Работа по УМК Перспектива

Работа по УМК «Перспектива»

Какорина Марина Анатольевна, учитель начальных классов

МОУ СОШ №102 г. Волгограда

Наша жизнь не стоит на месте. Все течет, все меняется. И человек меняется… Со временем у него появляется другой взгляд на окружающее. Хочется узнать больше нового, интересного. Таким образом, начинается поиск. Дети, с которыми мы работаем, тоже находятся в вечном поиске, но сами они даже не задумываются об этом. Они просто хотят все знать, да еще и чем быстрей, тем лучше. А мы, учителя, помогаем им в этом через разработку и внедрение новых программ, новых учебников, которые отражают современные требования общества к образованию.

Одна из таких разрабатываемых современных линий — это линия УМК «Перспектива». При создании УМК учтены не только современные требования общества, но и культурно-историческая перспектива развития. Новый УМК обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Главной целью становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика. Умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

Основными задачами УМК «Перспектива» являются: общекультурное развитие, личностное развитие, познавательное развитие, формирование учебной деятельности, развитие коммуникативной компетенции.

Каждый из предметов УМК не только дает знания, умения, навыки, но и помогает формировать универсальные учебные умения: коммуникативные, умения использовать знаковые системы и символы, выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза и т. д. Формирование универсальных учебных умений в начальной школе создает хорошую основу для самообучения и самообразования в средней школе.

Принципы построения образовательно-воспитательного процесса: гуманистический принцип, принцип историзма, коммуникативный принцип,

принцип творческой активности.

Все указанные выше задачи и принципы обучения нашли отражение в программах, учебниках, учебных и методических пособиях УМК «Перспектива». В учебники включены блоки, связанные с обобщением, интеграцией и применением знаний на практике («За страницами учебника»). Отличительной особенностью УМК является то, что основой всех учебных предметов выступают понятия «культура», «общение», «познание», «творчество».

Важным условием успешности реализации программы «Перспектива» является индивидуальный подход к каждому ученику. Учебники содержат задания разной степени сложности, обеспечивая возможность варьировать задания с учетом уровня подготовленности ученика. Выбор заданий, лежащих в зоне ближайшего развития ребенка, т. е. заданий, выполнение которых предполагает совместную с учителем работу и одновременно требует мобилизации собственных усилий, позволяющих учащемуся пережить чувство успеха и гордости за свои достижения, делает обучение поистине развивающим. Обучение в зоне ближайшего развития формирует такие личностные качества, как целеустремленность, настойчивость, уверенность в себе, готовность к преодолению трудностей.

Обучение по комплекту «Перспектива» позволит каждому ученику сохранить самоуважение и интерес к познанию и открытию нового. Познавательная активность и инициатива учащегося приветствуются. В учебниках задания предлагаются в такой форме, чтобы оживить познавательную активность, любознательность и познавательный интерес ребенка. Новая система направляет активность ребенка в сферу культуры и свободного творчества.

Еще одно преимущество УМК «Перспектива» в том, что, обучаясь по этой программе, ученик на каждом уроке приоткрывает для себя будущие темы обучения. Обучение строится по диалектическому принципу, когда введение новых понятий и идей, первоначально представленных в наглядно-образной форме или в виде проблемной ситуации, предшествует их детальному изучению.

Каждый учебник снабжен системой заданий, направленных на развитие как логического, так и образного мышления, воображения, интуиции ребенка, формирование ценностного мировоззрения и нравственной позиции личности. Развитие чувства прекрасного, понимания эстетической ценности изучаемых объектов и событий является важнейшей составляющей УМК «Перспектива». Способность переживать красоту, гармонию, единство с миром и природой является не менее значимой, чем способность читать, писать и считать без ошибок. УМК «Перспектива» открывает новые возможности для интеграции познавательного и личностного развития ребенка.

Большое внимание в комплекте «Перспектива» уделяется художественному оформлению учебников и учебных пособий. Все учебники и рабочие тетради ярко оформлены, что не только соответствует возрастным особенностям детей младшего школьного возраста, но и несет развивающую и познавательную функцию. Наличие рабочих тетрадей по математике, окружающему миру, русскому языку, технологии позволяет увеличить темп урока и его продуктивность.

Кроме того, я считаю положительными моментами «Перспективы» еще и то, что дети в игровой форме входят в мир общения. Темы уроков, задания учебников отражают потребности ученика, помогают ему грамотно общаться с окружающим миром, а значит, формируют положительную мотивацию к обучению. Процесс общения здесь специально изучается детьми.

Коммуникативно-познавательная линия прослеживается во всех учебниках комплекта. Коммуникативная направленность воспитывает культуру взаимоотношений, развивает интерес к языку, уважение к слову. Через ознакомление с миром людей, чисел, природы, через познание самого себя, единство с семьей, школьным коллективом идет всестороннее гармоничное развитие личности.

Хочу отметить положительные моменты и на примере своего класса. По результатам обследования психолога школы в начале учебного года в коррекционных занятиях нуждалось большее количество учеников, чем на конец учебного года. Просматривается положительная динамика развития познавательных процессов: памяти, мышления, внимания; рост учебной мотивации. По результатам итоговых работ — качество знаний по учебным предметам повысилось. Все это говорит об успешно формирующейся познавательной активности учащихся, о высоком уровне психологического комфорта, о хорошей работоспособности и т. д. А способствует этому положительно эмоциональное восприятие УМК «Перспектива», актуальное соответствующее современным стандартам содержание учебных пособий, системно и доступно изложенное.

Список использованной литературы:

1. Комплект «Перспектива» Программы для начальной школы /под ред. Л.А.Виноградской.- М.:Просвещение, 2007 год

2. Пояснительная записка к системе учебников «Перспектива» (для 1-4 классов общеобразовательных учреждений) ОАО «Издательство «Просвещение»

3. Сайт HYPERLINK «http://www.prosv.ru/umk/perspektiva»www.prosv.ru/umk/perspektiva