урок для 1 класса по окружающему миру на тему Откуда берётся и куда девается мусор

Предмет: окружающий мир

Автор учебного комплекта »Мир вокруг нас» А. А.Плешаков

Раздел: »Откуда и куда?»

Класс:1

Тип урока: открытие новых знаний с элементами исследовательской деятельности

Тема: «Откуда берётся и куда девается мусор?»

Автор: Пестрикова Ирина Борисовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №1

г. Березники Пермского края

Цели урока:

— организовать деятельность детей на исследование проблемы, сравнение, анализ полученных результатов опытов и практическое освоение знаниями некоторых свойств предметов окружающего мира;

-учить применять полученные знания в классификации данных предметов с целью предполагаемой формулировки возможного решения проблемы окружающего мира;

— развивать сенсорные возможности (обоняние, осязание) детей для активизации познавательных действий в овладении знаниями об окружающем мире;

— учить детей взаимодействию при работе в подгруппах как одной из форм исследовательской деятельности;

— развивать умения вести наблюдения, сравнивать, делать выводы, оформлять результаты;

-развивать образное мышление учащихся на основе эмоционального восприятия элемента системы гуманистических ценностей: окружающая природа как условие жизни и здоровья людей;

— воспитывать культуру поведения в окружающем мире.

Планируемое время урока — 40 минут.

Демонстрационный материал: презентация по теме урока; штатив, горючее для демонстрации опытов; пакеты с надписями «пластик», «металл», «макулатура»; ёмкости с заранее заложенными опытами (4 шт.), коллекция «Пластмассы».

Раздаточный материал: бумажные стрелки для учащихся для этапа первичного закрепления; использованные упаковки (мусор) для этапа мотивации учебной деятельности, «пазлы» с изображением символического знака «утилизация мусора» ( по числу подгрупп) ) для этапа рефлексии, учебник для этапа организации пробного действия , рабочая тетрадь учащихся, карандаши для этапа выявления места и причины затруднения.

Примечание:

деятельность учителя- символ +

деятельность учеников- символ *

Реализация проекта урока:

1.Мотивация учебной деятельности. «Откуда берётся мусор?»: моделирование ситуации «Чем пользуется человек каждый день» (с пояснениями учителя). +

Тезисы: человек в процессе жизнедеятельности использует большое количество вещей (гигиена, питание, учёба, досуг и пр.); став ненужными, они превращаются в мусор, как и упаковки от этих вещей.+

( предметами в упаковках пользуемся каждый день; перебирают подготовленные упаковки, показывают, называют цель использования предмета)*

2. Актуализация знаний по теме. (слайд 1,2)

Тезисы:кукла как модель человека, став ненужной, оказывается в куче мусора ; кучи мусора — отражение человеческой жизни ( Что нового узнали из просмотра слайдов? Чем опасен мусор?)+*

3. Организация пробного действия: «Откуда берётся мусор» . Работа с учебником (с. 62)*

4.Выявление места и причины затруднения. Выход на проблему. ( слайд 3,4,5)+

Тезисы: упаковка составляет большую часть мусора; ½ мусора- самая большая часть из названных; примеры упаковочных материалов; их основа- искусcтвенные смолы.

Выводы по этапу урока: какого мусора больше всего; причина большого количества вещей из группы полимеров.+*

Демонстрация коллекции «Пластмассы»+

Формулировка ответа на вопрос « Откуда берётся мусор?» (слайд 6), работа с тетрадью (с. 26 з. 1)*

Тезисы:должен ли быть мусор рядом с человеком?

5.Выход на цель урока. Формулировка проблемы: человек не может жить без этих вещей—— эти вещи мешают жизни ( слайд 7- 14)+*

Тезисы:так ли прекрасна наша Земля, когда она завалена грудами мусора; как сохранить красоту Земли.

6. Первичное закрепление. Организация исследовательской деятельности по формированию представлений о возможности поиска путей ответа на вопрос

« Куда девать мусор?»: работа с учебником (с. 63-стрелки); (слайд 15 -17) *+

Тезисы:свалка мусора- катастрофическая реальность; особенности разложения в природе разных групп предметов (пакеты, железо, стекло); мусор приносит Земле вред.

Выдвижение гипотез (с записью их на доске): закопать мусор, сжечь, увезти, запретить мусорить………………………………………………………………………….?*+

Продолжение деятельности по формированию представлений о возможности поиска путей ответа на вопрос« Куда девать мусор?»: сравнение результатов заранее заложенных опытов: пищевые отходы в почве, на почве, в воде, пластик в земле; формулировка выводов.*+

Выводы по этапу урока: виды мусора по разному разлагаются; создают предпосылки экологической катастрофы.

7. Физкультминутка 8. Самоконтроль. Выход на формулировку возможности решения проблемы (слайд 18 частично)+, демонстрация опыта: сжигание частицы пластиковой упаковки+; защита органов дыхания (надевание маски на органы дыхания)-коллективная работа ( фронтально)* , проветривание как элементы разумного отношения к своему здоровью+; (слайд 18 полностью)+; опровержение данной гипотезы (сжигание пластика).*+

9. Включение в систему знаний. Формулировка возможности сортировки мусора(слайд 19)+

Формулировка ответа на вопрос «Куда девать мусор?» (слайд 20)*+

Практическая деятельность уч-ся по сортировке мусора (игровая ситуация «Паровозик везёт мусор» по подгруппам); проверка сортировки по ходу игры ( игровая модель «Робот-контролёр»)*+

Работа по по формированию представлений о дальнейшей утилизации мусора(слайд 21-26) ; объяснение учителя.+

Тезисы:сортировка как способ получения сырья для изготовления нужных человеку вещей; культура быта- пример гуманного отношения к окружающему миру.

10.Рефлексия.

Какова была цель урока? Достигли ли мы этой цели? Какими способами?+*

Итог урока: работа над раскрытием элемента гуманистических ценностей— окружающая природа как условие жизни и здоровья людей (слайд 27-28)

Тезисы:даже персонажи мультфильмов- животные берутся решать проблему мусора; человек способен на большее.+

Формулировка выводов урока (обобщение) (слайд 27-31)+

Тезисы:грамотная утилизация мусора; природная чистота в окружающем мире.*+

Самооценка: работа с пазлами в подгруппах по составлению символического знака «Утилизация мусора»; рекомендация: поискать такой знак на упаковках; выбрасывать мусор правильно.*

Релаксация (музыка видеоролика « Простые правила здоровья»+*

Приложения:

дата

Описание опыта

выводы

дата

Описание опыта

выводы

дата

Описание опыта

выводы

дата

Описание опыта

выводы

металл

пластик

макулатура