живут звонкие согласные, а где глухие?

Слушают, настраиваются на рабочий лад.

Дети отвечают на вопросы ,происходит фронтальный опрос(беседа)

-В Алфавитинске живут буквы.

— На гласные и согласные.

-Гласные произносим голосом, нам ничто не мешает их пропеть ,а согласные образуются при помощи звука и шума, во рту они находят препятствие.

-Они живут в отдельном домике, потому, что не имеют пары. Они непарные согласные и всегда звонкие.

-Мы уже знаем парные Б-П и В-Ф. Звонкие согласные Б и В, а глухие П и Ф.Звонкие согласные живут на солнечной полянке, потому что они громкие, веселые, а глухие произносятся глухо, живут они в глухом лесу.

III.Постановка учебной задачи и ее поэтапное решение:

1.Познавательные:

а) Понимать информацию, представленную в виде текста и рисунков;

б) Создавать алгоритм деятельности.;

в) Выполнять работу по аналогии.

2.Регулятивные:

а) В сотрудничестве с учителем определять последовательность действий; б) Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия;

в) Вносить необходимые изменения, исправления в свою работу;

г) Организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

3.Коммуникативные:

а) Проявлять активность во взаимодействии для решения поставленных задач;

в) Вступать в диалог, отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное;

г) Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре и группе.

Технология проблемного обучения (постановка познавательной задачи)

1.Метод проблемного изложения в обучении — метод, при котором, учитель, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем вместе с учениками формулирует цель и задачу урока:

а ) прием тренировочного, изучающего, выразительного чтения.

2.Частичнопоисковый, или эвристический, метод обучения ( заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении познавательных задач под руководством учителя.)

а) путем беседы(форма организации работы на уроке) формируется умение анализировать, сопоставлять и делать выводы.

-Послушайте слова и скажите, с какого звука они начинаются: ворота, фонарь, Федя- Вера. Кто догадался ,какова тема нашего сегодняшнего урока? Правильно. А кто может сказать, чем они отличаются в этих словах? Будем учиться читать слова и предложения с этими буквами. Но чтобы читать правильно, нужно учиться правильно дышать, вот и мы поиграем в игру, которая будет нас этому учить. Задуйте свечу.  Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов. Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять). Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье. В цветочном магазине. Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).

А теперь почитаем в букваре слова в столбиках и найдем отличия

1.Чтение слов первого – третьего столбика на стр. 54(по электронному букварю). Читает 1 группа детей (владеют техникой чтения по слогам).

-Чем различаются слова 1 столбика?2 столбика? 3 столбика?

Найдите мне в 3-х столбиках мягкий согласный звук. Какой гласный указывает на мягкий согласный звук?

А теперь поиграем в игру «Шагослов»: Мы шагаем от слова к слову, меняем одну букву и меняется значение слова.

— Прочитаем слова 4 -5 столбиков (читает 1 группа детей). Можно ли от слова «вынула» убрать слог «вы»?

-Будем продолжать изучать звуки В-Ф.

-Они отличаются мягкостью-твердостью.

Ученики активно играют в игру «Задуй свечу».

-Слова 1 столбика различаются первой буквой, обозначающей согласный звук.

-Слова 2 столбика различаются буквой, обозначающей гласный звук.

-Слова 3 столбика различаются последней буквой, обозначающей согласный звук.

-Это согласный звук [В’] в слове ВИЛ, т.к. после него стоит гласный звук [И], который всегда смягчает согласные звуки.

-Нет, т.к. слова «нула» не существует.

1. Признаки «опасных» мест для парных согласных

-А теперь посмотрим, кто у нас обладает самым острым слухом. Читаем слова на стр. 55 и находим те, в которых звуки [в] и [ф] четко различаются. Звук [в] в этих словах совпадает с буквой «в»,а звук [ф]с буквой «ф»(дети читают тихо самостоятельно, затем поднимают руку и называют нужные слова).

-А теперь найдите и прочитайте слова, в которых произношение этих согласных звуков расходится с буквой, которой они обозначаются.

-Произнесите слова «Жираф, удав». Что происходит со звонким согласным звуком[В]? Правильно, он произносится как глухой звук [Ф ]. Оказывается звуку [ф] доверять нельзя, его нужно проверять. Давайте добавим этих животных в наш зоопарк в букваре. (показываю им слайд с фото этих животных)

Когда мы будем писать с вами слова с парными согласными (б-п, в-ф) мы будем их проверять, а как именно поговорим на уроке письма. Вы уже устали , давайте немного отдохнем.

-Это слова «вон, фон, сова, софа, шкафы-шкаф, обрывы, (она) права.

-Это слова (он) прав, пара сов, пара соф.

-Звук [В] мы слышим как звук [Ф].

Физкультминутка

Здоровьесберегающий метод:

а) предупредить утомляемость на уроке,

б) развивать желание следить за своим здоровьем физическим и эмоциональным.

Мы сейчас все дружно встанем.

Отдохнем мы на привале.

Вправо, влево повернись,

Наклонись и поднимись,

Лапки вверх и лапки вбок

и на месте прыг да скок.

Дети делают зарядку, проговаривая стихотворение.

2.Многозначные слова.

Те же

Технология дифференцированного обучения (индивидуально-групповой способ обучения)

1.Метод работы в группе и паре. 2.Частичнопоисковый метод обучения.

1.Приемы чтения, размышления, ответов на вопросы учителя.

2.Прием «Учусь внимательно следить по тексту, «не терять» предложение, которое читают другие».

Рассматриваем рисунки на стр.54-55 .(в электронном букваре)

-А теперь давайте вспомним о том, что слова могут иметь не одно, а несколько значений. Приведите примеры таких слов.

Читаем предложения (читает 2-я группа учеников (хорошо умеющие читать)).

-Объясните, какое значение имеет слово «Волан». На какой вопрос оно отвечает. Можно ли из предложения догадаться, с каким воланом хочет поиграть ветерок?

-Давайте прочитаем стихотворение о ветре. Но сначала посмотрим, кто у нас самый внимательный и умеет хорошо считать. Посчитайте, сколько предложений в стихотворении. Что нам подсказывает, где конец предложения?

-Кто хочет на доске составить схему 3-го предложения?(1 ученик составляет схему предложения).

-А как вы думаете можно ли нарисовать ветер?

-А можем мы найти слова, которые «рисуют» ветер? Придумайте свои слова-«краски» для ветра. Что может ветер еще делать? (работают в паре)

-Молодцы.

— Почитаем теперь сказку в «Спутнике букваря» «Ветер и Солнце» (читает 2-я группа учеников (хорошо читающие) цепочкой, остальные слушают, следят по тексту и отвечают на вопросы после прочтения каждого предложения.

-Барашки (овцы и на воде волны), клевал (носом и крошки), разбил(чашку, клумбу).

-Волан – мячик для игры в бадминтон, и волан-оборка на юбке у девочки. Догадаться из предложения, с каким воланом хочет поиграть ветер нельзя.

-Нам указывают на конец предложения знаки — точка, вопросительный и восклицательный знаки. В этом стихотворении 7 предложений.

-Нарисовать ветер нельзя.

-Да. Это слова играет, поднимает, клонит, гонит.

-Ветер кружит, завывает, несет, бежит.

3.Разгадывание ребусов, составление анаграмм, составление цепочек слов.

Те же

Технология игрового обучения (Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации игровыми методами вовлечения учеников в творческую деятельность):

1.Наглядный метод;

2.Путем работы в паре и коллективе учатся разгадывать ребусы и составлять анаграммы.

Предлагаю учащимся:

1. Игра «Составь слово». (Работа в паре).

-Составьте как можно быстрее слова и назовите. Поставьте ударение и найдите группу слов с ударением на второй слог.

2.Знакомство с анаграммами (перестановка букв в слове). Работа по рядам.

-Составьте из имеющихся слов новые слова по образцу, который вы видите на доске(показываю картинку из электронного букваря , на котором видна перестановка букв в слове и слайд.)

1 ряд: Волан-волна,2 ряд: Выбор-обрыв,3 ряд: Арфа-фара.

3.Разгадываем ребусы. (на доске картинки из электронного букваря с ребусами). Работа коллективная.

Зачитывают получившиеся слова

-Фокус, фонарь.

-флако’н, флажо’к.

-фартук, фарфор. (объясняют что это такое).

-Во второй группе слов ударение падает на второй слог.

Итог урока. Рефлексия.

Познавательные:

а) Рефлексия способов и условий действий.

Регулятивные:

а) Осуществлять итоговый контроль по результату.

Коммуникативные:

а) Участвовать в коллективном обсуждении работы.

Технология- обучение развитию критического мышления.

Анализируют меры своего участия в работе путем построения устного высказывания типа: « Я хорошо поработал(а) на уроке». «Мне кажется, я справил(а)с(ь)я с заданиями урока».

-А как вы думаете у слова «ловил» — одно или несколько значений? Посмотрите на рисунки на стр. 55 .Прочитайте предложения.

-Дома, по желанию можно придумать многозначные слова.

-Вспомните, какие бывают согласные звуки.

-Ученики 1 группы дома читают слова из «Читального зала № 2».

-Понравился вам наш урок?

-Все ли у вас получилось?

-Давайте оценим свои успехи магнитиками. Прикрепите магнитики на лесенку успеха возле смайликов.

-все хорошо понял (а)

— есть над чем поработать

— я в начале пути.

-Спасибо вам за урок.

-До свидания!

-Несколько значений.

-Твердые и мягкие ,звонкие и глухие.

-Понравился урок!

-Все получилось!

Дети прикрепляют магнитики на лесенку успеха, которая висит на доске.

-Спасибо, до свидания!