Урок математики 1 класс Увеличение и уменьшение числа на 1

Урок математики

1 класс

УМК «Начальная школа XXI века»

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №4 п. Чернянка»

Шульга Валентина Сергеевна

Тема урока. Увеличение и уменьшение числа на 1

Цели урока: познакомить детей с увеличением и уменьшением числа на 1 в целях развития счетно-вычислительных навыков и способствовать отработке навыка прибавления и вычитания числа 1, создать условия для формирования УУД.

Личностные УУД.

Мотивация учению;

Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД.

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД.

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Оборудование: у учителя – плакат «Числовой луч», на доске – изображение солнышка, закрытого тучами, музыка; у учеников – тексты обучающего теста, веры с цифрами, «Лучи солнышка» трёх цветов(красный, оранжевый, жёлтый), сигналы «Светофора» (зелёный, красный), фишки.

Учебник: Математика: 1 класс:1,2 часть/ Кочурова Е.Э., Рудницкая В.Н., Рыдзе О.А., рабочая тетрадь №1,2

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Этапы урока

Формирование УУД

Содержание

1.Организацион-ный момент

Коммуникативные.

Регулятивные:(реакция на звонок; волевая саморегуляция.

Звучит музыка. На доске вывешено изображение «солнышка», закрытого «тучами». Отгадывание загадки.

Ты весь мир обогреваешь И усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все … (солнце)

— На улице пасмурно, холодно. Но мы в состоянии создать себе солнечное настроение. Чтобы разогнать тучи и освободить солнце, надо порадовать себя и учителя знаниями, включить воображение, и тогда солнышко поможет нам узнать ещё больше.

2.Поста-новка пробле-мы

Познаватель-ные:

осознавать значимость математики для дальнейшего обучения.

Регулятивные:

ставить новые задачи.

Личностные:

высказывают своё мнение; подтверждают собственными аргументами.

— Посмотрите на тучки. Если вы сможете объяснить, что обозначают знаки и цифры на них, вы узнаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке.

(+1 – получить следующее при счёте число, -1 – предыдущее)

(Учитель убирает тучки и обращает внимание детей на числовой луч).

— Светит солнце, его лучи освещают землю, а в математике есть луч, который помогает нам идти вперёд, правильно считать.

— Как называется этот луч? (числовой) А почему эту фигуру называют лучом? (есть начало, нет конца) Какой цифрой обозначают начало луча – точку отсчёта? Что нужно сделать, чтобы получить следующее число? (прибавить 1, увеличить на 1)

— А предыдущее? (вычесть 1, уменьшить на 1)

— Сегодня мы будем учиться +1 и -1. Будем решать задачи, примеры и играть. Вы убедитесь в том, как легко учиться, используя уже имеющиеся знания. А знаете вы уже очень много. Давайте убедимся в этом.

3.Актуа-лизация знаний, фиксация затруднений в деятель-ности

Личностные: адекватно оценивать свою деятельность. Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные : проявлять познавательную инициативу.

Познавательные: умение структурировать знания.

Устный счет

1)Счет от 0до 20 и обратно. Счет от 0 до5, от 6 до9, от 10 до 14 от 15 до20, от 20до16, от 15 до 11, от 10 до 4, от 4 до 0. Счет через 1

2)    Игра «Светофор»     («да»- зелёный, «нет»- красный).

— Верно ли, что число 6 находится при счёте между 7 и 8?

— Верно ли, что число 4 находится при счёте после числа 3?

— Верно ли, что число 9 находится при счёте перед числом 10?

— Верно ли, что число 2 находится при счёте между 1 и 3?

— Верно ли, что число 5 называют при счёте после числа 7?

3). Решение задач

1)На грядке сидят 6 воробьёв. Кот подкрался и схватил 1 воробья. Сколько воробьёв осталось на грядке?

2) Стоит в лесу дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок на дубе?

3)У Васи в левом кармане 5 орехов, а в правом 3 ореха. Сколько всего орехов у Васи?

4.«Открытие» новых знаний детьми

Познаватель-ные:работа с информацией.

Личностные:

уважают мнение своих одноклассни-ков; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-след-ственных связей.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные:(проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

  — Начнём своё исследование.

Игра «Живая математика».

(10 учеников получают карточки от1 до 10 в произвольном порядке).

— По порядку становись! Правильно ли построились ребята?

— Сделать шаг вперёд первому и второму номерам!

— Сколько ребят вышли вперёд?

— Третьему номеру сделать шаг вперёд!

— Сколько стало ребят?

— Как получили число 3?

(Аналогично рассматриваются другие случаи сложения.

«Номера» выстраиваются   на линии с отметкой 0)

 Вывод: когда прибавляем (присчитываем) к любому числу 1, то получаем следующее по счёту число.

Выполнение команды (отсчитывание) по записи на доске:

   10-1=9            5-1=4 8-1=7 7-6=1 6-1=5

    9-1=8            4-1=3 3-1=2 2-1=1 1-1=0                        

(«номер» делает шаг назад: было 10, а стало 9 и т.д. до отметки 0).

Вывод: когда вычитаем (отсчитываем) из любого числа 1, то получаем предыдущее по счёту число.

5.Первич-ное закрепле-ние.Регулятивные Коммуникативные:умение выражать свои мысли.

Личностные:

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Выкладывание фишек.

– Объясните выражение «больше на 1». (Это столько же и еще 1.)

– Объясните выражение «меньше на 1». (Это столько же без 1.)

2.Игры «Назови следующее число», «Назови предыдущее число»

— Сегодня третье февраля. Какое число будет завтра? Какое число было вчера? И т. д.

6.Само-стоятельная работа с взаимо-провер-кой

Тест

Регулятив-ные: проявлять познаватель-ную инициативу.

Личностные : адекватно оценивать свою деятельность. Коммуникативные : управление поведением своим и партнёра; умение выражать свои мысли.

Тест

1. Число, которое при счёте следует за числом 5.

2. Число, которое при счёте предшествует числу 8.

3. Число, которое при счёте стоит между числами 4 и 6.

4. Число, которое получится, если число 7 увеличить на 1.

5. Число, которое надо уменьшить на 1, чтобы получить 3.

6. Какое число больше 8 или 9?

7. Запиши три числа, которые пропущены в ряду: 4, 5, , 7, , , 10.

8. На сколько надо увеличить 6, чтобы получить 7

Работа в тетради.

1) Преобразование чисел на числовой машине. №1 с. 23

2). Самостоятельная работа №2

3) Взаимопроверка.

7.Итог урока

Рефлек-сия

Познавательные. Личностные : адекватно оценивать свою деятельность.

-Понравился, ребята, урок? Чем занимались на уроке? Чему учились на уроке?

Что нового узнали на уроке? Оцените свою работу с помощью лучиков, лежащих у вас на партах, и наклейте их на наше солнышко.(Приклеивание лучиков к солнышку)

Я тоже считаю, что вы отлично работали. Какой совет мы можем дать тем, кто считает свою работу только лишь хорошей? (Надо быть внимательнее, добросовестнее, увереннее в своих силах, ну, а если кому-то нужна помощь, не стесняться говорить об этом.)