Проверочная работа по теме Степь

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Нариманов»

Астраханская область

Медиаурок.

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Попова Галина Николаевна

Теме урока. Связь истории России с жизнью и творчеством А.С. Пушкина

Цель урока. 1. Познакомить учащихся с историческими фактами и основными этапами жизни и творчества А.С. Пушкина.

2. Доказать связь жизненных ситуаций Пушкина с основными периодами его творчества и с историей России

3. Воспитывать чувство гордости за творчество великого русского поэта.

Задачи урока:

создание личностно значимой для учащегося ситуации, когда учащийся может максимально проявить свои способности

активизация интеллектуальной деятельности учащихся с опорой на личностный опыт

расширение кругозора учащихся за счёт введения исторического материала в литературный контекст

формирование временных коллективов, где каждому учащемуся ставилась определенная задача

формирование умений находить, отбирать и компилировать материал по заданной теме

приобретение навыка интегрировать полученную информацию

развитие навыков выразительного чтения, публичного выступления

развитие межпредметных связей (литература, история, информатика, мировая художественная культура, изобразительное искусство, архитектура, музыка).

Технологии, применяемые на уроке:

технология применения средств ИКТ в предметном обучении

интерактивная технология

технология проведения дискуссий

технология современного проектного обучения (элементы)

Системные требования: мультимедийный ПК с цифровым оптическим проектором, предустановленная «MS Power Рoint» на базе «MS Windows XP»; непосредственно файлы проектов.

Слово учителя.

HYPERLINK «интернет-урок.doc» Демонстрация презентации, созданной учителем

HYPERLINK «http://www.abc-people.com/data/pushkin/soch2.htm» http://www.abc-people.com/data/pushkin/soch2.htm

Индивидуальная презентация ученика

1799 год. Давно это было. Сколько поколений отделяет нас от той эпохи. Но что же дало возможность Юрию Лотману утверждать: «Это время, …которому — нравится это нам или нет — принадлежим и мы»? Именно это нам с вами сегодня на уроке и предстоит выяснить. А для этого вам придётся найти ответы на вопросы, которые есть у вас в карточках-информаторах. Работать вы будете по группам.

Рассказ о ключевых событиях времени, в которое жил А.С. Пушкин, будут готовить «историки», раскрыть круг проблем в обществе того времени предстоит «социологам», познакомят класс с основными периодами творчества поэта «литературоведы». Информацию вы найдёте в справочных материалах, энциклопедиях, частично в моей папке «А.С. Пушкин. Чтобы ваш рассказ был более интересным, насыщенным, я предлагаю вам создать презентацию в Power Point. У каждого из вас есть таблица, в которую вы будете заносить факты, имена, даты, названия, о которых услышите сегодня на уроке. Я рекомендую вам быть внимательными к рассказу ваших «коллег», поскольку домашнее задание будет связано непосредственно с тем, о чём будет идти речь на уроке.

Дата

Событие

Имена

Названия произведений

Работа детей в группах

Дети рассаживаются по группам (вопрос о том, кому в какой группе работать, решается заранее в целях экономии времени). На подготовительную работу отводится 2 урока, ещё один урок на выступление групп (по 5 минут), обсуждение ответов и рефлексию.

1 группа «историки». Исследовательская работа: используя учебник, энциклопедии, справочные материалы, рассказать о ключевых событиях времени, в которое жил А.С. Пушкин

2 группа «социологи». Исследовательская работа:

Провести исследование основных проблем, которые волновали общество того времени.

3 группа «литературоведы». Исследовательская работа:

Выявить основные периоды творчества А.С. Пушкина и их связь с историей России.

Защита мини-проектов

Учитель. Давайте вместе вспомним историю России конца 18 – начала 19 века. О сути и результатах петровских реформ споры не утихают и по сей день. Одни считают их огромным шагом вперед в развитии России, другие — шагом не в ту сторону, третьи считают, что страна была отброшена назад. Но как бы там ни было, этот шаг был сделан именно в XVIII веке. И потому это столетие стало переломным в истории России. Итак, слово нашим «историкам».

(фото)

Выступают «историки»

Учитель. Да, действительно, этот период был богат историческими событиями. Смена царской власти, недовольство правительством, Отечественная война 1812, 1825 год — всё это имело определённое влияние на умы молодёжи. Какие же проблемы волновали молодое поколение, об этом рассказывают «социологи».

Выступают «социологи».

Выступают «литературоведы»

Давайте слово дадим «литературоведам» и посмотрим, как отразилась история России в творчестве Пушкина и какие периоды можно выделить в его творчестве.

EMBED Word.Document.8 \s

4. Подведение итогов

Учитель. Я благодарю всех выступавших «специалистов». Все мы верно отметили главное: история России тесно связана с жизнью и творчеством поэта. Петровская эпоха была отмечена духом вольного поиска, это великий сдвиг: мир перевернулся, стереотипы разрушены, вся жизнь лишь устанавливается. Давайте же ответим на главный вопрос нашего урока, почему же 18 век – «наш»?

Ученики (примерные ответы):

19 век – это правление Александра I и Николая II

19 век – это Отечественная война 1812г. и восстание декабристов

19 век — 19 век — это и новая русская литература и новый литературный язык, основоположником которого явился А.С. Пушкин. Борьба классической книжной, господствовавшей системы стихосложения и фольклорной сообщала мощные импульсы поэзии на всём протяжении от 30-х гг. 18 века вплоть до конца века 20.

Обобщение учителя.

Когда мы вспоминаем время, в которое жил и творил А.С. Пушкин, то сразу на ум приходят грандиозные исторические события, ознаменовавшие собою коренной перелом в общественной и политической жизни русского народа и всего государства в целом.

ХIХ век был веком людей энергичных и любознательных, которым хотелось постичь всё, что делается на этом свете, неравнодушных к тому, что творится в своём государстве и стремящихся изменить ход событий и произвести преобразования в государственном устройстве.

Итак, А. С. Пушкин оставил в жизни России одну из величайших страниц своего творчества. Его стараниями и добрыми помыслами люди когда-нибудь достигнут совершенства. Так давайте же будем трудиться с таким же вдохновением, и оставим после себя пусть небольшой, но след в истории нашего Отечества.

Рефлексия.

Чем был необычен сегодняшний урок?

Что было наиболее интересным на уроке?

Чья презентация и чьё выступление вам больше понравились? Почему?

Что, как вам кажется, вам удалось хорошо, а что не очень?

Как вы оцениваете собственную работу на уроке?

Изменил ли что-то сегодняшний урок в вашем отношении к литературе, истории? А к себе? К товарищам?

7. Домашнее задание:

Используя материалы урока (таблицу), ответьте на вопросы:

Чем для тебя оказался интересен 19-й век?

Что тебя удивило, заставило задуматься?

Какой вопрос ты, россиянин 21-го века, задал бы А.С. Пушкину?

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ИСТОЧНИКИ:

HYPERLINK «http://www.abc-people.com/data/pushkin/soch2.htm» http://www.abc-people.com/data/pushkin/soch2.htm

Произведения А.С. Пушкина, которыми мы пользуемся и сегодня