Работа с картоном и бумагой Народные промыслы России Посуда

Наделяева Ольга Николаевна, учитель начальных классов, БОУ СОШ №1 ст. Динская

Внеурочная деятельность, кружок «Волшебная бумага», 2 класс

Тема занятия: Работа с картоном и бумагой. Народные промыслы России. Посуда.

Цель: создание бумажных сервизов в технике хохломской, гжельской и городецкой росписи.

Задачи:

Обучающие: учить работать по технологическим картам, учить использовать знания и умения, полученные на уроках технологии, окружающего мира, литературного чтения для выполнения творческого проекта; учить работать в коллективе, пользоваться информацией.

Развивающие: развивать творческое мышление, моторику мелких мышц, самостоятельность, пространственные представления

Воспитательные: воспитывать личностные качества: любознательность, умение слушать, аккуратность, активность, культуру труда.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, технологические карты, шаблоны посуды, флеш-ролики с этапами изготовления посуды, ножницы, клей, шаблоны с элементами орнамента.

Форма организации работы: групповая

Тема

Работа с картоном и бумагой. Народные промыслы России. Посуда.

Цель работы

Создание бумажных сервизов в технике хохломской, гжельской и городецкой росписи.

Планируемый результат

Предметные умения

Осуществлять поиск необходимой информации об особенностях народного промысла, используя материалы разных источников и собственный опыт. Совершенствовать технологию выполнения аппликации.

Соотносить этапы изготовления изделия с этапами создания росписи.

Составлять композицию в соответствии с тематикой.

УУД

Личностные: проявлять интерес к предметам декоративно-прикладного искусства; осознанное желание создавать и оформлять образцы изделий и рассказывать о них; проявлять творческое отношение к процессу создания изделий; осмысливать значение народных промыслов для развития декоративно-прикладного искусства, изучения истории родного края, сохранения народных традиций.

Регулятивные: выполнять учебное действие в соответствии с планом и по алгоритму, используя правило экономного расходования материала;

анализировать с помощью учителя способы изготовления изделия, выделять этапы работы; наблюдать и выделять особенности различных росписей; организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного использования инструментов; контролировать, корректировать свою работу и оценивать ее по заданным критериям.

Познавательные: анализировать изображение орнамента; выделять особенности оформления изделий, выполненных в разных техниках, сравнивать виды народных промыслов.

Коммуникативные: формирование умения работать в малых группах; формулировать собственное мнение; строить понятное высказывание; согласовывать свои действия с партнером и приходить к общему решению; верно использовать речевые средства, представляя результат деятельности.

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

ИЗО (знакомство с декоративно прикладным познакомить с разными стилями и видами росписи)

Окружающий мир (знание и применение правил техники безопасности).

Русский язык (обогащение словарного запаса учеников).

Фронтальная, в группах, индивидуальная.

Компьютер, презентация к уроку, технологические карты, шаблоны посуды, флеш-ролики с этапами изготовления посуды, ножницы, клей, шаблоны с элементами орнамента.

I этап. Мотивация к деятельности.

Цель: мотивировать учащихся на изучение темы «Работа с картоном и бумагой. Народные промыслы России. Посуда»

5 минут

-Здравствуйте, гости дорогие, ученики мастеровые, добро пожаловать в нашу мастерскую. Нужны мне сегодня помощники, народ толковый да шустрый. Только уговор у меня с вами будет такой: для работы нашей славной шум за дверью мы оставим! Согласны?

-Ребята, давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. Что вы чувствуете, держа друг друга за руки?

-Как вы думаете, эти качества могут пригодиться нам для работы?

Подумайте, а какие умения могут понадобиться нам для успешной работы?

-А еще исстари говорили: «Где хотенье, там и уменье!»

-Садитесь!

-А теперь оглянитесь, вокруг, улыбнитесь! Посмотрите, сколько у нас гостей сегодня! А чем принято встречать гостей на Руси?

-А чем ещё можно угостить людей, спешащих к нам, после долгой дороги?

-А всё ли есть у нас для встречи дорогих гостей? Чего не хватает?

-Как всё это называется одним словом?

-Верно. Кто же догадался, почему заговорили сегодня о посуде? Вспомните, какое изделие мы изготовил на прошлом занятии и для чего оно служит? Как называется техника росписи подноса?

Тепло, поддержку, уверенность, что рядом друзья.

-Да

-Терпение, аккуратность, усидчивость, старание, внимательность…

-Хлебом -солью

-Напоить чаем

Варианты детей.

-Посуда.

Жостовская роспись

II этап. Учебно-познавательная деятельность. Вхождение в ему проекта. Расширение знаний об окружающем мире.

Последовательность изучения

Обучающие и развивающие задания.

Диагностические задания.

Цель: актуализировать знания учащихся о разных видах росписи

5 минут -А существуют ли другие виды росписи, кроме Жостовской

-Верно. Мы продолжаем наше путешествие по городам и сёлам России, чтобы изучать разные виды художественных промыслов.

-Сегодня вы попробуете себя в роли мастеров. Для этого я приглашаю по одному представителю от группы, который и выберет задание для своей группы, отгадав загадку.

Гжель, Хохлома, Городецкая роспись…

Представители от каждой группы подходят к доске, выбирают листок, отгадывают загадку (с обратной стороны листа — отгадка для самопроверки), получив задание, идут к своей группе.

1. Резные ложки и ковшиТы разгляди-ка не спеши.Там травка вьётся и цветыНебывалой красоты.Блестят они, как золотые,Как будто солнцем залитые.Все листочки как листочки,Здесь же каждый золотой.Красоту такую людиНазывают ….Хохломой.

2. Сине-голубыеРозы, листья, птицы.Увидев вас впервые,Каждый удивится.Чудо на фарфоре -Синяя купель.Это называетсяПросто роспись… Гжель

3. Ярко красками горя,

Чудо — птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Что же это за узоры

Тонко вывела рука? … Городецкие

III этап. Выполнение изделия

1. Составление плана работы

Цель: вхождение в проблему, выдвижение идей, составление плана действий.

7 минут

Цель – формировать у учеников умение анализировать ход работы по изготовлению посуды

Каждая группа получила папку с названием того вида промысла, который они будут сегодня изучать более подробно. Опираясь на эти папки, вам нужно составить краткое сообщение о своём виде промысла. Кроме этого, у вас на столах стоят ноутбуки, где вы сможете просмотреть процесс изготовления изделий, а увиденные этапы работы заполнить в таблице. Для этого каждая группа должна разделиться и решить, кто какую работу будет выполнять. Приступайте.. Не забывайте о правилах работы в группах.

-Прошу представителей каждой группы кратко рассказать о своём виде промысла.

-Молодцы!

-А можем ли мы воспроизвести все эти этапы в классе? Из чего мы можем сделать посуду и как?

Посмотрите на файлы с заданием, как думаете, что будем делать сначала, что потом?

-Какой план работы мы можем составить?

Физминутка

I. Первая часть каждой группы, просмотрев информацию в папке, составляют краткое сообщение в виде задания «Закончи предложение».

Название происходит от…….

Основные цвета в росписи: ….

Главные элементы росписи:…

В этой технике расписывают: …..

II. Вторая часть группы, просматривая ролик, заполняет таблицу : «Этапы изготовления посуды»

1.Гжель.

-Нанесение рисунка

-Покрытие глазурью

-Обжиг в печи

2. Хохлома

Грунтовка жидкой глиной

-Сушка

-Грунтовка олифой. (-Что это?)

-Сушка

-Грунтовка алюминиевой пудрой

-Нанесение рисунка.

-Покрытие лаком

-Сушка

3. Городецкая роспись

Грунтовка (покрытие краской)

-Нанесение рисунка.

Ребята выдвигают идеи по созданию посуды.

Дети высказывают своё мнение, этапы, одобренные всеми, фиксируются на доске. Далее каждая группа получает лист с планом действий.

2. Изготовление объектов сервиза по плану

Цель: формировать у учеников умение работать с бумагой; составлять композицию в соответствии с тематикой

13 минут

1.Под руководством учителя выполняют работу по составленному плану.

Учащиеся вспоминают правила работы в группе.

Ребята выбирают необходимые для их росписи элементы, вырезают, составляют узор, приклеивают.

IV этап. Защита проектов.

Цель: демонстрация выполненной работы, представление результатов.

6 минут

Каждая группа выходит к доске и представляет свою работу.

Как называется ваш сервиз?

Какой орнамент использовали?

Какие трудности возникли при её изготовлении?

Где можно использовать ваше декоративное украшение? Для чего?

-Молодцы, ребята! Такие замечательные сервизы у нас получились.

У каждого из вас на столах есть индивидуальные листы, заполните их , оценив свою работу в группе.

-Спасибо вам за работу, за хорошее настроение.

Теперь, я думаю, и гостей наших пора пригласить выпить чаю .

Защищают свои работы ответственные в группах.

Почему именно эти цвета? (Цвета природы)

— Какие чувства символизируют эти цвета? (Красный — радость, золотой — тепло, счастье, богатство, красота и чистота; зеленый — цвет жизни, природы; черный – торжественность).