Проект Духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами реализации проекта Моя Ро

Духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами реализации проекта «Моя Россия – моё Побочино»

Паспорт

Наименование образовательного учреждения

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Побочинская средняя общеобразовательная школа»

Ф.И.О. (полностью) докладчика, должность

Арманшина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов

Тема работы

«Моя Россия – моё Побочино»

Цели и задачи работы

Цель: создать условия для формирования духовно-развитой личности младшего школьника.

Задачи:

1.Воспитание патриотизма от уважения и любви к родному селу, его истории и природы к формированию гражданского самосознания.

2.Формирование гуманистического отношения к миру, к приобщению и усвоению общечеловеческих ценностей, умению видеть прекрасное, к реализации творческих способностей и духовных потребностей.

Описание сделанного в процессе исследования

За последнее десятилетие педагогической деятельности накопился достаточно обширный интересный материал по заявленной теме, который планируется использовать в проекте. Это сочинения, фотографии, стихи, рассказы, рисунки, воспоминания бывших учеников, как помещенные в различных сборниках, так и просто хранящиеся в методической копилке учителя. Материалы были собраны, систематизированы в папки по направлениям проекта, оформлены и подготовлены к ознакомлению и изучению другим поколением учащихся — юных побочинцев. В процессе исследования были выявлены риски и определены меры для их минимизации.

Методы, используемые в ходе исследовательской деятельности

В ходе исследовательской деятельности была выявлена проблема, требующая изучения теории духовно-нравственного воспитания развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов, посвященной данной проблематике. Был произведен подбор методик исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, сделаны собственные выводы. Последний этап работы включал в себя создание плана и непосредственно проекта «Моя Россия – моё Побочино», включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Основные результаты и выводы

Тема проекта «Моя Россия – моё Побочино»» актуальна, значима и интересна. Она расширяет знания младших школьников о своём родном селе, о своих учащихся и выпускниках школы. Особо ценен данный материал для создания условий формирования духовно-развитой личности младшего школьника. Опыт учителя по сбору и систематизации творческих работ своих учеников, обучающихся уже основной и средней школе у других учителей-предметников, а также выпускников школы на протяжении последних десяти лет, своеобразен и актуален. В нём ярко прослеживается преемственность педагогической деятельности учителя по воспитанию патриотизма, уже сформированный духовно-нравственный мир её выпускников в их творческих работах.

Благодарности организациям и специалистам, оказавшим помощь в работе.

Педагогам и библиотекарю МКОУ «Побочинская СОШ», Совету ветеранов с.Побочино, специалистам Побочинской сельской администрации, учащимся и родителям, представившим материалы из семейных архивов.

1.Краткая справка-аннотация по проекту «Моя Россия – моё Побочино»

1.1.Цели, задачи, принципы, актуальность проекта.

Цель: создать условия для формирования духовно-развитой личности младшего школьника.

Задачи:

1.Воспитание патриотизма от уважения и любви к родному селу, его истории и природы к формированию гражданского самосознания.

2.Формирование гуманистического отношения к миру, к приобщению и усвоению общечеловеческих ценностей, умению видеть прекрасное, к реализации творческих способностей и духовных потребностей.

Принципы, определяющие содержание, пути и способы духовно-нравственного воспитания младших школьников

1.Целостность педагогического процесса – единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы.

2.Системность и преемственность форм воспитания начальной и основной школы.

3.Принцип диалогического общения младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми.

Актуальность проекта.

В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для многих граждан страны духовных ценностей. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Усилия, прилагаемые образовательными, здравоохранительными, социальными, культурно-просветительными, правоохранительными и другими органами, общественностью по нормализации ситуации, остаются разрозненными и малоэффективными. В современных условиях безвкусицы, технократии, стремлении к насилию большинства молодежи в школе необходимо формировать личность, способную к достойной самореализации. В связи с этим велико значение духовно-нравственного воспитания. Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов классифицированы по шести направлениям, каждое из которых тесно связано с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России, и основано на определённой системе базовых национальных ценностей. Организацию работы в предоставляемом проекте предполагается осуществлять по трем из них.

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная,

2.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

3.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение ребят к саморазвитию и приобщению к богатейшему опыту национальной культуры, изучению традиций родного края, своего села Побочино. Село Побочино – обновленное село. Его сегодняшние жители – выходцы из бывшего СССР. 98% прежних жителей – немцев — уехали на постоянное место жительства в Германию, поэтому духовно-нравственное воспитание юных побочинцев имеет особое значение. У автора проекта «Моя Россия – моё Побочино» за последнее десятилетие педагогической деятельности накопился достаточно обширный интересный материал, который планируется успешно использовать в заявленном проекте. Это сочинения, фотографии, стихи, рассказы, рисунки, воспоминания ее бывших учеников, как помещенные в различных сборниках, так и просто хранящиеся в методической копилке учителя. Автор проекта считает, что с ними необходимо знакомить и других учащихся — юных побочинцев. Тогда предлагаемый проект позволит показать и другой мир, научит ценить и понимать не только лучшие произведения отечественной культуры, фольклора, где миру зла и насилия противопоставлены добро и милосердие, красота души и любовь к окружающим, но и произведения бывших учеников школы, пронизанные любовью к своей малой Родине.

2.Описание проекта.

2.1.Предмет исследования.

Село Побочино возникло 30 апреля 1906 года в результате переселенческой политики царизма. Первая партия переселенцев стала селиться и разбивать усадьбы от первого колодца, который сохранился до наших дней. Это место было когда-то стойбищем кочевников-казахов и называлось Тогыз – бай (девять баев). Октябрьскую революцию встретили с одобрением. Часть крестьян служили в Красной армии, мобилизации в армию Колчака избегали. Во время Великой отечественной войны в Трудармию было мобилизовано 250 человек. Колхоз не раз переименовывался. 25 февраля 1911 года открылся 1 класс начальной государственной школы. До 1937 года в Побочинской сельской школе обучение велось на немецком языке. В 1972 году обучение велось на немецком языке. В 1972 году была открыта средняя школа. В настоящее время 99% учащихся — дети переселенцев из различных регионов бывшего СНГ. Школа работает в одну смену. В настоящее время в ней обучается 169 учащихся. Первый и второй классы реализуют федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего образования, пятый класс работает в пилотном режиме реализации ФГОС основного общего образования. Школа работает в статусе средней общеобразовательной школы. В соответствии с Уставом МКОУ «Побочинская СОШ» обеспечивает общее среднее образование каждому ученику, поступающему в школу. Реализация задач школы обеспечивается планом работы школы, Уставом, учебным планом. Учреждение имеет 11 учебных кабинетов, две лаборатории (физика, химия), столовую на 140 посадочных мест, библиотеку, актовый и спортивный залы, кабинет информатики и ИКТ, трудовой политехнический комплекс, школьный музей. Школа существенно улучшила материально-техническую базу, став победителем в конкурсе общеобразовательных учреждений, реализующих инновационные программы в 2007 году, а также за счет реализации комплекса мер по модернизации общего образования. В непосредственной близости от школы находятся Дом культуры, библиотека, Центр немецкой культуры, сельская администрация, ФАП, детский сад. Особенностью нашего образовательного учреждения является то, что оно расположено в центре села. Таким образом, складываются благоприятные условия для реализации проекта «Моя Россия – моё Побочино».

2.2.Участники проекта

Обучающиеся 1-4 классов, родители, педагоги, СМИ и другие заинтересованные лица.

2.3.Программа выполнения работ по проекту.

Сроки выполнения: 2013 -2016 годы

Первый этап (2012 -2013 учебный год) — 1 класс

1. Изучение уровня элементарных представлений учащихся о духовности и нравственности.

2.Разработка диагностических материалов по духовно- нравственному воспитанию младших школьников.

3.Подготовка программно – методического обеспечения по проблемам духовно-нравственного воспитания.

Второй этап (2013 – 2015 годы) – 2,3 классы.

1.Диагностика духовно- нравственного воспитания младших школьников.

2.Реализация материалов программно – методического обеспечения по проблемам духовно-нравственного воспитания.

Третий этап (2015 – 2016 годы) – 4 класс

1.Обобщение диагностических материалов по духовно- нравственному воспитанию младших школьников.

2.Реализация творческих способностей и духовных потребностей обучающихся.

Проект рассчитан на 4 года и будет закончен в год 110-летия с.Побочино. Для его реализации необходим ряд направлений.

2.4.Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты воспитательной деятельности

Направление воспитания

Ценностные установки

Планируемые результаты воспитательной деятельности

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Любовь к России, своему народу, краю, своему селу Побочино, старшему поколению, в том числе, к выпускникам школы, доверие к людям, уважение к людям другой национальности.

1.Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, родному языку, народным традициям, старшему поколению.

2.Обучающиеся имеют элементарные представления о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга.

3.Обучающиеся имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации.

4.Обучающиеся имеют начальные представления о правах и обязанностях человека, семьянина, товарища.

Развитие нравственных чувств и этического сознания

Нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль; честность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике; стремление к развитию духовности

1.Обучающиеся имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами

2.Обучающиеся имеют нравственно-этический опыт взаимодействия с людьми разного возраста.

3.Обучающиеся уважительно относятся к традиционным религиям.

4.Обучающиеся неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, оказавшемуся в трудной ситуации.

5.Формируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.

6. Обучающиеся знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание

1.Обучающиеся имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе.

2.Обучающиеся имеют элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики.

3.У обучающихся есть первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе.

4. У обучающихся есть личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Формирование ценностного отношения к прекрасному

Формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)Красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве

1.Обучающиеся имеют элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.

2.Обучающиеся имеют первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России.

3.У обучающихся есть первоначальный опыт эстетических переживаний. Отношения к окружающему миру и самому себе; самореализации в различных видах творческой деятельности.

4. Обучающиеся мотивированы к реализации эстетических ценностей в образовательном учреждении и семье.

3.Научно — методическое обоснование проекта.

Воспитание духовно – нравственных качеств у учащихся школы включает в себя три направления:

1.Воспитание в процессе обучения:

-через отбор в используемых в школе авторских программ и учебников содержания предметов с целью усиления духовно-нравственного потенциала;

-через привлечение в содержание образования краеведческого материала.

2.Воспитание во внеурочной деятельности:

-через систему календарных праздников и КТД;

-через продолжение функционирования сложившихся в школе традиций духовно-нравственного воспитания (День Знаний, посвящение в первоклассники и пятиклассники, чествование ветеранов, конкурс «Ученик года», вечер встречи выпускников, последний звонок, выпускной бал, акция «Посылка солдату» и т.д.;

-через изучение истории своего села (школьный историко-краеведческий музей);

-через привлечение материалов многолетней педагогической деятельности автора проекта (стихи, рисунки, сочинения, поделки учащихся, конкурсные работы; брошюры, книги с публикациями своих учеников, материалы СМИ о Побочино), а именно:

Направление

Формируемые ценности

Привлекаемые материалы

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, поликультурный мир, свобода личная и национальна.

1.Шихатов И. На государевой службе». -Омск.2002.

2.Материалы районной газеты «Пламя всегда с Вами» (с 2003года).

3.Материалы общешкольной газеты «Vivat», «Молодость».

4.Плотников Ю. Жизнь и судьба.

-Омск. 2004.

5.Невыплаканные слезы. Литературно-художественное издание. –Омск. 2005. Очерк Дубовец Н.И. «Разбуженное эхо памяти».

6.М.Л.Губенко. Память сердца. Сборник сочинений.-Омск.2005.

7.Т. Сумнительнова. Призер Всероссийского конкурса исследовательских работ «Человек в истории. Россия 20 век» «Забыты там и здесь чужие (повседневная жизнь немецкого села в Сибири)», 2005.

8.Творческие работы-призеры районного конкурса «И славить вечно мы должны героев» — 2006.

9. Дубовец Н. Побочино: мгновения века. Сборник стихотворений. -Побочино. 2006.

10.Творческие работы:

-Т. и Н.Вильгельм «Наша прабабушка».

— Ж.Книсс. «Рукам работа-душе радость»

-.В.Щербань, А.Чубанский «Мы не перестаем им гордиться».

-Т.Шпади «Коренной житель».

-К.Кулагин, Е.Бенш «Мой дедушка».

11.Гимн чести, мужеству и славе: сборник сочинений и плакатов. Победитель в областном конкурсе сочинений «Афганистан болит в моей душе» Арманшин А.. Омск. 2012.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

«Ее сочинения удивляют и радуют». Сочинения А. Мунировой «Что тут смешного, ежик?», «Курочка в брючках», «Гусыня Юлька и ее семья», «Прилетай еще, воробышек!», «Царица природы».

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Т.Сумнительнова. Стихи. «Мир на моих ладонях».Альбом. 2004.

Т.Сумнительнова.»Мои этюды о природе». Альбом рисунков.

Декоративно-прикладное творчество. Работы Т.Вильгельм, А.Гардер.

3.Воспитание во взаимодействии с социумом:

-через работу с родителями по активизации работы по изучению собственных корней (интервьюирование членов своей семьи);

-Совет ветеранов села Побочино;

-Центр немецкой культуры села Побочино;

-Историко-краеведческий музей с. Одесское.

4.Оценка имеющихся у автора ресурсов для реализации проекта.

-Использование современных образовательных технологий (проблемно-диалоговое обучение, системно-деятельностный подход, информационно-коммуникационные технологии, проектная деятельность учащихся);

-материалы многолетней педагогической деятельности автора проекта (стихи, рисунки, сочинения, поделки учащихся, конкурсные работы; брошюры, книги с публикациями своих бывших учеников, материалы СМИ о Побочино);

-материалы историко – краеведческого музея МКОУ «Побочинская СОШ».

5. Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска.

Риск

Пути преодоления

Сопротивление и неготовность педагогического коллектива.

Убедить в необходимости духовно – нравственного воспитания школьников.

Препятствие родителей

Осуществление разъяснительной работы. Соблюдение принципа добровольности.

Препятствие родителей – баптистов

Внимательное, доброе отношение к этим семьям. Согласование планов работы кружков, планов работ классных руководителей, составление единого плана воспитательной работы школы

Отсутствие квалифицированных кадров.

Создание условий организации учебного труда, стимулирующих желание работать в школе.

6. Предоставление результатов и дальнейшее развитие проекта.

-подготовленность обучающихся для восприятия курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в 4 классе;

-ожидаемые результаты в духовном воспитании выпускников 2 и 3 ступени:

Качества личности

Критерии

Выпускник 2 ступени

Нравственный потенциал.

Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение».

Познавательный потенциал

Желание найти и воспитать в себе нравственные качества личности.

Выпускник 3 ступени

Нравственный потенциал.

Осмысление целей и смысла своей жизни. Усвоение ценностей «Отечество», «культура», «любовь», «творчество», наличие чувства гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину и ответственности за ее благосостояние.

Познавательный потенциал

Понимание сущности нравственных качеств и черт, терпимость, обладание такими качествами доброта, честность, порядочность, вежливость.

-подготовленность обучающихся для восприятия курса «Основы духовно – нравственной культуры народов России» в 5 классе.

-родительские собрания с представлением результатов мониторинга по духовно-нравственному воспитанию;

представление опыта работы по предложенной теме на различных уровнях системы образования, в том числе на образовательных сайтах;

-создание семейных альбомов (результат совместного творчества детей и родителей), генеалогического дерева, уголков духовности и т.д.

-участие обучающихся в различных конкурсах духовно-нравственной тематики на всех уровнях;

-представление программного продукта проекта к 110-летию села Побочино в 2016 году.

PAGE 15

PAGE 15