урок математики 1 класс Число и цифра 5

МБОУ «Трудиловская СОШ»

Математика

1 класс

«Число и цифра 5. Состав числа 5 из двух слагаемых »

Учитель: Михайлова Е.Г.

2013 г.

Тема урока: Число и цифра 5. Состав числа 5 из двух слагаемых

Тип урока: ознакомление с новым учебным материалом

Цели урока: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с образованием и составом числа 5;

научить писать цифру 5;

формировать умение выражать свои мысли, повышать интерес к предмету за  счёт   показа демонстрационных фрагментов  с помощью  проектора.

Планируемые результаты:

Предметные:

      знать: графический образ цифры 5, состав числа 5; 

      уметь: уметь писать цифру 5, выполнять сложение и вычитание в пределах 5 с опорой на числовую прямую.

Личностные:  уметь высказывать собственную позицию,  слушать других, уважать их мнение,  договариваться и приходить к общему суждению в совместной деятельности,   адекватно оценивать свою работу на уроке.

Метапредметные: уметь определять тему урока, принимать учебную задачу, прогнозировать предстоящую деятельность  и  намечать пути её решения, понимать причину своих ошибок.

Оборудование: электронное приложение к учебнику М. И. Моро «Математика 1 класс», изображение цифры 5, счётный материал, веер самооценки.

Этапы урока

Содержание этапа

УУД

1.

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

— создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

— установить тематические рамки;

— уточнить тип урока.

– Прозвенел, друзья, звонок!

Начинается урок!

Вы проснуться все успели?

Ну тогда пора за дело!..

.

— Сегодняшний наш урок – это урок открытия новых знаний.

— Посмотрите, пожалуйста, на страничку учебника, которая у нас открыта. Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?

— А как вы об этом догадались?

— Правильно. Мы познакомимся с новым числом 5 и будем работать с числами от 1 до 5.

— Что бы вы хотели узнать об этом числе?

— Мы сегодня узнаем, как образуется число 5, как пишется цифра 5.

— Чтобы наш урок нам понравился, что для этого нужно?

— Давайте пожелаем друг другу удачи и хлопнем ладонями.

Совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им (Коммуникативные УУД)

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

2.

Актуализация опорных знаний и умений

Цели:

— развивать логическое мышление;

— организовать актуализацию изученного материала, необходимого для изучения нового материала;

— организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;

— организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

1. Логическая разминка.

— Продолжите фразу:

Если гусеница ползёт медленнее жука, то жук ползёт… (быстрее гусеницы)

Если стол стоит дальше стула, то стул стоит … (ближе стола)

Если сосна выше берёзы, то берёза …

Если шиповник ниже сирени, то сирень …

Если Оля старше Лены, то Лена …

Если ремень шире пояса, то пояс …

2. Загадки с числами в содержании и в ответе.

У Оли было орехов больше 1, но меньше 4. Сколько орехов могло быть у Оли? (2,3)

Бабушка дала Серёже журнал «Непоседа» со 2 номера по 4. Сколько журналов у него?(3)

3. Самоопределение к деятельности.— Давайте посчитаем, сколько у нас пальчиков на каждой руке. (5)

— У каждого пальчика есть свое имя. Кто знает, как их зовут?

— Оцените, пожалуйста, свои знания при помощи светофоров.

— Посмотрите вокруг, чего в классе 5?

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД)

Осуществлять анализ, синтез (Познавательные УУД).

3.

Изучение нового материала

Цели:

— определить место цифры 5 в числовом ряду;

— научить писать цифру 5;

— практическим путём определить состав числа 5

1. Постановка проблемы

Вот мы с вами уже несколько раз назвали число 5, а в нашем числовом ряду стоит всего 4 цифры. Что мы должны сделать?

— Кто знает, как пишется цифра 5? Найдите её среди других цифр.

— На какое место мы должны поставить цифру 5? Почему?

2. Повторение стишков о каждой из изученных цифр, заучивание четверостишия о цифре 5

Вот один иль единица,

Очень тонкая, как спица.

А вот это цифра два.

Полюбуйся какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

А за двойкой – посмотри –

Выступает цифра три.

Тройка третий из значков –

Состоит из двух крючков.

За тремя идут четыре,

Острый локоть оттопыря.

А потом пошла плясать

По бумаге цифра пять.

Руку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.

3. Письмо цифры 5

Давайте посмотрим в учебнике, как правильно написать цифру 5 (с.34)

Добрались до цифры 5.

Как её нам написать?

Вертикальный ставь штришок,

От него веди кружок,

Сверху хвостик небольшой –

Цифра 5 перед тобой!

Научись её писать,

Чтоб пятёрки получать!

— Откройте свои тетради.

Начинаем писать с середины верхней линии, ведём наклонную линию, немного не доходя до центра клетки, пишем полуовал, касаясь нижней линии клетки. Сверху пишем горизонтальный хвостик.

— Сравните цифры, написанные вами с образцом, если есть такие аккуратные и красивые, поставьте под ними точку зеленого цвета.

— Оцените, пожалуйста, при помощи светофоров свою работу.

4. Физкультминутка

Первоклашки дружно встали,И зверятами все стали.Потоптались как слонята,Повертелись как лисята,Поскакали как зайчата.Как жирафы потянулись,И друг другу улыбнулись.Вперевалочку, как мышкиДружно сели все за книжки.

5. Состав числа 5

а) Просмотр видеофрагмента о том, как из 1 получить 5, добавляя по одному

б) Запись примера в тетрадь: 1+1+1+1+1=5

— Ребята, сколько раз по одному нужно взять, чтобы получить 5?

— Давайте попробуем составить другие примеры, чтобы в ответе у нас получалось 5.

в) Практическая работа со счётным материалом

— Перед вами 5 груш.

— Отодвиньте 1 грушу вправо. Сколько груш слева? Справа? А всего?

— Какой вывод можем сделать? (Если к 4 прибавить 1, то получится 5)

Аналогично разобрать все варианты.

— Ребята, нашли ли мы с вами ответ на наш вопрос: из каких двух чисел можно получить число 5?

6. Физкультминутка

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Учиться формулировать собственное мнение и позицию.

(Коммуникативные УУД).

4.

Закрепление изученного материала

Цель: закрепить знание учащимися состава числа 5, умения записывать его в виде примеров из двух слагаемых

Работа по учебнику (с.36)

— В каждой строке рассмотри рисунок и записи слева и справа от него. Заполни пропуски.

— Оцени свою работу

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

5.

Повторение изученного материала

Цели:

— организовать повторение изученного материала.

Выполнение заданий по учебнику с35. (фронтально)1. Назови числа по порядку, начиная с самого большого.2. Сравни длину полосок с помощью одинаковых мерок.3. Выбери для каждого рисунка подходящую запись. Составим математический рассказ с вопросом

Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

6.

Итог урока

Цели:

— зафиксировать новое содержание урока

— Вспомните, какой была тема нашего урока.

— Какую цель ставили на урок?

— Достигли цели?

— Как можно получить число 5?

— Кто покажет, как записать цифру 5?

Соотносить цель и результаты своей учебной деятельности и фиксировать степень их соответствия (Личностные и регулятивные УУД)

7.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель:

оценка учениками собственной учебной деятельности.

— С каким настроением заканчиваете урок?

— Как вы думаете, как мы потрудились? Оцените свою работу на уроке с помощью светофоров: жёлтый (я очень хорошо работал на уроке), зелёный (я хорошо работал на уроке, но были ошибки), красный (я плохо работал на уроке, не смог выполнить ни одного задания).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Регулятивные УУД).


Урок математики 1 класс Число и цифра 5

План-конспект урока по математике в 1 классе

По программе УМК «Перспектива»

Учебник Л.Г. Петерсон.

1 класс

Учитель Власова Н.Н.

Тема урока: «Число и цифра 5»

Цель урока

сформировать представление о числе 5 с опорой на числовой отрезок, умение записывать цифру 5, проанализировав элементы цифры, расположение этих элементов в клетке.

сформировать умение соотносить количество (число) с цифрой (знаком).

формировать способность к сложению и вычитанию в пределах «5» с помощью числового отрезка (движение влево «-» и вправо «+») и с помощью знаний о составе числа «5».

развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь, наблюдение, сравнение, умение работать самостоятельно и в паре.

воспитывать трудолюбие, любознательность, аккуратность.

Демонстрационный материал

Оборудование

Слайды с заданиями.

Числовой отрезок.

Плакат с изображением цифры «5».

Счётный материал

Компьютер.

Проектор с интерактивной доской.

Формирование УУД :

Личностные УУД

Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

Регулятивные УУД

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Определять цель выполнения заданий на уроке

Познавательные УУД

Ориентироваться в учебнике:

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Коммуникативные УУД

Участвовать в диалоге на уроке

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

Слушать и понимать речь других.

Взаимодействовать в паре.

Деятельность детей на уроке:

Фронтальные ответы на вопросы учителя.

Формулировка вопросов, адресованных одноклассникам.

Работа за компьютером.

Работа в паре у доски.

Работа с учебником.

Работа в тетради: написание цифр, клеточный диктант.

Анализ ошибок при написании цифр.

Физические упражнения.

Подведение итога урока

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение новой темы.

— Какая самая лучшая оценка в школе? (Пять). Мы будем знакомиться с числом 5 и цифрой 5. Будем складывать и вычитать в пределах 5 с помощью числового отрезка, познакомимся с составом числа «Пять».

3. Работа на экране

Слайд № 1

Найдите те предметы, в которых есть количество «5». Морская звезда, пятиугольник, кубик со стороной из пяти точек, домино, где общее количество точек 5. Проверка на интерактивной доске правильности ответов (делают учащиеся).

Слайд № 2

Найдите и обведите те предметы, где количество «5».

(5 шариков, 5 грибочков, 5 бантиков, и т.д.)

Проверка уч-ся правильности на интерактивной доске.

Если задание выполняется верно, то на экране появляется слово «Молодец».

4. Расположение числа «5» на числовом отрезке.

На доске числовой отрезок.

Маленькие отрезки пронумерованы до 4.

— Где на числовом отрезке будет место для «5»? Как получили это число? (+1).

— Какое число стоит перед числом «5»? После?

— Как получить число «5» из отрезка с цифрой «4»? +1.

— Как получить число «5» из отрезка с цифрой «3»? +1+1 (+2).

— Как получить число «5» из отрезка с цифрой «2»? +1+1+1 (+3).

— Как получить число «5» из отрезка с цифрой «1»? +1+1+1+1 (+4).

5. Физминутка. На моей руке 5 пальцев

5 держальцев, 5 хватальцев.

Нужно нам их сосчитать

Раз, 2, 3, 4, 5!

6. Слайд № 3.

Соотнесите количество предметов с цифрами.

(проверка на доске).

7. Работа в учебнике. Урок № 26, с. 40-41

Дети закрепляют понятие о месте числа 5 в натуральном ряду чисел. Игра «Домино» показывает варианты состава числа «5ти».

Задание № 1. Геометрический материал.

Повторение понятия «точка», «прямая».

Соединение по-порядку точек от 1 до 5, получение пятиугольника. Формирование признаков пятиугольника: пять углов, пять сторон.

Задание № 2. Учимся рисовать звезду. Поэтапное соединение пяти точек.

Задание № 3. Соотношение цифры и кол-ва.

Задание № 4. Выбор нужной цифры по данному количеству.

Задание № 5. Дополни по образцу.

Задание № 6. Работа с числовым отрезком.

Отработка навыков сложения и вычитания на смысловом отрезке.

8. Физминутка.

Задание № 7.

9. Работа над изучением состава числа «5».

10. Слайд № 4.

Как правильно писать цифру «5». Показ учителем.

Демонстрация типичных ошибок.

Прописывание детьми в тетрадях.

11. Слайд № 5. Игра на доске на тему «Число и цифра 5».

12. Подведение итогов урока.

— С каким числом и цифрой мы сегодня познакомились?

— В чём разница между числом и цифрой?

— Как получить число 5 на числовом отрезке?

— Из каких чисел состоит число 5?

— Что больше всего понравилось на уроке?

— Какие были трудности?