Урок математики 1 класс Сложение и вычитание в пределах 10

Урок математики УМК «Гармония»

Учитель : Глебова Г.А.

Класс – 1

Тема урока

Сложение и вычитание в пределах 10.

Тип тип

Урок формирования предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.

Вид урока

Урок – экскурсия.

Организационная форма

Дидактическая игра.

Используемые технологии

Игровые, здоровьесберегающие, ИКТ технологии, технологии активного обучения, применение методики безотметочного обучения (автор Г.А.Цукерман)

Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие

Развитие

мышления, понимания,

коммуникации, рефлексии,

действия. творчества

Группы формируемых компетенций

Личностные:Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Формы работы, приемы, методы

подводящий диалог,

поисково-исследовательский прием,

наглядно-иллюстративный метод

АМО «Поляна снежинок»

Основные понятия.

Числовое выражение, равенство, 1 слагаемое, 2 слагаемое, значение суммы.

Цель занятия

Актуализация знаний учащихся о составе чисел первого десятка

Задачи занятия

Образовательные (предметные):

Развить умение читать числовые выражения разными способами.

Совершенствовать знания состава чисел первого десятка.

Развивать умение применения счета, отыскивая правильный ответ.

Совершенствовать навыки счета.

Развивающие (метапредметные):

Регулятивные:

Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Познавательные:

Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.

Развивать умение работать с разными видами информации.

Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради для самостоятельных работ.

Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.

Работать над использованием знаково-символичных средств.

Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

Коммуникативные:

Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.

Помочь ребенку в аргументации своего мнения.

Воспитательные (личностные):

Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Понимать и следовать в деятельности нормам эстетики.

Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.

Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.

Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам (посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи героям учебника).

Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.

Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.

Работать над осознанием ответственности за общее дело.

Межпредметные связи

Математика, Окружающий мир

Ресурсы:

-основные

-дополнительные

Учебник «Математика 1 класс» Н.Б.Истомина, рабочая тетрадь № 2, тетрадь «Наглядная геометрия 1 класс» Н.Б.Истомина

Презентация к уроку, карточки с индивидуальными заданиями, алгоритм самооценки.

Этапы урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Методы и приёмы работы

Формы работы

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент

Включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

В начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи

Создание положительного настроя

Вот мы руки развели,Словно удивились.И друг другу до землиВ пояс поклонились!Наклонились, выпрямились,Наклонились, выпрямились.Ниже, ниже, не ленись,Поклонись и улыбнусь.

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Посчитаем, порешаем, вспомним то, что уже знаем.

Сегодня к нам на урок пришли гости.

АМО «Улыбка»

Ф

Приготовление к уроку.

Приветствие учителя.

Дети получают эмоциональный настрой.

Личностные: Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Следование в поведении моральным и этическим

Метапредметные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний

Повторение изученного материала, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Актуализирует знания, необходимые для работы. Одновременно ведёт работу над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций

Организует подводящий диалог

Загадка о зиме (1 Слайд)

Чудо-тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрылось серебром. (Зима)

(Щелчок – появляется фон.)

— Сегодня я предлагаю вам вместо урока математики совершить лыжную прогулку в сказочный зимний лес. Но сначала надо собраться.

Побуждает учащихся к самооценке

Давайте проверим достаточно ли снега на лесных полянках. У вас на партах лежат снежинки белые и голубые. Кто уверен в своих силах, не испытывает страха перед уроком поднимает белую снежинку. Кому немножко страшновато поднимает голубую снежинку. Подарите свои снежинки ёжикам.

Проводит упражнение на концентрацию внимания

Проверим глубину сугробов в лесу (Слайд 2)

Найдите на картине числа от 1 до 10.

1В – запишите этичисла к себе в тетрадь в порядке возрастания.

2В – в порядке убывания.

Подводящий диалог

АМО «Снежная поляна»

Дидактическая игра

Ф

Ф

Ф

С. Р.

Повторение системы ранее усвоенных учебных действий.

Дети отвечают на вопросы учителя, доказывают свою точку зрения

Дают самооценку своих ощущений в начале урока

Дети выходят к интерактивной доске нажимают на найденное число.

Самостоятельно работают в тетрадях.

Коммуникативные Оформляет свои мысли в устной форме

Слушает и понимает речь других

Познавательные УУД

Преобразовывает информацию из одной формы в другую:

Регулятивные УУД

Проговаривает последовательность действий на уроке; высказывает своё предположение

Познавательные УУД

Ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя .

Личностные

моторное восприятие.

Познавательные

-осознанное и произвольное построение речевого высказыв,

-упорядочивание;

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности

Регулятивные.

-высказывание своих мыслей по тексту (по рисунку);

-ученик учится работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные

-работа в паре;

-контроль оценки и действий партнёра;

-умение с достаточной точнос-тью выражать свои мысли.

Регулятивные

-оценка деятельности класса

3. Устный счёт

Развитие вычислительных навыков.

Развитие математической культуры речи.

Ирина подбирает к лыжам палки. (Индивидуальное задание на доске)

Карина и Антон находят пары ботинок. (Индивидуальные задания на карточках)

Артур собирает одежду. (Индивидуальное задание на доске)

Остальные «Ловят снежинки» (Слайд 3)

(На каждый щелчок по слайду вылетает снежинка с выражением)

Ппроводится в форме игры «Пересадки

-Прочитайте числовые выражения разными способами.

Проверка работы на карточках.

Учитель читает примеры с ответами. Дети, как только слышат ошибку, хлопают в ладоши.

Задания на доске оценивают дети

INCLUDEPICTURE «http://www.ourkids.ru/Games/kniga2008/Pictures/pam.JPG» \* MERGEFORMATINET

Дифференцированный метод

Дидактическая игра

ИКТ технология

АМО «Пересадка»

Приём оценивания «Ладошки»

Методикиа безотметочного обучения (автор Г.А.Цукерман)

Инд.

Ф

Груп

Ученик работает у доски с карточками. К числовому выражению подбирает ответ.

Ребята восстанавливают соответствие между выражением и его значением

Дети решают выражения на падающих снежинках, называют ответы. Тот, кто ответил правильно, пересаживается на любое свободное место в классе.

С помощью карандаша ученики на ладошке показывают как справилась с заданием Ирина.

Очень хорошо – карандаш у кончиков пальцев

Испытывает затруднения – на уровне большого пальца

Нужна помощь – карандаш внизу ладошки.

Регулятивные

-целеполагание;

-планирование учебного сотрудничества совместно с учителем.

Коммуникативные

-владение диалоги ческой речью.

Познавательные

-анализ объектов с целью выделения признаков;

-сравнение;

-построение цепи рассуждения;

-доказательство;

-постановка и решение проблем

Коммуникативные

-принятие решения;

-владение монологической и диалогической речью

контроль оценки и действий партнёра;

-умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

4 Решение учебной задачи.

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН ов и УУД

— Пока мы собираемся, Женя и Настя С пойдут прокладывать лыжню.

На доске цепочки примеров:

Остальные отвечают на мои вопросы:

Разноцветные клубки

Бабушка достала

И для внуков дорогих

Подарочки связала:

Шапочку – для Маши,

Кофточку – Наташе,

Варежки – Илюше,

Носочки – для Андрюши,

Шарфик – для Ромочки

Перчатки – для Томочки.

Рады внучата подаркам таким,

Сказали спасибо все как один.

Сколько же всего ребят

Бабушку благодарят? (6)

Откройте тетрадь «Наглядная геометрия» .Найдите задание 38. Найдите пару каждой варежке.

— Лыжники мы пока неважные. Ещё только учимся кататься на лыжах, поэтому:

В снег упал Серёжа,

А за ним Алёша,

А за ним Ирина,

А за ней Марина,

А потом упал Игнат.

Сколько на снегу ребят? (5)

-А теперь встаём на лыжи и поехали по проложенной лыжне.

Дети проверяют цепочки на доске.

— Начертите в тетради отрезок: девочки – равный результату Настиной цепочки, мальчики – равный результату цепочки Жени.

-Возьмите в руки рабочую тетрадь. Откройте по закладке и выполните задание № 16. Пробегитесь по лыжне самостоятельно.

— Пора сделать привал. Чем можно заняться в лесу?

Логическая задача «Где чей снеговик?» — 4 слайд

Пока лепили снеговиков, изрядно замёрзли. Пора разогреться. (Физминутка Пингвинчики) Слайд 5

-Давайте построим в лесу снежную крепость

-Кажется, начинается метель. Закружило, завьюжило. Посмотрите как изменился лес. Прежде чем возвращаться домой, нужно покормить птиц. Кто быстрей добежит до кормушки?

Учитель подводит итог работы на уроке

— Нам пора возвращаться в класс. Давайте покажем нашим гостям, что мы увидели в лесу.

У детей на партах часть разрезанной картинки зимнего леса, на обратной стороне которой записано выражение. На доске примеры. Дети читают свои выражения, находят соответствующие примеры и прикрепляют картинку на доску. Таким образом, должна получиться фотография.

На доске таблица

Словесный

Взаимопровер

Здоровьесберегающая технология

Игровая техн.

АМО «Картина»

Ф

С.р.

Ф

С.р.

Ф

С.р.

Ф

Самостоятельно считают числовые цепочки у доски.

Воспринимают информацию на слух, производят вычисления, называют ответ

Выполняют упражнение на развитие внимания

Просебя пересчитывают результат числовой цепочки и чертят в тетради отрезок.

Самостоятельно прорешивают цепочки в тетради

Дети анализируют задачу и дают аргументированный ответ

Повторяют движения за мульт. героями

Записывают выражение в тетрадь, встают.

Дети читают числовое выражение на карточках и находят его значение на доске прикрепляют свою часть картины.

Коммуникативные

-контроль оценки и действий партнёра;

-умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

Регулятивные

-«преднамеренные ошибки».

Регулятивные

-саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные

-анализ объектов с целью выделения признаков;

-сравнение;

-построение цепи рассуждения;

-доказательство;

-постановка и решение проблем

Коммуникативные

-принятие решения;

-владение монологической и диалогической речью

Познавательные

-использование знаково-символических средств;

-анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение, сериация, классификация;

-постановка и формулирование учебной проблемы;

-структурирование знаний

Познавательные

-использование знаково-символических средств;

-анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение, сериация, классификация;

5. Рефлексия

Осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Побуждает учеников к оценке результатов своей работы:

Посмотрите на ваши парты намело снежинок. Во время вьюги снежинки кружатся, танцуют. Кому сегодня было на уроке интересно, кто считает, что он очень хорошо потрудился станьте волшебниками, превратите снежинок в балеринок и поднимите их. Спасибо вам ребята за активную работу. Урок окончен. Подарите снежинки нашим гостям.

АМО «Снежинки-балеринки»

Ф

Оценивают личный вклад в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели

Регулятивные УУД

Оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Литература

Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.

Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы

Авторы-составители:  HYPERLINK «http://www.uchmag.ru/estore/authors/30790/» Терешина Л. В. /  HYPERLINK «http://www.uchmag.ru/estore/authors/30792/» Корбакова И. Н.Издательство:  HYPERLINK «http://www.uchmag.ru/estore/publishers/32264/» Учитель, 2011

В. П. Коваленко “Дидактические игры на уроках математики”.

Зайцева О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных

навыков и в развитии личности ребёнка // Начальная школа, 2001 г. № 1

Цукерман Г.А. Оценка без отметки: HYPERLINK «http://experiment.lv/rus/biblio/cukerm_ocenka.htm» http://experiment.lv/rus/biblio/cukerm_ocenka.htm

Абашин Э.А. Весёлые задачки: Арифметика для малышей /Ч.1-3. – М.: Дрофа, Наталис, 1998

Агеева С.И. Обучение с увлечением: Часть 1. – М.: ВО «Совэкспорткнига», ИГ «Истоки», 1991.

Александрова Э.Б., Лёвшин В.А. В лабиринте чисел: Путешествие от А до Я со всеми остановками. – М.: Детская литература, 1977

Никитин Ю.З. Весёлые уроки. – Смоленск: Русич, 2000.