Работа по теме самообразования Внедрение ИКТ в учебно-воспитательном процессе начальн

ГУ «СШ №18 отдела образования акимата г.Костаная»

Внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс начальной школы

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Составитель:

Шарафутдинова Е.А.

Должность:

Учитель начальных классов

Костанай

2010 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………. 3

Информационно – коммуникационные технологии

в образовании………………………………………………………………5

1.1 Определение и способы информатизации

процесса обучения…………………………………………………… 5

1.2 Понятие и общая характеристика информационных

технологий……………………………………………………………. 8

2. Теоретическое обоснование эффективности использования

информационных технологий в учебно – воспитательном

процессе начальной школы………………………………………………10

2.1 Психофизиологические особенности младших

школьников…………………………………………………………… 10

2.2 Информационная культура учащихся начальных классов –

неотъемлемая часть результата образования……………………….. 12

2.3 Влияние информационных технологий на развитие

и обучение младших школьников…………………………………….13

3. Проектная часть…………………………………………………………. ..16

Заключение…………………………………………………………………….21

Список литературы………………………………………………………….. 22

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в Казахстане идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство.

Во многих отраслях знаний сейчас идёт поиск особых, устойчивых, сохраняющих структур, взаимоотношений и взаимосвязей. Совершено необходимым становится подход к изучению знания в целом, к установлению связей между отдельными областями знаний. Одним из важных направлений развития современного общества является его глобальная информатизация. На фоне интенсивной информатизации всех сфер жизни и деятельности общества особую значимость приобретают вопросы информатизации образования.

В этом направлении идёт и процесс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий; усиление внимания развивающей функции обучения; реализация принципа гуманизации и гуманитаризации образования.

Учитывая требования современного образования, будущему учителю

необходимо научиться ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений и не тратить время на открытие уже известного.

Анализ литературных источников показал, что в настоящее время достаточно полно разработаны теоретические основы информатизации образования. Педагогический опыт подтверждает наличие условий для внедрения этих инноваций, то есть оснащение учебных кабинетов начальной школы дидактической техникой.

Противоречие заключается в том, что имея теоретическое и материально – техническое оснащение УВП, учитель начальных классов не готов его использовать в виду содержательно – организационной неподготовленности.

В связи с этим встает проблема разработки содержательно – организационной модели использования информационных технологий в учебно – воспитательном процессе начальной школы.

Цель педагогического проекта – создание педагогических условий для использования информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Объектом являются информационно – коммуникационные технологии в образовании.

Предметом – процесс использования информационно – коммуникационных технологий в учебно – воспитательном процессе начальной школы.

Для реализации цели необходимо решить ряд задач:

Охарактеризовать особенности информационно – коммуникационных технологий в образовании.

Раскрыть роль и эффективность использования информационно – коммуникационных технологий в учебно – воспитательном процессе начальной школы.

Разработать содержательно – организационную модель (проектную часть) использования информационных технологий в учебно – воспитательном процессе начальной школы.

Для реализации поставленных задач применялись следующие методы:

– метод отбора материала;

– метод теоретической интерпретации;

– наблюдение;

– прогнозирование, преобразование материала.

Данный педагогический проект включает теоретическую основу процесса информатизации образования, общую характеристику информационных технологий, что представлено на основе анализа и сбора информации в I главе; влияние информационных технологий на результат образования на 2 ступени, эффективность их использования описаны во II главе, и, наконец, III глава представляет проектную часть работы, то есть описание предполагаемой содержательно – организационной модели использования информационных технологий в учебно – воспитательном процессе начальной школы.

Теоретической основой работы являются труды Беспалько В.П., Матроса Д.Ш., Филатова О.К.

1. ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СПОСОБЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.

Задача накопления, обработки и обмена информацией стояла перед человечеством на всех этапах его развития и во всех сферах деятельности, в частности, в процессе обучения. Естественно, что в связи с этим создается информационное обеспечение процесса обучения — система форм и методов его отображения на каком-то носителе информации.

Достаточно долго основным носителем этого обеспечения и основным инструментом для решения задач накопления, обработки и распространения полученной информации были мозг, язык и слух человека.

Положение в корне изменилось с появлением компьютеров. Правда, сначала они использовались в основном как большие автоматические арифмометры.

Принципиально новый шаг был сделан, когда от применения компьютеров для решения отдельных задач перешли к использованию их для системной автоматизации тех или иных законченных участков деятельности человека по пeреработке информации.

Решающее значение для эффективности систем подобного рода имеет то

обстоятельство, что они опираются на автоматизированные информационные базы. Это означает, что в памяти компьютера постоянно сохраняется информация нужная для решения тех задач, на которые рассчитана система.

Мы будем различать процессы компьютеризации и информатизации процесса обучения.

Компьютеризация обучения — это процесс оснащения соответствующих учреждений средствами современной вычислительной техники.

Информатизация обучения — это процесс, направленный на оптимальное пользование информационного обеспечения обучения с помощью компьютера. Он педагогический в том смысле, что в нем решаются педагогические задачи. Перечень этих задач, критерий оптимальности, входные данные и необходимые результаты — все это определяется процессом обучения.

Компьютеризация — это необходимое условие информатизации, но не достаточное. Компьютер является инструментом, применение которого должно привести к кардинальным изменениям в процессе обучения.

Так как обучение является передачей информации ученику, то, следуя определению академика Б.Н.Глушкова (информационные технологии — процессы, связанные с переработкой информации), информационные технологии использовались всегда, т.е любая педагогическая технология — информационная. Когда же компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения».

В образовании «педагогическая технология» и «информационная технология» — это в определенном смысле синонимы.

Говорить же о новой информационной технологии обучения можно только в том случае, если она:

— удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целеполагание, целостность);

— решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически или практически решены.

При этом средством подготовки и передачи информации обучаемому является компьютер.

Информационное обеспечение процесса обучения должно целостно, системно описывать все его компоненты, давать возможность в каждом его звене оптимально решать необходимые дидактические задачи на основе новых информационных технологий.

Абсолютное большинство методических указаний по использованию компьютеров и новых информационных технологий в процессе обучения один к одному соответствуют хорошо известным руководствам по использованию ТСО на уроках. Учитель сам определяет, что, где и когда применять, опираясь на эти инструкции и личный опыт.

Информатизация процесса обучения рассчитана на то, что учитель при планировании своей деятельности, опираясь на закономерности, принципы обучения и рекомендации компьютера, будет выбирать оптимальный ее вариант.

Следовательно, речь должна идти не об отдельных способах информатизации, а именно о системе способов, которые в своей совокупности охватывают все характеристики процесса обучения.

Способом информатизации процесса обучения будем называть такую взаимосвязанную деятельность всего коллектива школы (администрации, учителей, психологов, медицинских работников и др.), которая заранее ориентирована на оптимальное использование информационного обеспечения процесса обучения с помощью компьютера.

Рассмотрим группу способов информатизации процесса обучения.

Построение оптимального учебного плана школы.

Построение электронных моделей школьных учебников.

Построение полного внутришкольного педагогического мониторинга.

Построение и проведение полного внутришкольного психологического

мониторинга.

Построение и проведение полного внутришкольного мониторинга

здоровья и физического развития учащихся.

Прогнозирование результатов обучения учащихся и класса в целом.

Оптимизация распределения учебного времени внутри предмета и по

классу в целом.

Дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам.

Оптимальный отбор форм и методов работы на уроке.

Построение оптимальной системы уроков и каждого урока по теме.

Оптимальное сочетание управления и самоуправления учебно – познавательной деятельностью на уроке.

Текущий анализ, самоанализ и оперативное регулирование процесса обучения.

Тематический анализ, самоанализ и стратегическое регулирование процесса обучения.

Сегодня в педагогике сложилась ситуация, когда по-старому невозможно, а по-новому не получается. Несмотря на попытки изменить содержание и саму систему образования, в педагогической теории и практике остается много неясного и противоречивого. Современный период ученые характеризуют по-разному. И.А.Колесникова называет его эпохой смены педагогик (от классической – к неклассической). Е.А.Ямбург говорит о «конфликте парадигм». А.Г.Асмолов, М.А.Гусаковский, В.В.Краевский, В.В.Сериков, В.И.Слободчиков и другие пишут о кризисе гуманитарности, который трактуется как кризис рациональности и целостности.

Таким образом, в условиях информатизации образования важную роль играют информационные технологии, позволяющие современному учителю модернизировать учебно – воспитательный процесс.

1.2 ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Для понимания роли информационных технологий в образовании необходимо разобраться с сутью этого понятия.

«Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте» (И.Г.Захарова).

Информационная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.

Компьютерные технологии – это вспомогательные средства в процессе обучения, так как передача информации – это не передача знаний.

В зарубежной практике принята следующая классификация компьютерных технологий обучения:

Компьютерное программное обучение – обеспечивает реализацию механизма с помощью соответствующих компьютерных программ;

Изучение с помощью компьютера – самостоятельная работа по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера;

Изучение на базе компьютера – использование программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучаемых;

Обучение на базе компьютера – всевозможные формы передачи знаний обучаемым.

Оценивание с помощью компьютера – передача знаний, при наличии специальной системы оценки качества усвоения знаний;

Компьютерные коммуникации – программные средства информационных технологий обучения и образовательных технологий выстраиваются в качестве подсистем.

Основным потенциалом современных компьютеров являются, во-первых, огромные возможности глобальной сети Internet, во-вторых, прикладное программное обеспечение, входящее в пакет Microsoft Office.

Свойства Internet:

Источник различного рода информации (знаний), способствующий расширению информационного поля. Он дает возможность для самообразования и приобретения новой информации.

Возможность быстро и качественно обмениваться информацией между коллегами с помощью электронной почты.

Функции прикладных программ Microsoft Office:

Microsoft Word – это программа, предназначенная для печатания и редактирования любого текста. Что дает Word? Во-первых, изготовление раздаточного материала (контрольные, самостоятельные работы, тесты и т.д.); т.е. личное задание повышает восприятие и понимание задания

учащимися; во-вторых, это возможность качественно заниматься оформлением творческих работ (отчеты, проекты, рефераты и т.д.).

Microsoft Excel – это программа является лучшим помощником учителям образовательной области «Математика», а также тем, кто представляет информацию в виде таблиц.

Microsoft Access – программа, предназначенная для формирования баз данных.

Microsoft Publisher – программа, предназначенная для изготовления почетных грамот, визиток, приглашений, календарей и т.д.

Paint – программа для рисования.

Microsoft PowerPoint – программа презентаций.

Таким образом, применение новых информационных технологий в образовании имеет два основных аспекта: компьютер как предмет изучения и компьютер как средство обучения. Эти аспекты тесно взаимосвязаны в процессе обучения, т.к. любое общение с компьютером предполагает и то и другое.

Применение компьютерных технологий оправдано тогда, когда они эффективны, т.е. позволяют: при одних и тех же затратах субъектов образовательного процесса получать более высокий образовательный результат, или получать тот же результат при меньших затратах субъектов образовательного процесса.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

2.1 ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Младший школьный возраст – начало школьной жизни. Вступая в неё ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для него ведущей. На протяжении всего периода у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает знания, умения, навыки – создает необходимую базу для всего последующего обучения. Но значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от ее результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника.

Школьная успеваемость является критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, на самоуважении и самопринятии. Успешная учеба, осознание своих способностей, умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности – нового аспекта самопознания, который назван теоретическим рефлексивным мышлением, можно считать центральным новообразованием младшего школьного возраста. Если чувство компетентности учебной деятельности не формируются, у ребенка снижается самооценка, возникает чувство неполноценности, могут развиться компенсаторные самооценка и мотивация.

В младшем школьном возрасте формируются следующие психологические новообразования:

Память приобретает ярко выраженный произвольный характер. Изменения в области памяти связаны с тем, что ребёнок во-первых, начинает осознавать особую мнемическую задачу. Во-вторых, идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) в более старшем возрасте ребенок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала.

В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребёнка – дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче.

3. Также в этом возрасте у детей формируется способность сосредотачивать внимание на мало интересных вещах. Это способствует развитию воли. Учение всегда требует известной внутренней дисциплины.

4. Мышление школьника начинает приобретать абстрактный и обобщенный характер. В процессе обучения происходит не только усвоение отдельных знаний и умений, но и их обобщение и вместе с тем формирование интеллектуальных операций (анализ, синтез, рассуждение, сравнение и т.д.)

5. Формируются предпосылки развития чувства компетентности, умелости.

Знания психофизиологии детей младшего школьного возраста важны для учителя, так как целенаправленное педагогическое воздействие педагогов является в этот период определяющим фактором развития обучающихся.

Ориентация на свойства личности, её формирование, её развитие в соответствии с природными способностями – современная парадигма образования. В условиях экономического и технического роста в стране меняется и видение результата образования, достичь которого возможно лишь используя современные подходы, технологии, методы. Младшие школьники уже на начальных этапах обучения должны осваивать информационную культуру, чтобы добиться положительных результатов на II и III ступени в условиях современных требований.

2.2 ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ – НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ РЕЗУЛЬТАТА ОБРАЗОВАНИЯ

Информация – это знания. Человек может делать с информацией следующее: хранить, обрабатывать и передавать. Это основные информационные процессы.

Под информационной культурой понимается умение целенаправленно работать с информацией (поиск, отбор, создание и тиражирование) и использовать ее для получения, обработки и передачи средствами информатизации и информационных технологий.

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Выделение в стандарте межпредметных связей способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно – познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

В региональном компоненте начального образования Свердловской области указано, что выпускники начальной ступени должны владеть следующими компетенциями:

Готовность к постоянной работе над собой для овладения культурой учебной и трудовой деятельности.

Проявление интереса к познанию окружающего мира, природных, социокультурных особенностей региона.

Умение концентрировать волю и терпение при преодолении трудностей, возникающих в учебной деятельности и во взаимоотношении с разными людьми.

Сознательное и безопасное использование основных технических средств в быту.

Таким образом информационная культура учащихся начальных классов – это неотъемлемая часть результата их образования, но ряд обучающихся обладают особыми возможностями, о них подробнее пойдет речь далее.

2.3 ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ И ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

В настоящее время формы взаимодействия человека с компьютером стали составной частью образования.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

При этом для ребёнка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговый (игровой) среды.

В функции учителя компьютер представляет:

— источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);

— наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);

— индивидуальное информационное пространство;

— тренажер;

— средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

— средство подготовки текстов, их хранения;

— текстовый редактор;

— графопостроитель, графический редактор;

— вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);

— средство моделирования.

Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

— программировании, обучении компьютера заданным процессам;

— создании программных продуктов;

— применении различных информационных сред.

Сотрудничающий коллектив воссоздаётся компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в INTERNET.

Досуговая среда организуется с помощью:

— игровых программ;

— компьютерных игр по сети;

— компьютерного видео.

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:

Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).

Организация внутриклассной активизации и координации (расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.).

Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.

Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, программные средства и системы, учебно – наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

С появлением в 2008-2009 учебном году в начальных классах МОУ СОШ №20 ноутбуков, мною был создан пакет материалов по теме «Правила правописания безударных гласных». В этот пакет входят:

Презентация по данном теме, которую я использовала на этапе объяснения нового материала, так и на других этапах уроков.

Электронные карточки, которые использовались как тренажер.

Надо сказать, что учащиеся 2-го класса, с которыми были проведены пробные уроки русского языка с использованием компьютера, уже владели элементарными навыками пользования компьютером, так как у них проводятся уроки информатики.

В календарно – тематическом планировании на изучение темы «Правила правописания безударных гласных» мною было отведено 4 урока. Я распределила включение компьютерных материалов следующим образом:

№ урока

Компьютерные материалы

1

Презентация «Правила правописания безударных гласных»».

На этапе объяснения нового материала презентация демонстрируется на экране с помощью видео проектора. По ходу демонстрации ведется беседа с детьми.

2

Презентация «Правила правописания безударных гласных».

Карточки: «Загадки – складки», «Ни пуха, ни пера».

3

Карточки: «Замени», «Отгадай животных»

4

Карточка – соревнование «Кто больше?», электронные тренажеры с проверкой.

На 1 уроке все смотрели презентацию, затем шла работа в обычном режиме.

На 2, 3, 4 уроках дети были поделены на 2 группы, так как занимаются по 10 человек за ноутбуками.

Все дети на каждом уроке получали рабочие листы. Был проведен инструктаж. Учащиеся работали индивидуально. Каждому ученику на работу с компьютером отводилось не более 10 минут, что находится в пределах допустимой нормы работы с электронно – вычислительной машиной с точки зрения психологии, физиологии и гигиены ребенка данного возраста. На последнем этапе была проведена самопроверка знаний. На 4 уроке был проведен контрольный срез по пройденному материалу.

Результаты контрольного среза.

В контрольном срезе учащимся было предложено 3 группы заданий.

1. Теоретические знания о правилах правописании безударных гласных.

2. Практические умения, связанные с применением этого правила в письменной речи.

3. Орфографические умения: умения правильно писать слова на это правило.

В целом учащиеся успешно справились со всеми заданиями, ошибки были допущены при написании некоторых слов. 60% учащихся успешно справились с заданием, 25% — получили отметку 4, 10% — отметку 3, 5% — отметку 2.

Распределение учащихся по отметкам.

Проведя такой урок русского языка с использованием компьютера, я почувствовала заинтересованность учащихся. Дети стали проявлять больший интерес к урокам русского языка. Я провела анкетирование. Результаты анкетирования показали, что эффективность таких уроков выше, чем уроков проведенных в обычном режиме.

Разработаны уроки-презентации по предмету окружающий мир на тему « Водоёмы», 2 класс: « Естественные и искусственные водоёмы», «Река.Части реки», «Океаны», «Моря».

В 2010-2011 учебном году ведутся курсы по выбору в начальной школе «Гимнастика для ума» и «Практическая геометрия» с использованием презентаций и электронного пособия «Практическая геометрия».

3.ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

Анализ литературных источников, современных требований ГОС, условий реализации учебно – воспитательного процесса в начальной школе показал необходимость и целесообразность внесения изменений и дополнений в собственно педагогическую деятельность. Обусловлено это в том числе и изменившимися материально-техническими условиями в рамках модернизации начального общего образования.

Результаты использования электронных учебных материалов по определённым темам учебных дисциплин показали высокий уровень учебной мотивации детей, стимулирование их познавательной активности, навыков самоконтроля и самооценки, что не может не повлиять, в свою очередь, на результат образования.

Будущее потребует от нынешних учеников огромного запаса знаний в области современных технологий. Есть такие области знаний, в которые невозможно проникнуть без компьютера. Следовательно, уже сейчас дети должны приобретать жизненно необходимые навыки. В настоящее время существуют различные пути освоения современных технологий. Это изучение и использование информационных технологий самих по себе /уроки информатики/, а также использование информационных технологий в качестве средства обучения на различных уроках.

Данный проект предлагает использовать информационные технологии на уроках русского языка и окружающего мира в 3 и 4 классах начальной школы. Благодаря специфике компьютера, высокая коммуникативность, способность к моделированию, реактивность, в частности, интерактивность, возможность использования информационных ресурсов, принципиально меняется характер деятельности педагога, структура урока, возникает необходимость разработки « учебных материалов нового поколения ».

Цель дальнейшей деятельности – разработка и апробация содержательно-организационной модели использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Задачи:

1. Разработать основные компоненты информационной среды в соответствии с предметным содержанием .

2. Внедрять информационные технологии в учебно- воспитательный процесс начальной школы.

3. Развивать творческие способности и личность обучающихся посредством метода проектов.

4. Определить эффективность работы в данном направлении на основе мониторинга.

Условия, при которых возможна работа.

Техническое обеспечение

Наличие ноутбуков в классе

Принтер

Сканер

Необходимые электронные материалы

Видеопроектор

Программное обеспечение

Мультимедийные энциклопедии

Учебники

Дополнительные материалы по темам УМП

Требования Госстандарта по темам УМП

Необходимые предварительные умения и знания учеников:

общее представление о работе на ЭВМ.

Кадровое обеспечение.

Ожидаемый результат:

Повышение уровня обученности учащихся.

Сформированность навыка работы с различными источниками информации.

Создание учащимися публикаций, презентаций.

Создание и публичная защита учащимися собственных проектов по темам УМП.

Создание учащими электронных материалов, выходящих за рамки учебной программы по предметам.

Этапы

реализации

Содержание деятельности

Сроки реализа

ции

Ответст-

венные

Прогно-

зируемые резуль-

таты

I. Диагностико-прогностический

этап

1.Повышение профмастерства педагога.

2. Составить план – график использования интерактивного оборудования.

3.Разработать план работы УМП по окружающему миру.

4.Разработать план работы УМП по русскому языку.

5. Подготовить необходимые электронные материалы по предметам: окружающий мир, русский язык.

4. Провести родительские собрания на темы: «Правило пользования компьютером. Сохранение здоровья»,

« Ноутбук и дети»,

« Компьютер для школьника». «Использование НИТ в образователь-ном процессе».

5. Разработать комплекс физкульт-минуток ( упражне-ния для глаз, профилактики близорукости), изготовление офтальмотренажёра.

6. Разработать цикл бесед (затрагивая здоровье-сберегаю-щую функцию) для детей на тему: « Я и компьютер».

7. Включить уроки с использованием информационных технологий в кален-дарно –тематическое планирование.

8. Составление отчё-та в рамках проекта «Компьютер для школьника».

2009-2010 г.

III-четв.

IV-четв.

2010-2011г.

2011-2012г.

Конец каждого года

Учитель начальных классов и учитель информа-тики

Пройти курсы по НИТ.

Разработка

планов

подготовки

и реализации

УМП.

Разработка электронных контрольно-измеритель- ных материалов.

Информиро-вание родителей о способах оказания помощи ребёнку при составлении УМП.

II. Деятельност-

но – техноло-гический этап

1. Разработать комплекты учебного материала по темам, изучаемым в 3-4 классах.

2. Учить детей планировать и орга-низовывать работу по созданию УМП в учебном процессе.

3. Участие в фестивале педагогических идей « Открытый урок» (издательство «Просвещение»).

2009 – 2012г.

Учитель

Учащиеся

Родители

Создание учащимися материалов

(презентации,

электронные

газеты, карточки по темам УМП.

Создание открытого урока и презентации по окружающему миру.

III. Контрольно-оценочный этап

1. Проведение контрольных работ по темам УМП.

2. Проведение открытых уроков для коллег.

3. Сбор и анализ материалов учащихся.

2011 – 2012г.

Учитель

Родители

Публичная презентация учебных достижений обучающихся.

IV. Аналитико – прогностический этап

1.Создание системы учёта достижений учащихся ( портфо-лио).

2.Анализ работ учащихся.

3.Сбор отзывов уча-щихся по работе УМП.

4. Проведение роди-тельских собраний по итогам работы УМП.

5. Награждение на-иболее активных учащихся и роди-телей.

5. Анализ и пер-спективы работы.

2011 – 2012г.

Учитель

Учащиеся

Родители

Оценка эффективности

используемой

технологии, планирование дальнейшей работы.

Управление и реализация проекта

Разделы

Направление деятельности

1. Мониторинг качества образования

— анализ годовых, промежуточных

контрольных работ;

— итоги промежуточной аттестации;

— диагностика сформированности ОУУН.

2. Удовлетворённость образовательными услугами

— анкетирование родителей (формирование учебного плана, качество удовлетворённости преподавания отдельных предметов;

— анкетирование педагогов.

3. Эффективность проектной деятельности

— анализ количества и качества творческих проектов.

4. Уровень владения информационными технологиями

— тестирование

5. Учебная мотивация учащихся

— входной контроль;

— итоговый контроль.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время в Казахстане идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Во многих отраслях знаний сейчас идёт поиск особых, устойчивых, сохраняющих структур, взаимоотношений и взаимосвязей. Совершенно необходимым становится подход к изучению знания в целом, к установлению связей между отдельными областями знаний. Одним из важных направлений развития современного общества является его глобальная информатизация. На фоне интенсивной информатизации всех сфер жизни и деятельности общества особую значимость приобретают вопросы информатизации образования.

Система образования в нашей стране вступила в период фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием целей и ценностей образования, осознанием необходимости перехода к непрерывному образованию, новыми концептуальными подходами к разработке и использованию технологий обучения. Реализация многих из стоящих перед системой образования на современном этапе задач невозможно без использования информационно-коммуникационных технологий.

В данной работе предполагалось раскрыть теоретическое значение и роль информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы, особенности информационно-коммуникационных технологий в образовании, а также разработать содержательно-организационную модель (проектную часть) использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Теоретическая значимость данного педагогического проекта заключается в том, что в нём представлено теоретическое обоснование эффективности использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Практическая значимость определена представленной проектной частью, в которой описана содержательно-организационная модель использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Анисимов П.Ф. Новые информационные и образовательные технологии Как фактор модернизации учебного заведения//СПО. – 2004.- № 6.-С.2.

Беспалько В.П., Беспалько Л.В. Педагогическая технология. Новые методы и средства обучения. – Вып. 2. – М.: Знание, 1989.

3. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед.институтов / В.В.Давидов, Т.В.Драгунова, Л.Б.Ительсон и др. Под редакцией А.В.Петровского – 2-е издание, испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989 – 288 л.

4. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения// Педагогические технологии. – 2004. – №2.

5. Климов В.Г. Психолого-педагогические проблемы эффективности использования информационных и коммуникационных технологий обучения// СПО. — 2004.- № 6. –С.14.

6. Крылова Н.Б. Проектные методы против классно-урочной организации образования// Школьные технологии. — 2004. – № 5. –С.59.

7. Матрос Д.Ш. Основы теории информатизации процесса обучения.//Педагогика. 2007, № 6.

8. Молочкина Н.Ю. Диагностика, анализ и мониторинг образовательного процесса в начальной школе. Журнал «Завуч начальной школы» 2002 г. № 1.

9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат. – М.: Академия, 1999.

10. Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста / Составитель И.П.Зимина, Е.Н.Костина. Объединение «Дворец молодежи». – Екатеринбург, 1998 – 24 с.

11. Роберт И.В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации.//Журнал «Информатика и образование». 2008 г. № 5, № 6.

12. Селевко Г. Современные образовательные технологии. М., «Народное образование». 1998 г.

13. Филатов О.К. Основные направления информатизации современных технологий обучения.//Информатика и образование. 1999 г. № 2.

14. Ярвилехто Т. Учение, роль учителя и новые технические средства обучения. «Школа 2100» Концепции, программы, технологии. Вып.2 – М., 1998.

PAGE

PAGE 3