урок чтения в 3 классе Введение в раздел Какая разная осень школа 2100 Стихотворения АС

Предмет: литературное чтение, урок изучения нового материала.

Тема: Введение в раздел. Какая разная осень… (Стихотворения А.С. Пушкина, К.Д. Бальмонта, Ф.И. Тютчева)

Продолжительность: 1 урок 40 минут.

Класс: 3 Б.

Технологии: ИКТ (мультимедиа презентация).

Урок по теме “Какая разная осень…” дан по программе “Школа 2100” во II четверти.

На данном уроке для достижения поставленных целей и задач применялись наиболее целесообразные традиционные методы и приемы обучения, но также, что очень важно, был широко использован инновационный метод обучения ИКТ.

Использование ИКТ на уроках литературного чтения позволяет широко разнообразить приемы и методы подачи информации при изучении нового материала, делает сложный процесс усвоения новых знаний более понятным и доступным для восприятия школьника. Поэтому урок, построенный с использованием ИКТ, будет равно интересен учащимся разного уровня ЗУН и эмоциональной отзывчивости. Из широчайшего спектра ИКТ нами была избрана наиболее целесообразная для восприятия младших школьников – это мультимедиа презентация. Такая ИКТ позволила наиболее широко, ярко, красочно и современно осветить новый материал и тем самым в полной мере донести его до учащихся. Также мультимедиа презентация, подготовленная педагогом, существенно облегчила работу учителя на уроке, предоставив возможность более оперативного предоставления учащимся учебной информации, наглядного материала высокого качества, тем самым позволив наиболее эффективно использовать учебное время.

В первой части урока учащимся предлагается решить проблемную ситуацию: какими красками рисуют осень художник, композитор и поэт? Решение этой проблемной ситуации позволило учителю подвести и наиболее оптимально настроить учеников на изучение нового материала. Применялись следующие дидактические методы и приемы.

1. Эмоционально окрашенная речь педагога, что позволило активизировать познавательный интерес учащихся, а также облегчить процесс восприятия учащимся учебного материала.

2. Метод возвращения к пройденному материалу с целью облегчения восприятия и перехода к новой теме. (Выразительное чтение наизусть учителем и учащимися ранее изученных стихотворений об осени)

3. Прием активизации слухового восприятии и образного мышления при прослушивании характерных музыкальных произведений. (П.И. Чайковский “Времена года”: октябрь “Осенняя песнь” и декабрь “Святки”)

4. Смена видов деятельности учащихся, что позволило избежать чрезмерного утомления и снижения работоспособности.

В основной части урока учитель перешел непосредственно к изучению нового материала по теме урока “Какая разная осень”. Для наиболее продуктивного усвоения нового материала учащимися, наряду с вышеизложенными, применялись следующие дидактические методы и приемы.

5. Метод доступности и логичности.

6. Метод пояснения и уточнения. При работе над стихотворным произведением учитель акцентировал внимание учащихся на словах, сложных для восприятия и понимания ребенка, а также объяснял их лексическое значение и роль в контексте данного литературного произведения.

7. Метод научности. При подборе материала урока учитель обращался только к фактически достоверным источникам (словари, энциклопедии, справочники, научные труды и т.д.).

На наш взгляд, поставленные задачи урока были выполнены в полном объеме и достаточно успешно. Цель урока достигнута в полной мере.

Цель урока: дать учащимся наиболее полное представление о том, какая разная бывает осень в произведениях великих русских поэтов.

Задачи урока:

Образовательные: дать понятие того, какая разная бывает осень, какими красками рисуют поэты, расширить знания о изобразительно-выразительных средствах языка.

Развивающие: развивать творческие способности учащихся, умение работать с текстом, умение говорить.

Воспитательные: воспитывать художественный вкус, внимание к слову, гордость за нашу Родину, любовь к природе.

Содержание урока

I. Организационный момент. Введение в новый раздел.

1. Чтение учеником четверостишия.

Скинуло кафтан зелёный лето,Отсвистели жаворонки всласть,Осень, в шубу желтую одета,По лесам с метелкою прошлась.

Раструбили журавли по рощам,Будто осень замуж собралась.Верба платье в озере полощет,Лисью шапку примеряет вяз.

— Что помогло определить тему нового раздела? (Стихи)

— Прочитайте название раздела, рассмотрите иллюстрацию к нему. Слайд 1.

(“Глухая пора листопада”)

— Ребята, сегодня мы вместе с Настей приступаем к чтению произведений из этого раздела.

2. Чтение авторского текста на стр. 176 учебника.

— Давайте прочитаем, какая же проблема волнует Настю сейчас? (Как описать осень в сочинении, она ведь такая разная?)

— А почему в конце первого абзаца стоит многоточие? (Примет осени очень много, их можно долго продолжать)

3. Самостоятельное чтение текста от слов “- Как же описать осень?…” до слов “Настя открыла книгу и прочла: “Глухая пора листопада…”

4. Чтение авторского текста по ролям (автор, мама, папа, бабушка) с целью передать настроение говорящих, их отношение к осени.

— Ребята, давайте еще раз вернемся к названию раздела. Что необычного вы видите в записи названия? (Слова стоят в кавычках)

— Знаете ли вы, почему поставлены кавычки? Этот вопрос задает и Настя. Вот, что ответил на этот вопрос ее папа… (Чтение учителем авторского текста учебника 1 абзац)

— Итак, наша цитата взята из стихотворения Б. Пастернака “Иней”.

Глухая пора листопада,Последних гусей косяки.Расстраиваться не надо:У страха глаза велики.

Пусть ветер рябину занянчив,Пугает ее перед сном.Порядок творенья обманчив,

Как сказка с хорошим концом…

— Итак, цитата – это… Слайд 2.

— Почему Б. Пастернак назвал пору листопада “глухой”? (Опали все листья, все звуки приглушены и т.д.)

— А что по этому поводу говорит папа Насти? Найдите в тексте и прочитайте об этом.

II. Введение в новую тему.

Увидеть и рассмотреть осень, услышать ее звуки, уловить запахи, насладиться разнообразием ее красок и раскрыть тему нашего урока нам поможет сегодня искусство: живопись, музыка, литература. Взялись за дело три мастера: художник, композитор, поэт.

1. Взялся за дело изобразить осень великий русский художник Ефим Ефимович Волков. Слайды 3 и 4.

— Рассмотрите репродукцию картины художника и скажите: при помощи чего изобразил осень великий русский художник? (При помощи красок.)

— А какие краски у художника? (Цвет). Ребята, посмотрите, какие красивые цвета использовал мастер для изображения осени.

Итак, краски художника – это цвет. Слайд 5.

2. Создать образ осени своими красками взялся великий русский композитор П.И. Чайковский. Слайд 6(П.И. Чайковский “Времена года”, октябрь “Осенняя песнь” (фрагмент), декабрь “Святки” (фрагмент) — слушание.) Слайд 7.

— В каком фрагменте была тема осени? (В первом). Почему? (В музыке слышны капельки дождя, музыка печальная, грустная, нежная, задушевная, спокойная…)

— А какое время года было во втором фрагменте? (Зима). Почему? (Музыка легкая, игривая, плавная, кружатся невесомые снежинки…)

— Что же помогло композитору изобразить осень? (Музыка.) Музыка – это краски, с помощью которых рисует композитор.

— А какие краски у композитора? (Звуки)

Итак, краски композитора – звуки. Слайд 8.

III. Работа над новой темой и поставленными задачами.

Сегодня на уроке нам предстоит узнать, какими красками рисуют поэты. Слайд 9. Будем:

развивать творческие способности, умение работать с текстом, умение говорить.

воспитывать художественный вкус, внимание к слову, гордость за нашу Родину, любовь к природе.

А помогут нам в этом великие русские поэты: Федор Иванович Тютчев, Александр Сергеевич Пушкин, Константин Дмитриевич Бальмонт.Слайд 10.

Их стихи были написаны в разное время, каждый увидел и описал осеннюю природу по-своему, но что-то роднит эти стихи. Что же? Ответим на этот вопрос в конце урока. (Чтение наизусть стихотворения об осени.)

— Какими же красками рисует поэт? (Словами). Слайд 11. Будем читать стихи в том порядке, как наступает осень. Постарайтесь при чтении “увидеть” те картины осени, которые поэт “создает” словами.

1. Чтение стихотворения учителем. К.Д. Бальмонт “Осень”.

— О какой осени идет речь? (О наступающей, первоначальной) Слайд 12.

— По каким приметам вы догадались, что речь идет о наступлении осени? (Поспевает брусника, стали холоднее дни, улетают птицы, реже появляется солнышко, завяли цветы…)

— Как вы понимаете значение слова благовоние? Слайды 13, 14.

Благовоние – это старинное слово, означает приятный запах, аромат. “Нет в цветах благовонья…”, то есть цветы больше не пахнут, как летом.

— В каких строках поэт очеловечивает осень, как бы оживляет ее? Прочитайте об этом.

Такой прием в литературе называется олицетворение.

— При чтении какого стихотворения мы уже встречались с приемом олицетворения? (Сергей Есенин “С добрым утром”)

Кто помнит это стихотворение, прочитает его наизусть.

— Так какая же осень у К. Д. Бальмонта? (Только-только наступает, грустная, печальная, меньше солнечных дней, не пахнут цветы, но красота еще не увяла: “деревья блистают в разноцветном уборе”…)

— Так какие же краски у поэта? Чем рисует поэт? (Словами)

Поэт – волшебник слова, художник слова. Он способен рассказать о чувствах, о настроении, поведать о мечтах и разбудить душу человека при помощи изобразительно-выразительных средств языка. (Олицетворение, сравнение, эпитеты). Краски у поэта разные. С одной из красок мы уже познакомились.

1 “краска” — олицетворение. Слайд 15.

1. Чтение стихотворения Ф. И. Тютчева сильным учеником.

— Какую осень рисует Ф. И. Тютчев? Слайд 16. (Первоначальную, раннюю, золотую)

1) Чтение первой строфы.

Есть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора.Весь день стоит как бы хрустальный,И лучезарны вечера…

— Что же это за “короткая, но дивная пора” в начале осени? (Ясные, солнечные, теплые дни, летает пух…)

— Как в народе называют эту удивительную пору? (Бабье лето)

— С чем сравнивает поэт солнечный день? (С хрусталем)

— Видели хрусталь? Какой он? Слайды 17, 18, 19. (Прозрачный, сверкающий, сияющий… Значит – абсолютно ясное небо, прозрачный воздух…)

— Какой прием использует автор? (Прием сравнения.)

2 “краска” — сравнение. Слайд 20.

— Какой знак стоит в конце строфы? (Многоточие)

— А почему? (Можно бесконечно говорить об этой удивительной поре)

2) Чтение второй строфы.

Где бодрый серп гулял и падал колос,Теперь уж пусто все – простор везде,Лишь паутины тонкий волосБлестит на праздной борозде.

— Понимаете ли вы значение слова серп? Слайды 21, 22. (Серп – это ручное орудие труда для срезания колосков.

— Есть ли в этой строфе прием олицетворения? (Есть). Докажите. (Серп гулял)

— Какую картину вы увидели, читая эту строфу? (Поля опустели, и борозда “праздная”, то есть пустая, она отдыхает)

3) Чтение третьей строфы.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,Но далеко еще до первых зимних бурь – И льется чистая и теплая лазурьНа отдыхающее поле…

— Представили? Объясните значение слова лазурь. (Лазурь – это ярко-голубой цвет, он как бы льется с небес…) Слайды, 23, 24, 25, 26.

— Можем ли мы сказать об отношении автора к этому времени года? (Поэту очень нравится осень, он очарован…)

— А почему вы так решили? (Много красивых словосочетаний). Найдите их в тексте. (Дивная пора, день хрустальный, лучезарны вечера, праздная борозда, бодрый серп, чистая, теплая лазурь)

Эти красивые слова-волшебники называются – эпитеты. Эпитеты – это образное определение, которое позволяет одним словом выразительно охарактеризовать предмет, подчеркнуть его свойства. Эпитеты отвечают на вопросы какой?, какая?, какое?

3 “краска” — эпитеты. Слайд 27.

Олицетворение, сравнение, эпитеты – это изобразительно-выразительные средства, которые одним словом называют тропами.

— Есть ли название стихотворения? (Нет)

— Какое бы вы предложили название этому стихотворению? (“Дивная пора”, “Бабье лето”…)

1. А теперь А.С. Пушкин и его Осень. Какая она? Чтение стихотворения сильным учеником.

— Какую осень описывает А.С. Пушкин? (Позднюю). Слайд 28.

Унылая пора! Очей очарованье!

— Унылая пора – какая она, как можно сказать по-другому? (Тоскливая, печальная, грустная)

Ребята! И в то же время А.С. Пушкин восклицает “очей очарованье!”. Что он имеет ввиду? (Приятна для глаз, радует, восхищает глаз)

Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье.

— “Пышное увядание” — как вы это представляете? (Очень много красок осени, но скоро они исчезнуть)

В багрец и золото одетые леса.

— Какие это краски? Слайд 29. Багрец – это алый, красный. Золото – все оттенки желтого.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье.

— Почему “свежее дыхание”? (Ветер уже холодный, осенний)

И мглой волнистой покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,И отдаленные седой зимы угрозы.

— Какие они – угрозы седой зимы? (Ночные заморозки, холодный ветер, первый иней на траве). Назовите эпитеты. (Унылая пора, прощальная краса, седой зимы, мглой волнистою)

— Какая же осень у А.С. Пушкина? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте запись на экране. Слайд 30.

— Так какая же осень у А.С. Пушкина? (Печальная, но очаровательная, приятная, пышная, золотая…). Известно, что А.С. Пушкин лучше всего писал осенью. Осень была любимым временем года поэта.

Как много можно увидеть и почувствовать, если быть внимательным к слову поэта.

— Какая осень у трех поэтов? Давайте выразительно прочитаем эти стихотворения снова и постараемся передать настроение поэтов и еще раз представить картины, которые они рисуют.

2. Выразительное чтение стихотворений учащимися.

— Какая же осень у трех поэтов? (У всех – разная. Каждый видел осень по-своему)

— Что же объединяет стихи А.С. Пушкина, К.Д. Бальмонта, Ф.И. Тютчева? (Любовь к природе, своей Родине)

IV. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке. Слайды 31, 32. Украшаем дерево кленовыми листочками.

V. Домашнее задание.

Выучить наизусть наиболее понравившееся стихотворение. Слайд 33.