Урок математики 1 класс Тема Число 7 Цифра 7

Предмет: математика

Класс: 1 класс

Тип урока: урок открытия нового знания

Дата проведения: ноябрь

Технологическая карта изучения темы

«Число 7. Цифра 7»

Тема

«Число 7. Цифра 7»

Цели

— создать условия для формирования представления о числе и цифре 7;

— осуществлять сложение и вычитание в пределах 7;

-способствовать развитию мыслительных операций (синтеза, анализа, обобщения), произвольного внимания;

— учить использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;

— воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе;

— формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Основные понятия

число, цифра, состав числа

Межпредметные связи

окружающий мир, изобразительное искусство, музыка

Ресурсы:

-дополнительные

— математические загадки, иллюстративный материал;

-касса с цифрами классная и индивидуальные, наборные полотна;

— композиция – картина хода урока (для доски);

— листы А3 с композицией-картиной хода урока (для детей);

— бумажные фигурки семи гномов: на колпачках числа от 1 до 7, курточки двух цветов;

— конверты с раздаточным материалом (гномы для письма цифры 7, солнышки для этапа «Рефлексия»);

— клей;

— фломастеры;

— правила работы в группе

Формы работы

фронтальная, групповая, парная

Этапы урока

Ход урока

I. Организационный

момент

Дети входят в класс и останавливаются у парт, подготовленных для групповой работы.

Начнём урок с того, что включим организм в работу.

Физминутка

Чудеса у нас на свете:

Стали гномиками дети. (Дети приседают.)

А потом все дружно встали –

Великанами мы стали.

Мы становимся всё выше,

Достаём руками крыши. (Дети поднимают руки вверх, поднимаются на носки.)

На два счёта потянулись,

Три-четыре – руки вниз.

Раз, два, три, четыре –

Делаем вперёд наклон,

Покачаемся, как слон.

А теперь мы снова гномы

И за парту сесть готовы.

II.Актуализация опорных знаний

-На уроке будем работать в группах. Повторим правила работы.

Правила работы в группе.

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Говори только по делу.

5. Работайте дружно, помогайте друг другу.

-Отгадайте слова-слагаемые и получите слово-сумму из области изобразительного искусства.

воронье слово + болотная трава = …. (картина)

-Предлагаю на уроке создать картину.

-Какие мастера (художники) будут нам помогать создавать её? Узнаете, расшифровав слово.

ОНМГЫ

4 2 1 3 5

(гномы)

-Гномики очень любят играть в прятки. их найдём. Давайте

(Фигурки ШЕСТИ гномов спрятаны вблизи от доски. Например, на окне, стене, сбоку от доски и т.п.

Дети, найдя гномов, размещают их на доске.)

-Расставьте гномов по порядку. ( По желанию учитель может организовать работу с числовым рядом.)

-Гномы – замечательные строители. Они построили два домика. Используя предложенные геометрические фигуры, девочки постройте левый домик, а мальчики — правый.

(Первый домик состоит из квадрата-основания, круга-окна и прямоугольника-трубы, второй домик – из прямоугольника-основания, овала-окна и квадрата-трубы.)

(Дети работают на листах, а два человека у доски.)

Гномы очень любят рисовать, и сами покрасили свои дома. Решите примеры и раскрасьте по заданию девочки левый домик, а мальчики – правый.

(Дети работают на листах, а два человека у доски.)

Примеры: 3+2=, 6-5=, 1+3=, 4-2=.

(Дополнительно учитель может дать задание прочитать выражения разными способами.)

Проверка. (Во время проверки части домиков, размещённых на доске, переворачиваются, и появляется раскрашенная в нужный цвет часть дома.)

-Расселите гномов в два домика.

(Дети выполняют группировку по цвету курточек гномов.)

-Как вы рассуждали?

Физминутка

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – всем присесть.

Семь – а теперь за парту всем.

III. Формулирование темы и цели урока

-Какое новое число я назвала? (Семь.)

-А сколько гномов было в сказке о Белоснежке? (Семь.)

-Сформулируйте тему урока. (Число и цифра семь.)

Определите цели урока, используя опорные слова:

1.Познакомиться с …

2.Узнать о…

3.Научиться решать…

Опорные слова для определения цели урока размещены на доске.

IV. Открытие нового знания

-А где седьмой гномик? Найдите его. (Гномика во время выполнения задания по раскрашиванию домиков учитель незаметно размещает вблизи доски.)

-Назовите число на его шляпке. (Семь.)

-Как получили число семь?

(Учитель отрабатывает на счётном материале способы получения числа семь.)

-Найдите это число в классной кассе, в своих кассах и покажите его.

-На что похожа цифра семь?

-Вот семёрка – кочерга. У неё одна нога.

-С чем у вас ассоциируется число семь?

( Дни недели, семь нот, семь цветов радуги, семь чудес цвета, названия сказок, пословицы, поговорки.)

Работа над составом числа 7.

-Седьмой гномик – прекрасный строитель. Он построил дом под номером семь и пригласил друзей в гости.

-Заселите гномов на каждом этаже парами.

(Дети работают в группах, один человек – у доски.)

-Проверяем.

V. Первичное

закрепление

-Гномы очень любят придумывать задачки. Вот и для вас, ребята, они приготовили задачи. Решать вы их будете в группах.

Задачи

1 группа – Гномы сорвали для пирога 5 яблок, а потом ещё 2 яблока. Сколько всего яблок сорвали гномы?

2 группа — Гномы очень любят полезные продукты, поэтому они выращивают фруктовые деревья: груши и яблони. Всего деревьев семь. Сколько груш и сколько яблонь может быть в саду у гномов?

3 группа – Семь гномов играли в прятки 2 часа. Сколько часов играл в прятки каждый гном?

-Проверяем.

Физминутка

В понедельник я купался.

А во вторник рисовал.

В среду долго умывался.

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я бегал, прыгал,

Очень долго танцевал.

А в субботу, воскресенье

Целый день я отдыхал.

Письмо цифры семь

-С каким числом мы познакомились? Научимся писать цифру семь. Возьмите конверты. В них гномы для каждого участника группы. Переверните фигурки. Что вы видите?

(На обратной стороне листа в клетку с образцом написания цифры семь.)

Учитель даёт образец написания цифры семь. Дети прописывают цифру.

-Отгадайте загадку.

Над лесами, над рекой,

Если б смог я встать на мост,

Семицветный мост дугой,

Я б рукой достал до звёзд. (Радуга.)

Задание

-Найдите радугу на картине. Вставьте пропущенные знаки так, чтобы получились верные равенства.

(Дети работают в группах, один человек – у доски. Можно у доски работать «цепочкой».)

На полосках записаны равенства: 5□2=7, 7□1=6, 4□3=7, 7□2=5, 1□6=7, 7□4=3, 2□5=7.

(Учитель может задать вопрос о применении переместительного свойства сложения.)

-Проверяем.

(Во время проверки учитель переворачивает каждую полоску на обратную сторону.

В результате на картине радуга становится цветной.)

Задание

-Гномы отправились на прогулку за речку. Помогите им перейти на другую сторону по мостикам. Установите последовательность и продолжите её на два числа. Девочки работают с левым мостком, а мальчики с правым. (Дети работают в группах, два человека – у доски.)

Последовательности: 1 3 4 □ □, 6 4 5 □ □.

-Проверяем.

V. Итог урока

-Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась! Сколько гномов нам помогали? (Семь.)

-Как можно получить число семь?

-Какие цели поставили перед собой на урок? Цели достигнуты?

VI. Рефлексия

-Оцените свою работу на уроке. Достаньте из конверта №2 солнышки.

-Что вы заметили?

(У солнышек разные выражения «личиков».)

-Выберите солнышко, которое соответствует вашему настроению, и наклейте его на небо картинки.

-Покажите ваши картинки.

(По большинству выбранных изображений учитель наклеивает солнышко на картину на доске.)

-Наш урок окончен. Всем спасибо.