Работа по развитию речи с учащимися начальных классов

Лебедева Ульяна Николаевна

г. Чебоксары

СОШ № 55

Учитель начальных классов

I Категория

Тема статьи:

Работа по развитию речи с учащимися начальных классов.

У.Н. Лебедва

учитель начальных классов МБОУ СОШ №55 г. Чебоксары, Чувашская Республика

«Работа по развитию речи с учащимися начальных классов.»

По системе Л.В. Занкова я работаю 15 лет. Считаю, что цель этой системы — помочь раскрыться творческим силам каждого ребенка, создать благоприятные условия для их развития.

Основной стержень занковского урока: деятельность самих учащихся, которые активно наблюдают и сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы. Путь познания на уроках идет от учеников, для коллективного поиска на уроке создается проблемная ситуация. Используются разные формы и методы организации учебной деятельности, царит атмосфера заинтересованности.

Деятельность ребенка может состояться только в том случае, если в классе установились добрые, доверительные отношения между учителем и учениками, а также между самими учащимися. Хочу поделится опытом работы по развитию речи.

Обучение родному языку в начальных классах преследует в первую очередь практические цели — воспитание у школьников любви к родному языку и литературе на этом языке, развитие мышления учащихся, формирование языковых умений и навыков — ясного выражения своих мыслей, знаний, полного и правильного восприятия чужой речи (в частности, речи учителя), достаточно быстрого, правильного, сознательного и выразительного чтения, быстрого, каллиграфически и орфографически правильного сознательного письма.

Развитие речи во всех ее формах: внутренней, внешней , устной и письменной, во всех ее функциях: общения, сообщения, воздействия- является ведущей задачей курса «Русский язык» по системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Одна из главнейших причин равнодушия детей к учебе — отсутствие или убогость творческого начала в их духовной жизни. Не в каждой семье родители действительно заботятся об этом. Учителю в школе нужно уметь увидеть творческие ростки в детях и развивать их дальше. И цель учителя — сделать творчество постоянным спутником детского развития.

Процесс развития речи младших школьников в системе Л.В. Занкова никак нельзя рассматривать, ограничившись рамками одного учебного предмета. Только комплексный подход к решению проблемы через все учебные дисциплины — обеспечивает хороший результат.

В языковой работе учащихся все взаимосвязано и развитие речи школьников осуществляется не только в пересказе, беседах, сочинениях и изложениях, но и на уроках обучения грамоте, чтения, грамматики, а также математики, природоведения, труда и музыки, на внеклассных мероприятиях, ибо речь — это не только предмет обучения, но и инструмент познания окружающего мира, орудие учебного труда школьников, средство общения между членами общества, иными словами, средство социальной жизни человека. Речь представляет собой реальность мысли, позволяет делать свою мысль доступной для других людей, ре также оформляет мысль, формирует ее.

С первых дней пребывания в школе читаю учащимся сказки, рассказы, стихи, загадки, использую грамзаписи произведений для детей в исполнении мастеров художественного слова. Терпеливо учу детей внимательно слушать чтение, понимать прочитанное, воспроизводить увлекательные эпизоды постановкой сценок. Однако пассивное восприятие чужой речи (устной и письменной) само по себе не разовьет речи школьника: необходима высокая речевая активность, необходимо создание таких условий, при которых школьник имел бы потребность говорить и писать — составлять предложения, связанные тексты разного назначения, объема, содержания, стиля и жанра. Необходимо создавать так называемые речевые ситуации, которые были бы естественны, вытекали из условий трудовой, познавательной, игровой и иной деятельности школьника. Это рассказы детей о случаях из жизни, об их наблюдениях, о том, что они знают и чем хотят поделиться с товарищами, это пересказ прочитанного, беседы, — ответы на вопросы, это письменные работы — изложения и сочинения различных типов. Приведу примеры ситуаций, стимулирующих речь учащихся: наблюдения за явлениям природы с сопутствующими беседами, рассказом или письменными сочинениями, рассматривание картин, экскурсии, во время которых также проводятся беседы, а по результатам экскурсий — рассказы, отчеты, сочинения; выполнение отдельных трудовых операций на уроках труда, общественно — полезный труд в школе, рассказы о труде и профессиях, беседы и сочинения, игры, особенно ролевые, драматизация художественных произведений и др.

речевые ситуации постоянно возникают в учебно — воспитательном процессе : школьники составляют тексты задач по математике, рассказывают о прочитанном, описывают наблюдаемые предметы на уроках природоведения, рисования. труда, выступают в художественной самодеятельности.

Детскому творчеству я придаю большое значение. Это творчество, духовная жизнь ребенка. Хочешь увидеть, что спрятано в кладовой души учащихся — чаще практикуй сочинения на свободную тему. Работы покажут, как малыш воспринимает окружающий мир, художественные произведения. Это будет чудесный детский язык.

В работе по развитию речи учащихся я использую также уроки изобразительного искусства. Рисование способствует развитию творческого воображения, творческих способностей. Составление, моделирование и штриховка предметов — это и способ развития речи, так как мы всегда составляем небольшие рассказы по теме, работаем над словом.

Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда — порыв к добру и красоте.

Роль учителя — создать обстановку отсутствия страха перед высказыванием, пробудить фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу и веру в свои силы. Вот почему очень важно внимательно и доброжелательно выслушивать рассуждения каждого ученика.

Но важно не только разбудить в детях желание свободно высказываться на любые темы, но и обогатить их красотой слов. Так, мною было дано задание детям найти самое красивое по их мнению описание осеннего леса. С каким старанием, волнением и любовью они говорили о лесе словами из произведений И. Бунина, К. Паустовского, М. Пришвина.

Во время прогулки предлагаю детям задание: описать тот или иной объект природы, обязательно используя имена прилагательные и сравнительные обороты. И так по кругу. В результате получается не только красочный рассказ о природе, но и пополняется словарный запас каждого ребенка.

Учителю — занковцу на уроке нужно помнить, что иногда нужна не речь, а всего одно слово , чтобы дети сами пришли к открытию. Экономить время лучше всего начинать с себя. Пусть больше говорят дети. Пусть они учатся думать, Общаться. Учитель им в этом — первый помощник.

Сильнейшим средством развития речи детей в школе является чтение, восприятие художественной литературы, дающей не только картины жизни, образы пркрасных людей, человеческих отношений и поступков, но и подлинные образы русского языка, которым следует подражать. Чтение обогащает речь учащихся новыми понятиями, новыми словами и сочетаниями, оборотами речи, синтаксическими конструкциями. В беседах, пересказах, рассказах школьники используют все это языковое богатство и обогащают таким образом собственную речь.

Я считаю, что уже в 1 классе очень важно научить выделять в прочитанном и увиденном самое главное, уметь передавать это главное своими словами, выражая одни и те же мысли различными словами, подбирать и употреблять наиболее удачные для передачи мысли словосочетаниям, предложения. Успех этой работы зависит, конечно, от того, как учащиеся умеют строить предложения, каков их словарный запас, как развито их воображение, умение видеть, наблюдать.

На самом начальном этапе школьной жизни необходимо помочь детям овладеть средствами устного общения: голосом, жестами, мимикой, умелое пользование которыми и служит взаимопониманию людей. Цель эта метапредметная и достигается средствами всех учебных предметов. Какое большое значение имеют в этом учебники В.Ю, Свиридовой «Литературное чтение». Какой простор для творчества учителя и ученика.

В этот же начальный период обучения начинается систематическая работа над своей и чужой письменной речью. От этого зависит успешность обучения по всем предметам. Поэтому и освоение признаков текста, умения его анализировать считаю очень важным на всех, преподаваемых мной уроках.

Особое значение в речевой деятельности учащихся придается сочинениям.

Они рассматриваются как уникальное средство развития личности. Логика работы над сочинениями может быть самая разная: от работы, написанных самостоятельно спонтанно, без непосредственной подготовки — к составлению плана, к сознательному предварительному сбору необходимого материала, к четкой дифференциации языковых средств, необходимых для сочинения разных стилей и жанров. Это движение становится возможным за счет активизации развития письменной речи учащихся: нацеленности процесса обучения на общее развитие детей, их языковое развитие, на умение работать с текстом; серьезная работа над сочинением после его написание ( устное обсуждение, редактирование, использование детских работа на уроках).

Огромное место занимает в учебниках Занковской системы сравнение. И это происходит на любом уроке. К.Д. Ушинский писал: «Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение…» В самом деле, сравнение — аналитическая работа ума.

Вот некоторые виды заданий из учебников :

— Опишите внешний вид каждого растения, сравните их.

— Назовите существенный признак, который поможет отличить кустарник от травянистого растения.

(«Окружающий мир» 1 класс.)

Или еще:

— Сравним европейскую сказку «Кот в сапогах» и русскую народную сказку «Кузьма скоробогатый” («Хрестоматия» 2 кл.).

— Что между ними общего?

— В ЧЕМ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ЭТИМИ ДВУМЯ СКАЗКАМИ?

КАКУЮ РАБОТУ МЫ ПРОДЕЛАЛИ? ЭТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА, КОТОРУЮ МЫ С ВАМИ ПРОДЕЛАЛИ НАЗЫВАЕТСЯ СРАВНИТЕЛЬНЫМ АНАЛИЗОМ ДВУХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. ( В.Ю. СВИРИДОВА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 2 КЛ.)

ИЛИ ЖЕ:

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ И ПРОИЗВЕДЕНИЙ Б. ЗАХОДЕРА «НУ И МЫШОНОК!» И Н. НЕКРАСОВА «КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ»

(В.Ю. СВИРИДОВА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 КЛ.)

ОЧЕНЬ ЧАСТО ОДНИМ ИЗ УПРАЖНЕНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЯВЛЯЕТСЯ ЗАДАНИЕ НАЙТИ В ТЕКСТЕ ОБРАЗНОЕ СРАВНЕНИЕ.

НАБЛЮДЕНИЯ, СРАВНЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ И ДРУГИЕ УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ, ВЫПОЛНЯЮТ ТАКЖЕ ЯЗЫКОВЫЕ ФУНКЦИИ: ОНИ СВЯЗЫВАЮТСЯ С ИЗУЧАЕМЫМИ ГРАММАТИЧЕСКИМИ ТЕМАМИ ( ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ И ДР.), С РАЗБОРОМ СЛОВ ПО СОСТАВУ И С ИХ АНАЛИЗОМ, С ВЫПОЛНЕНИЕМ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ЗАДАЧ., ОНИ АКТИВИЗИРУЮТ СЛОВАРЬ. СРАВНИВАЯ, ШКОЛЬНИКИ ИСПЫТЫВАЮТ ПОТРЕБНОСТЬ В ЗНАНИЯХ ПО ЯЗЫКУ, В ПОСТРОЕНИИ РЕЧЕВЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ.

РЕЗУЛЬТАТОМ УСТНОГО И ПИСЬМЕННОГО ТВОРЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СТАНОВЯТСЯ РАССКАЗЫ И СТИХИ СОБСТВЕННОГО СОЧИНЕНИЯ.

МОИ УЧЕНИКИ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ УВЛЕКЛИСЬ СОЧИНЕНИЕМ ТРЕХСТИШИЙ ( НАПОДОБИЕ ЯПОНСКИМ ХОККУ, ИЗУЧАЕМЫМ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ):

О, ПРЕКРАСНОЕ ЧУДО ПРИРОДЫ!

ПАДАЕТ ПУШИСТАЯ ВАТА

НЕ ТОПЧИ! ОСТАНОВИСЬ!

ЯРКИЙ ЛУННЫЙ СВЕТ.

НА ОЗЕРО СВОЮ ТЕНЬ

БРОСИЛА ИВА.

ОБЛАКАМИ ПО НЕБУ

РАЗЛЕТАЛОСЬ ВЕСЕННЕЕ

ЧЬЕ-ТО СЧАСТЬЕ.

ПОДОЖДИ НА МИГ.

ОГЛЯНИСЬ!

В БЕЛОЙ ПЕНЕ ЧЕРЕМУХА.

РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ ДАЕТСЯ ЧЕЛОВЕКУ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ОН ПОЗНАЕТ НЕСРАВНЕННО БОЛЬШЕ, ЧЕМ ТРЕБУЕТСЯ ЗНАТЬ. И НАША УЧИТЕЛЬСКАЯ ЗАДАЧА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ НЕ В ТОМ, ЧТОБЫ РЕБЯТ ПОСТОЯННО ТОЛКАТЬ И БЕСКОНЕЧНО ПУГАТЬ ПЛОХИМИ ОТМЕТКАМИ, А В ТОМ, ЧТОБЫ ВЕСТИ КАЖДОГО В МИР, БОГАТЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ.

«В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ УЧИТЕЛЬ ДЛЯ РЕБЕНКА — ОТКРЫВАТЕЛЬ МИРА ВЕЩЕЙ И ЯВЛЕНИЙ» , — ПИСАЛ В.А. СУХОМЛИНСКИЙ.

РАБОТА ПО СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Л.В. ЗАНКОВА РЕГУЛЯРНО ПРИНОСИТ МНЕ СВОИ ПЛОДЫ В ВИДЕ РАДОСТИ ОТ УЧЕБЫ И ПРЕПОДАВАНИЯ, А ТАКЖЕ ГРАМОТ НА ОЛИМПИАДАХ И ТВОРЧЕСКИХ КОНКУРСАХ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ПЛОДОТВОРНОЙ РАБОТЫ МЫ ПОЛУЧАЕМ УЧАЩИХСЯ, КОТОРЫЕ С УДОВОЛЬСТВИЕМ БУДУТ БРАТЬСЯ ЗА СЛОЖНЫЕ ЗАДАНИЯ, ГРАМОТНО ПИСАТЬ И ГОВОРИТЬ, СТРЕМИТЬСЯ УЧИТЬСЯ ЧЕМУ-ТО НОВОМУ.