урок русского языка по теме Правописание окончаний имён существительных в родительном п

Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже.

Цели:познакомить с особенностями окончаний существительных в родительном падеже;

учить последовательности действий при написании безударных окончаний;

отрабатывать умение распознавать тип склонения существительного, падеж;

развивать внимание, логическое мышление;

воспитывать аккуратность, дисциплину.

Оборудование: сигнальные карточки, наглядный материал, таблицы.

Ход урока.

Организационный момент и сообщение целей урока.

—Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем много работать, поэтому нужно собраться, быть очень внимательными, активными. Готовы? Ну, тогда, начнем.

Минутка чистописания.

Массаж рук.

Похлопайте в ладоши: тихо, громко, еще громче, тихо.

Постучите кулачками.

Возьмите массажеры.

Чистописание.

Сс са си су сы ся

— Охарактеризуйте звук. (глухой, парный, может быть твердым или мягким)

Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и смирны.

Работа со скороговоркой.

Словарная работа.

Знакомство с новым словом.

—Разгадайте ребус. В нем зашифровано слово из словарика.

Глаз = ? ,,,,

—Запишите слово в тетрадь, подчеркнув непроверяемые орфограммы, поставив ударение.

Знакомство с этимологией слова

—Слово «Около» — предлог. Образовалось оно путем присоединения предлога о к форме винительного падежа единственного числа существительного «коло» (что означало «круг»). С давнего времени этот предлог употреблялся в значении «кругом», «вокруг», «вблизи», «возле».

От устаревшего слова «коло» образовалось немало других слов: колесо, кольцо, колея, околыш. Теперь вы знаете, почему в слове «около» и других словах, которые мы назвали, нужно писать букву о.

Запись и объяснение фразеологизмов с новыми словами.

—Ребята, отгадайте, что это?

Уклоняться от существа дела, вопроса, говорить намеками.

Ходить вокруг да около. Запишите в тетрадь.

—Около – это предлог какого падежа? (родительного)

Работа над новым материалом.

—Как вы думаете, какая тема нашего урока сегодня? (Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже)

Беседа по вопросам.

— А с какими еще предлогами употребляются существительные в родительном падеже? (от, до, из, без, у, для, около, с)

— На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже? (кого? чего?)

—Каким членом предложения может быть существительное в форме родительного падежа?

( вывешивается таблица)

Запишите словосочетания с существительным в родительном падеже.

Ходил около палатк…, стучал по крыш…, подъехал к избушк…, достал из печ…, искал брат…, полил масл…, придвинулся к парт…, связали из шерст…, вернулся из лагер…, обрадовался гост…, испарился с поверхност…, сварил из клубник…, пришел из лес…,добежал до Кам… .

—-Какие окончания имеют существительные 1-го склонения в родительном падеже? (-и,-ы)

—Какие окончания у существительных 2-го склонения? (-а, -я)

—А в 3-ем склонении какие окончания? ( -и)

Вывешиваются окончания.

Физкультминутка.

Зарядка для глаз, спортивная минутка.

Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

Упражнение 187, стр.85.

—Напишите словосочетания с комментированием. Два ученика у доски.

Работа с сигнальными карточками.

Игра «Узнай падеж».

—Я называю вопросы или вспомогательное слово, или предлоги, вы должны определить падеж и показать сигнальными карточками.

Кому? (Д.п.)

На, за, под, через, про, в. (В.п.)

Нет (Р.п.)

«Щедрый падеж» (Д.п.)

Без предлога не употребляется. (П.п.)

Подлежащее. (И.п.)

«Падеж-работяга» (Т.п.)

Кого? (В.п., Р.п.)

Два предлога (Д.п.)

Что? (И.п., В.п.)

О, об. (П.п.)

Письмо под диктовку. По одному предложению ученики пишут у доски с комментированием.

Леса украшают природу нашей страны. Они защищают поля от засухи. Деревья очищают воздух от пыли. Из лесной чащи вытекают ручьи. Без влаги растения гибнут.

— Какую еще пользу приносят леса?

—Напишите ещё одно предложение.

—Синтаксический разбор предложения: Они защищают поля от засухи.

Игра «Кто больше запомнит»

—Послушайте стихотворные строчки, постарайтесь запомнить как можно больше.

Я из дома убежал,

Я до вечера гулял.

С дерева в сугроб сигал,

Без уроков жить мечтал.

Для коллекции снежинки

Языком я собирал.

Около костра плясал

И вокруг двора скакал.

Мне уроки надо делать?

Я на это наплевал!

Вот стою я у доски

И вздыхаю от тоски.

Но родительный падеж

Я не вспомню, хоть зарежь!

—Запишите в тетрадь существительные в родительном падеже вместе с предлогом.

из дома, до вечера, с дерева, без уроков, для коллекции, около костра, вокруг двора, у доски, от тоски.

Подведение итогов.

—Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня работали. (оценивание детей)

—Так какие же окончания у существительных в родительном падеже? ( 1 скл.-и, -ы; 2 скл.-а,-я; 3 скл.-и.)

—Перечислите предлоги, с которыми употребляются существительные в родительном падеже. ( от, до, из, без, для, около, у, с.)

Домашнее задание.

Написать рассказ на тему «Лес – наше богатство»; выучить правило.