урок чтения в 1 классе_3554

БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №36

Урок чтения

Тема: «Мягкий согласный звук [й’], буквы Й й»

1 класс

(УМК «Начальная школа XXIв.»)

Подготовила

учитель МОУ-СОШ №36

г.Белгорода

Крисанова Н.П.

11 ноября 2010 г.

Тема урока: «Мягкий согласный звук [й’], буквы Й й».

Цели:

— формировать умение интонационно выделять звуки, составлять схемы слов, обозначать звуки буквами;

— продолжить ознакомление со звуком [й’], познакомить с буквами Йй;

— помочь учащимся осознать различие звуков [и] и [й’], букв и и й;

— развивать учебно-познавательную мотивацию учащихся;

— развивать умение контролировать свои действия, оценивать их правильность или не правильность;

— развивать речь учащихся, понимание многозначности слов;

— развивать навыки чтения слов, предложений, текста;

— воспитывать интерес к языку, к чтению;

— воспитывать умение общаться.

Оборудование: модели звуков (фишки), касса букв, рисунки к слову «рой», призы «зайчики», слоги с «окошками», иллюстрации учебника стр.71-73, сигнал «сомневаюсь» (красный кружок).

Ход урока

I. Дыхательная гимнастика.

— Ребята, выполним дыхательную гимнастику. Для этого сделаем глубокий вдох, задержим дыхание, на выдохе читаем слоги по «окошкам».

II. Актуализация знаний учащихся и мотивация учебной деятельности.

Откройте учебник на стр. 71. Здесь изображены буквы. Кто знает эти буквы? (Буква «й», «и-краткое »)

— Что можете рассказать об этой букве?

— А хотите побольше узнать об этой букве?

— Цель: познакомимся с буквами Й й и звуком который они обозначают.

III. Объяснение нового материала.

1. — Рассмотрите условное обозначение. Какое первое задание выполним? (Провести звуковой анализ, поставить все известные буквы)

— Назовите предметы, изображенные рядом («чайка» и «гайка»). Что знаете о чайках? Что такое гайка?

2. Самостоятельное составление схем этих слов.

— Составьте схемы этих слов. Если кто будет затрудняться — поднимите сигнал (красный кружок).

3. Проверка (открываю на доске схемы этих слов)





— У кого не так? (исправляем ошибки)

— Прочитаем по схеме первое слово («чайка»).

— Прочитаем второе слово («гайка»).

— Назовите третий звук в словах ([й’]).

— Где мы встречались с ним? (когда изучали буквы «я», «ё», «е», «ю»)

 — Я

 — Ё

 — Е

 — Ю

— Расскажите о звуке [й’] (согласный, мягкий).

— Звук [й’] обозначается буквами «Й»,«й».

— На какую букву похожа буква «й»? (букву «и»)

— Чем отличается? (галочка, беретик).

— Найдите в кассах буквы «Й», «й».

— Поставьте эти буквы в схемы слов.

— Прочитаем слова (обращаю внимание учащихся на паузу после звука [й’])

— Если буквы «и» и «й» похожи, может обойдемся без буквы «й»? (читают «чаика», «гаика»). Делаем вывод. Прочитаем стихотворение на стр. 71.

IV. Физминутка.

Наклоны, повороты, игра «Будь внимателен» (например, поднимаю руки вверх, а говорю «в стороны»).

V. Закрепление.

— Загадка

Нужно взять его в дорогу.

Если вдруг поранишь ногу,

Ранку смажешь и вперёд,

Ведь тебе поможет (йод).

1.Игра: «Назови слово со звуком [й’]».

Учащиеся называют слова со звуком [й’]. Определяем ряд победитель по розданным призам (зайчики).

Попрыгушка воробей,

Голосистый соловей,

Даже биллиардный кий,

Все кончаются на «Й»! (рассказывает ученик)

— Ребята, обратим внимание на слово «зайка». Какая схема соответствует этому слову? («гайка»). Попробуем в этом слове заменить букву «й» буквой «и» (читают «заика»). Делаем вывод о буквах «и» и «й» (меняется смысл слова).

2. Работа над многозначностью слов: «мой» и «рой».

— Коллективная работа над многозначностью слова «мой» (мой зонт, мой руки).

— Работа в парах нал многозначностью слова «рой» (рой пчёл, рой яму).

— Попробуем в этих словах заменить «й» на «и».

3. Чтение слов в столбиках стр. 72 и обсуждение.

лей лён Лиля не ной

лай орёл Лилия не рой

май олени лилия не мой

мой лимон линия немой

ум мил

умный милый

— Прочитайте слова первого столбика (читают сами, потом вслух), обратите внимание, как образованы эти слова? (замена одной буквы)

— Прочитайте слова второго столбика. Какой звук обозначен буквой «ё» в словах «лён» и «орёл»? Какой звук обозначен буквой «е» в слове «олени»?

— Прочитайте слова третьего столбика. Чем отличается слова «Лиля», «Лилия»? «Лилия» и «лилия»? «лилия» и «линия»?

— Прочитайте слова четвертого столбика. Чем отличаются слова «не мой» и «немой»?

— Прочитайте слова пятого столбика. Чем отличаются эти слова? Одинаков ли смысл слов? Найдите общую часть этих слов.

— Аналогичная работа со словами шестого столбика.

4. Самостоятельное составление рассказа (дети читают задание на стр.72, опорные слова: рой, улей, ой-ой-ой и рассматривают иллюстрацию).

После слушания рассказов детей, задаю вопросы:

— Правильно ли передал содержание? Обо всем ли рассказал? Было ли понятно?

Подбор заголовка («Случай со щенком» и др.)

5. Дифференцированная работа (по выбору учащихся: сильные учащиеся – читают текст, слабые – подчеркивают слова с буквой «Й»).

Чтение текста В.Голявкина «Четыре цвета». Проверка (чтение слов; обсуждение текста).

— Почему рассказ называется «Четыре цвета»?

— Что сделал Алик после разговора с папой?

VI. Итог урока. Рефлексия.

— Кто хорошо понял, почему надо изучать и букву «и» и букву «й»?

— Кто считает, что узнал много нового и интересного на уроке?