Урок математики 1 класс Число и цифра 5_25671

УРОК МАТЕМАТИКИ Т.М.Сыровая

Тема: Число и цифра 5. Письмо цифры 5.

Цель: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с образованием и составом числа 5; научить писать цифру 5.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять место числа 5 в натурально ряду; соотносить число и цифру 5; выполнять мыслительные операции анализа, синтеза и делать умозаключения; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища; слушать собеседника и вести диалог.

Оборудование: учителю: презентация PowerPoint для урока, для самооценки. С.И.Волкова «Математика.Устные упражнения». Фон-ма Римский-Корсаков «Полет шмеля»учащимся: веер цифр, счетные палочки, набор «Учись считать», красная и зеленая карточка, лист самооценки.

Этапы урока

Содержание этапа

УУД

1.

Орг.момент. Мотивация к учебной деятельности.

2 мин

Цели:

— создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

— установить тематические рамки;

— уточнить тип урока.

Громко прозвенел звонок.Начинается урок.Наши ушки на макушке,Глазки широко открыты.Слушаем, запоминаемНи минутки не теряем.— Сегодняшний наш урок – это урок открытия новых знаний. Мы работаем с числами от 1 до 5.

— Чтобы наш урок нам понравился, что для этого нужно? (Ответы детей.)

— Давайте пожелаем удачи и хлопнем ладонями друг другу.

Совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им (Коммуникативные УУД)

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

2.

Актуализация и фиксация затруднений в пробном учебном действии

5 мин

Цели:

— организовать актуализации изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»;

— организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

— организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

Логическая разминка.Выполнение устных упражнений к уроку №15 (С.И.Волкова «Математика. Устные упражнения. Пособие для учителя»).

Загадки с числами в содержании и в ответе.

Самоопределение к деятельности.- Давайте посчитаем, сколько у нас пальчиков на каждой руке. (5)- У каждого пальчика есть свое имя. Кто знает, как их зовут? (ответы детей)- Посмотрите вокруг, чего в классе 5?- Положите 4 круга. Ниже положите столько же треугольников. Как это сделать? (под каждым кругом положить треугольник)- Добавьте еще 1 треугольник. Сколько треугольников стало? (5)- Как получили 5? (к 4 треугольникам прибавили еще 1)- Покажите цифру, обозначающую число 5.- Как еще можно получить число 5?- Запишите цифру 5.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД)

Осуществлять анализ, синтез (Познавательные УУД).

3.

Выявление места и причины затруднения

1 мин

Цели:

— выявить место (шаг, операция) затруднения;

— зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

— В каком месте возникло затруднение? (как еще получить число 5, как записать цифру 5)- Почему возникло затруднение? (не знаем, как еще можно составить число 5, как записать цифрой число 5)

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

4.

Построение проекта выхода из затруднения

2 мин

Цели:

организовать постановку цели урока;

организовать составление совместного плана действий;

— определить средства.

— Какую цель ставим на урок? (узнать, как еще можно составить число 5, научиться писать цифру 5).

— Наметим наш план действий:

1. Сами найдем способ образования числа 5.

2. Сопоставим свои предположения с эталоном.3. Устраним затруднение.

4. Научимся писать цифру 5.

5. Упражнение в новом действии.

— Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель)

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

5.

Реализация построенного проекта

9 мин

Цели:

— реализовать построенный проект в соответствии с планом;

— зафиксировать новое знание в речи и знаках;

— организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

— уточнить тему урока.

Найдем способы образования числа 5.Работа в группе (по 4 человека) Учебник с.34- Сколько вишен? цыплят? матрешек?- Дополните каждую картинку до 5.Проверка: один человек от каждой группы дает ответ.- Достигли цели? (да, нашли свои способы состава числа 5)

Сопоставим свои предположения с эталоном. на слайде— Посмотрите на экран. Сколько фигур в каждой строке? (5)- Как составлено число 5 в каждой строке? (3 да 2, 1 да 4, 2 да 3)- Этот ответ совпадает с вашими предположениями? (да)

Устраним затруднение. учащиеся проговаривают состав числа 5 с опорой на рисунок-схему

Научимся писать цифру 5. Работа в тетради с печатной основой. с.13Добрались до цифры 5. Как её нам написать?Вертикальный ставь штришок. От него веди кружок,Сверху хвостик небольшой – Цифра 5 перед тобой!Научись её писать, Чтоб пятерки получать!

— Сравните цифры, написанные вами с образцом, если есть такие аккуратные и красивые, поставьте под ними точку зеленого цвета.

— Какая тема сегодняшнего урока? (число и цифра 5)

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

(Коммуникативные УУД).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

1 мин

Первоклашки дружно встали,И зверятами все стали.Потоптались как слонята,Повертелись как лисята,Поскакали как зайчата.Как жирафы потянулись,И друг другу улыбнулись.Вперевалочку, как мышкиДружно сели все за книжки.

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

2 мин

Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Фронтальная работа по учебнику с.34. слайд

— Рассмотрите картинку. Как можно составить число 5 из изображенных на ней предметов или людей.

— Обсудим вместе, как связана картинка, схема и запись. (Красные круги обозначают корзины с яблоками, синий – пустую корзину. Всего корзин 5: 4+1=5. Всего корзин 5 – это все круги. Пустая корзина 1 – это синий круг, если ее убрать, останется 4 корзины с яблоками – это красные круги: 5-1=4) аналогично разбирается вторая схема и записи к ней

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу или эталону

3 мин

Цели:

организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

— организовать самопроверку по эталону;

— организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Самостоятельная работа. Тетрадь с печатной основой. с.13— Дорисуйте необходимое количество кругов.

Самопроверка. слайд

Выявление места и причины затруднений. Работа над ошибками.— Встаньте, у кого всё правильно. Поздравления вам! (аплодисменты)- У кого были ошибки? В чем причина?- Исправим ошибки. (дети, выполнившие задание без ошибок работают в качестве консультантов с теми детьми, кто выполняет работу над ошибками)

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД)

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

8.

Включение в систему знаний и повторение

6

Цели:

— организовать повторение изученного материала.

Выполнение заданий по учебнику с35. (фронтально)1. Назови числа по порядку, начиная с самого большого.2. Сравни длину полосок с помощью одинаковых мерок.3. Выбери для каждого рисунка подходящую запись. Составим математический рассказ с вопросом. слайд

Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА1 мин

Для зрения. Пчелы и бабочки с последнего слайда начинают перемещаться, дети следят за их полетом под музыку «Полет шмеля». Римский-Корсаков.

9.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

3 мин

Цели:

— зафиксировать новое содержание урока;

организовать рефлексию учениками собственной учебной деятельности.

Игра «Молчанка». учебник с.35 Задание в конверте. (дети должны найти в классе конверт с вложенным в него заданием)Учитель читает вопросы, учащиеся показывают ответы с помощью веера цифр. Далее дети определяют, верно ли составлены записи к схемам. Если верно – показываю зеленую карточку, если нет – красную.

Подведение итогов.— Какую цель ставили на урок? (ответы)- Достигли цели?- Как можно получить число 5?- Кто покажет, как записать цифру 5?

Самооценка.— Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов: зелёный (я очень хорошо работал на уроке), красный (я хорошо работал на уроке, но были ошибки), желтый (я плохо работал на уроке, не смог выполнить ни одного задания).

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Соотносить цель и результаты своей учебной деятельности и фиксировать степень их соответствия (Л, Р)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Домашнее задание

По желанию: «оживить цифру 5».