Урок математики 1 класс ТемаПерестановка слагаемых

Урок математики. 1 класс.

Тема «Перестановка слагаемых».

1. Устный счёт (по цепочке, в тетрадях):

— запиши число, которое стоит между числами 7 и 9

— запиши число, следующее за числом 9

— запиши число, предшествующее числу 5

— запиши соседей числа 6

— увеличь число 7 на 2

— уменьши 6 на 3

— найди сумму 4 и 3

— первое слагаемое 5, второе 4, найди сумму

— первое слагаемое 6, второе неизвестно, сумма 8, найди второе слагаемое

— я задумала число, прибавила к нему 3, получила 8, какое число я задумала?

— на сколько 9 больше 6?

(на доске Пятачок и ответы устного счёта, последний ответ неверный)

— Такое же задание сделал Пятачок. Найдите у него ошибки.

— Кто помнит, какое было задание?

— Напомните Пятачку правило.

2. Разминка. (рисуют по клеточкам, учитель диктует: 5 клеток вправо, 1 клетка вниз, 3 клетки влево и т.д., получается заяц).

— Кто получился? Нарисуйте зайке нос, глаза, усы.

(физкультминутка для глаз)

(на доске 3 вертикальных цепочки примеров, на верхушках – чупики, такие же цепочки (3 разные по рядам) на листочках у детей)

— по 1 человеку от ряда к доске. Решить цепочки. (Все остальные – на листочках). Проверка доски. Кто правильно – чупик.

3. Новая тема.

(на доске примеры и ответы:

7 + 2 7

3 + 2 9

7 – 1 10

4 + 3 5

6 + 4 0

2 + 7

У детей аналогично на листочках)

— Какой пример лишний? (7 – 1) Почему? Вычеркните.

— Как называются числа, которые складываем? Первое число? Второе число? Результат? Всё выражение со знаком +?

— 1 человек к доске. Задание – соединить примеры с ответами. Все – на листочках.

— Озвучь.

— У кого так же? Какой ответ не использовали? Какой использовали дважды? (сажаю ученика)

— Какой пример решить было труднее всего? (2 + 7) Почему?

— Проблема! Подумаем, как можно сосчитать этот пример, предлагайте.

(Я записываю на доске их варианты: 2 + 7 = 2 + 2 + 2 + 2 +1

2 + 7 = 2 + 2 + 3 +2

2 + 7 = 2 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1

2 + 7 = 7 + 2)

— Как вам кажется короче и удобнее? Что заметили? (слагаемые поменялись местами).

(на доске Винни-Пух)

— У Винни возникли вопросы:

Вини-Пух нам всем принёс

Удивительный вопрос,

Он давно над этим думал,

Долго тёр свой чёрный нос:

Что из слагаемых получается,

Если местами они поменяются?

— Попробуем разобраться. Учебник стр. 14, в ладошку квадраты со стола.

— Что держит мальчик? Сколько зелёных? Положите столько же зелёных квадратов перед собой.

— Сколько красных? Положите столько же красных квадратов. Сколько всего флажков? Квадратов? Прочитай пример.

— Что сделал мальчик на втором рисунке? (Поменял местами флажки). Сделайте то же со своими квадратами. Сколько флажков? Квадратов? Прочитай пример.

— Назовите слагаемые в первом примере, во втором. Что заметили? Изменилась ли сумма? Кто сделает вывод? (убирают квадраты)

— № 1. Рассмотрите первую доминошку. Прочитай примеры к ней. Что заметили? (слагаемые поменялись местами) Назовите сумму. Почему называем один ответ? (сумма не изменится). Аналогично остальные доминошки.

— Прочитаем правило.

(физкультминутка)

4. Закрепление.

— Холодно. Хлопаем в ладоши, считая от 10 до 0.

— Найдите на доске рукавички. (на доске парные рукавички с примерами типа 6 + 3, 3 + 6 и т.д.)

— Задание: найдите каждой рукавичке пару, из двух примеров задиктуйте тот, который решать удобнее. (по цепочке к доске, снимают пару, объясняют, почему это пара, диктуют тот пример, который легче решать, все дети записывают в тетради).

(на доске 2 красных машины, 1 синяя, Кенга, Иа, примеры: 2 + 1, 1 + 2)

— Сколько всего машинок? Иа составил пример 1 + 2, Кенга 2 + 1. Кто из них прав? (оба!) Какой пример легче считать? Почему?

5. Работа в парах. В конвертах задание:

SHAPE \* MERGEFORMAT

( рисунки в конвертах 3 видов)

— Откройте конверты, прочитайте задания, обсудите, выполните.

— Проверка. У кого были солнышки и месяцы? Проверяем. (2 примера: 3 + 5,

5 + 3, и выводы). Аналогично проверяем, у кого звёздочки и сердечки, цилиндры и кубики.

6. – Вернёмся к нашей проблеме. Как всё-таки удобнее считать пример 2 + 7? Почему? (Вычёркиваю лишние способы).

— Персонажи какого произведения нам сегодня помогали? Кто автор?

— Вспомним вопрос Вини. Что из слагаемых получается, если местами они поменяются?

— Винни всё хорошо понял, и даже предлагает свой способ записи правила – геометрическими фигурами, где одинаковые фигуры – это одинаковые числа.

(на доске:  + ∆ = ∆ + )

— В математике используют не только фигуры, но и буквы, правда не русские, латинские. Обозначим одно из слагаемых буквой а, а другое в, прочитаем.

(Я переворачиваю фигуры, получается запись а + в = в + а)

— Это формула, закон математики. А так как слагаемые переместили – это переместительный закон математики.

7. Рефлексия.

— Возьмите со стола жёлтый кружочек. Если вам было на уроке интересно и весело, нарисуйте весёлую рожицу. Если спокойно, то ротик прямо, если грустно , то ротик вниз. Вложите смайлики в тетради.

Домашнее задание: дома рассказать о нашем открытии.

Задание:

Составьте и запишите 2 примера на сложение, используя все фигуры.

Решите оба примера.

Сравните результаты.