Работа по развитию межполушарного взаимодействия на логопедических занятиях как одно

Работа по развитию межполушарного взаимодействия

на логопедических занятиях,

как одно из направлений развития зрительно-моторной координаций

Автор доклада:

Седых Н.В.

Учитель-логопед

Белгородская обл.

г. Старый Оскол

МАОУ «СОШ №24 с УИОП»

«…левшество – удивительное и загадочное явление

в истории развития человеческой природы,

и относиться к нему надо адекватно

пониманию этой реальности»

А.В. Семенович

Существует множество теорий и предположений, почему одни становятся правшами, а другие – левшами. Сюда можно отнести исследования Нормана Гешвинда о половом формировании левшества. Существует генетическая теория, объясняющая появление левшества наследственным фактором. Средовая – наличием неблагоприятных экологических факторов. Патологическая – результат минимальной мозговой дисфункции. Компенсаторная — защитная реакция на травму в пренатальный и ранний постнатальный период. Каждая из этих теорий имеет место быть, так как имеются у всех слабые и сильные стороны. Но каковы бы не были теории, трудности у детей не исчезают и не делают их жизнь и обучение легкой.

А трудности эти возникают из-за различной организации работы головного мозга. Условно выделяют три типа организации: левополушарный, правополушарный и равнополушарный. При доминировании левого полушария познавательные процессы имеют словесно-логический характер. Левое полушарие специализировано на оперировании словами, условными знаками и символами, что особенно важно для письма, чтения и счета. Основные функции левого полушария – сознательная произвольная регуляция, дискретное преобразование и упорядочение информации. В семантической памяти левого полушария хранятся осознанные социальные стереотипы и система их значений. У левополушарных людей аудиальное восприятие информации является ведущим.

При доминировании правого полушария познавательные процессы имеют конкретно-образный характер. Оно определяет склонность к творчеству, обеспечивает эмоциональную память, интуитивное, чувственное, образное и целостное представление. К его функциям относят ответственность за синтетическую, симультанную (одновременную) деятельность мозга. Правополушарные компоненты мышления обеспечивают одновременное схватывание большого числа противоречивых, с точки зрения формальной логики, связей и формирование за счет этого целостного и многозначного контекста. Правое полушарие обеспечивает распределение внимания, имеет дело не с объектом, а с фоном, не с центром внимания, а с периферией. Для них характерно визуальное и кинестетическое восприятие информации, оно является ведущим. У людей с равнополушарным типом мозговой организации оба полушария синхронно участвуют в выборе стратегии мышления.

Многочисленные исследования показали, что ситуация не столь проста, как это кажется. Современные попытки определить особенности полушарной специализации по речи у дислексиков дали противоречивые результаты. Так, оказалось, что речевые центры у этих детей расположены в левом полушарии, как и в норме. Зато зрительно-пространственные функции, как показала Сандра Уайтелсон, выполняет не только правое, но и левое полушарие. Причем зрительно-пространственные задачи могут хорошо выполняться детьми с трудностями чтения. Предполагается, что именно недостаточная специализация левого полушария, то есть выполнение им и речевых функций, и зрительно-пространственных функций, приводит к трудностям обучения письму и чтению.

Это согласуется с данными о том, что среди дислексиков мальчиков приблизительно в 10 раз больше, чем девочек. Впрочем, если проанализировать количество мальчиков и девочек, имеющих другие трудности обучения, то оказывается, что девочек с трудностями обучения значительно меньше, чем мальчиков. Интересно, что дислексия распространяется только на звукобуквенное письмо. Когда европейских детей со школьными трудностями обучали читать китайские иероглифы, они успешно справлялись с заданием. Но ведь русское письмо основано на звукобуквенном анализе, и комплекс трудностей, связанный с ним, очень характерен для левшей.

Леворуких детей отличает более медленный темп письма. Вообще, обучение письму — процесс не только длительный (навык письма формируется лишь к 9-10 годам), но и чрезвычайно многокомпонентный. На начальном этапе (букварный период) почти все внимание ребенка сосредоточено на том, как писать тот или иной элемент, букву. При обучении письму, особенно в букварный период, необходимо учитывать и трудности зрительно-пространственной ориентировки, недостаточной дифференциации отдельных пространственных признаков контура букв. Специальные исследования показывают, что значительная часть леворуких детей имеет недостаточное развитие моторных функций и зрительно-моторных координации, а также недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти. Леворукий ребенок с трудом и только после многих попыток понимает, что он должен написать и как он должен это сделать. Он словно не видит строк, уводя букву за верхнюю и нижнюю строку. Дети могут путать не только правую и левую стороны буквы, но даже верх и низ. Особенно трудно детям выделить точку начала движения и выбрать правильную траекторию. Для того чтобы снять эти трудности, необходима специальная тренировка пространственно-зрительного восприятия, зрительной памяти. При обучении письму леворукого ребенка, тем более имеющего отклонения в развитии моторики и зрительно-пространственного восприятия, особое внимание следует уделить вербальному (словесному) описанию движения, а также уточнению действий, по ходу их — выделению основных элементов, точки начала движения и направления движения. Для того чтобы такое объяснение было эффективным, следует вести его, повторяя несколько раз с одновременным показом или выполнением действия самим учеником. Это позволит избежать ошибок в выполнении движений, которые легко закрепляются в процессе формирования навыка, но практически не поддаются переучиванию Существующая система образования, не учитывает физиологические особенности формирования и функционирования, как каждого полушария, так и межполушарных взаимодействий у ребенка младшего школьного возраста. Так тестовые задания, которые получили тотальное применение даже в начальной школе, очень сильно осложняют сложившуюся ситуацию. Все тесты предполагают сознательное восприятие их условий через инструкцию. А это значит, что работать будет только левое полушарие, что никак не подходит правополушарным детям, да и у правшей подавляет образное и творческое мышление. В советской системе образования постепенно шла замена практических навыков теоретическими. В настоящее же время даже левополушарный ребенок может только грамотно воспроизвести материал. А вот практическая работа для него оказывается затруднительна. Так что же можно говорить о правополушарных детях? Практически леворукого ребенка у нас учат так же, как праворукого. Между тем, функциональные особенности леворуких детей (такие, как трудности осуществления зрительно-моторных координаций, нарушения пространственного восприятия, повышенная утомляемость и сниженная работоспособность, тревожность и возбудимость) не могут не вызывать целый ряд школьных трудностей. Но какими бы, ни были трудности, чаще всего это — трудности обучения письму (реже — письму и чтению вместе). Так нередко зеркальное письмо считается индикатором леворукости, по-видимому, потому, что у леворуких оно действительно часто встречается. Однако не всегда зеркальное письмо — признак леворукости. Некоторые исследователи даже считают, что в возрасте 3-7 лет зеркальное письмо у детей со слабостью зрительно-пространственной ориентации является закономерным этапом овладения навыком.

Таким образом все вышеперечисленные факторы свидетельствуют о необходимости работы по формированию зрительно-моторных координаций у младших школьников, направленных на межполушарное взаимодействие. Известно, что мозг при «специализации» работает как единое целое, а межполушарное взаимодействие является основой интеллекта.

И этому могут помочь кинезиологические упражнения. Это упражнения, направленные на содружественные движения рук и одновременные движения рук и ног. Возможно использование этих заданий на физкультминутках не только на логопедических занятиях, но и в классе. С использование логоритмики левши получают дополнительный шанс в успешном обучении.

При обучении письму необходимо учитывать трудности зрительно-пространственной ориентировки. На данном этапе необходима работа по ориентировке на тетрадном листе и закреплению понятий «лево – право». Для этого используются: пальчиковый сухой бассейн, «зашумленные картинки», графические диктанты разной сложности. При недостаточной дифференциации отдельных пространственных признаков контура букв, целесообразно копировать различные фигуры и воспроизводить их по памяти. Конструировать буквы из элементов с последующим комментированием действий. Очень важно при обучении леворукого ребенка письму научить его комментировать свои действия при написании «сложных» букв. Это позволит избежать ошибок в выполнении движений, которые легко закрепляются в формировании навыка письма, но практически не поддаются переучиванию. Умение комментировать пригодится при заучивании словарных слов, где каждую букву ребенок прописывает в воздухе «не ведущей» рукой и проговаривает.

Нередко леворукие дети делают попытку читать справа налево, теряют строки. Во избежание таких проявлений ребенку нужно напоминать или «маркировать» руку. Если эти способы не дают эффекта, можно попробовать закрыть текст и открывать только читаемый слог. Так нужно читать до автоматизации нужного направления в тексте. Для увеличения скорости чтения можно использовать тексты в перевёрнутом виде, это первичное прочтение, а затем читаем традиционно.

Последовательность включения таких технологий в коррекционное занятие может быть изменена в зависимости от периода обучения и темы занятия.

Библиографический список:

Логинова Е.А. Нарушения письма Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. – Санкт-Петербург « Детство-Пресс», 2004

Безруких М.М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. – М.: Вентана-Граф, 2001 ( Готовимся к школе).

Емельянова Е.Н. Левшата в школе и дома.- Москва «Эксмо»2010

Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.:ТЦ Сфера, 2003

Майская А.Н. Ребенок-левша – как достичь гармонии с «правым» миром.- СПб.: Питер, 2005