Работа с художественой и научно-познавательной литературой

Тема: Книга — твой друг и помощник {Работа с художественной и научно-познавательной литературой).

Цели: Повторить правила обращения с книгой. Учить добывать знания из книг.

Уточнить представления детей о художественной и научно-познавательной литературе. Развивать речь учащихся, расширять кругозор.

L Организационный момент. Вступительная беседа.

Учитель: Хорошая книга, мой спутник, мой друг, С тобой интересней бывает досуг. Мы время отлично проводим вдвоем И наш разговор потихоньку ведем… Ты говоришь про дела смельчаков, Про злобных врагов и смешных чудаков, Про тайны земли и движенья планет. С тобой ничего интереснее нет.

Ты учишь правдивым и доблестным быть, Природу, людей понимать и любить. Тобой дорожу я, тебя берегу, Без книги хорошей я жить не могу. (Н. Найденова)

Почему говорят, что книга наш лучший друг?

Вывод: Книги учат нас добру; из книг мы получаем знания; книга хранит мудрость человечества, опыт наших предков, накопленный веками.

«Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению»

II. Постановка цели.

Но отдавать свои знания книга может только тому, кто умеет ею пользоваться, умеет обращаться с книгой.

Сегодня мы повторим, как нужно обращаться с книгой и будем учиться добывать знания из книг.

III. Работа по теме. (Работа с художественной литературой)

1)- Первый вопрос, на который нам предстоит дать ответ это:

«Что нам поможет выбрать нужную книгу?»

2)- Возьмите инструкционную карту № 1.

Читайте ее. Работаем 5 мин.

3)Отчет групп.

IГруппа, {читают вопрос, дают ответ)

Рассказ о гигиенических правилах при работе с книгой.

Стихи.

Вывод: прежде, чем выбрать книгу нужно вспомнить гигиенические правила работы с книгой.

IIГруппа.

1. — Мы прочитали фамилию автора — Бианки. — Вспомнили другие его произведения

— Сделали вывод, что он писал о природе. Значит и это произведение о природе.

Вывод. По фамилии автора можно узнать о чем книга.

Ф.И.О. автора

2. — Мы посмотрели иллюстрации в книге. Они о войне.

— Прочитали содержание. Там написано:

— Сделали вывод, что эта книга о войне.

Вывод.

Учитель: — Да, оглавление или содержание и иллюстрации

помогают нам выбрать нужную книгу.

Ill группа.

1. Мы прочитали краткое содержание книги и узнали, что она о (зачитывает ученик).Значит по содержанию можно узнать, о чём книга

Вывод.

Учитель: — Да, краткое содержание есть во многих книгах.

Называется оно: аннотация и печатается в начале или в конце книги.

Общий вывод: Учитель еще раз читает вопрос (на доске) « Что нам поможет выбрать нужную книгу?», ученики читают ответы-таблички: фамилии автора, оглавление или содержание, иллюстрации , аннотация

IV. Работа с научно-познавательной литературой.

1.Вступительная беседа к подтеме.

Учитель: Учились работать сейчас мы с вами с художественной

литературой, (показ на выставку книг).

Какие книги можно отнести к художественной литературе? (повести, рассказы, стихи)

Когда мы читаем такие книги? (когда задают в школе, когда отдыхаем)

2.Постановка цели.

— Сейчас будем учиться работать с этой литературой (обращаемся к выставке)

3.Работа с научно-познавательной литературой.

— На нашей выставке стоит словарь (учитель берет его)

У каждой группы на парте тоже лежит словарь.

Я предлагаю всем группам взять одно слово «библиотека» и

посмотреть, что написано в вашем словаре про это слово.

По ходу работы:

вспомнить, как устроен словарь? (по алфавиту)

найдите слова на букву Б

читайте

Проверка: Что узнали вы?

а)орфографический — как правильно писать это слово

б)толковый — что обозначает, т.е. его лексическое значение

в)этимология — откуда пришло это слово

Вывод:

не все словари одинаковые, каждый имеет свое предназначение(орфографический,толковый, этимологический)

б)Вторыми на выставке стоят справочники.

Какой справочник вам лучше всех знаком (Шкляровой)

Для чего он нужен?

Как с ним работаете? (индивидуальный опрос)

в)Третьими стоят энциклопедии (учитель читает в словаре обэнциклопедии)

Учитель: Много интересного содержат эти книги. Из них можно много узнать нового, интересного. Рассмотрите. Сравните со словарем.

-Как обе книги устроены? (по алфавиту)

-Чем отличаются ?(карта, фото, схемы)

Чтобы человек не просто прочитал о чем-то, но и лучше представил явление, о котором читал.

-Как найти в библиотеке нужную книгу?

(в алфавитном порядке по фамилии автора, по жанру (стихи, рассказы), по картотеке (показ карточки)

V. Практическая работа

1)Постановка цели

-Вот сейчас мы, пользуясь справочной литературой, попробуемответить на II вопрос нашего урока.

«Откуда книга пришла?»

Возьмите инструкционную карту № 2 Работаем.

Отчет групп:

На доске появляется запись:ШумерФедоров

Клинопись«Апостол»

Папирус Берестяная грамота

4)Обобщение: — Откуда книга пришла? (из глубокой древности)

Кроссворд

Как называется государство, где появилась первая книга? (Шумер)

Как называлась письменность шумеров? (клинопись)

Из чего делали первые книги? (глина)

На чем писали в Египте? (папирус)

На чем писали в древней Руси? (береста)

Кто в России напечатал первую книгу? (Федоров)

Как называлась первая печатная книга? (Апостол)

На чем сейчас печатают книги? (бумага)

Хранилище книг? (библиотека)

5)Вывод:

Какие книги помогли нам узнать ответы на вопросы? (энциклопедии)

Чтобы ответить на поставленный вопрос, обязательно ли было читать всю книгу до конца? (нет), а только материал по теме.

Учитель: Если художественную книгу можно прочитать 1 раз и не возвращаться к ней больше, но от начала до конца, иначе мы не сможем воспринять весь текст, то научно-познавательной литературой (словарями, энциклопедиями) можно пользоваться всю жизнь, возвращаться к ней снова и снова, черпая из нее все новые знания.

6) самостоятельная работа: определить о чем книга, пользуясь 1 схемой и ищем объяснение непонятным словам в толковом словаре)

VI. Итог урока.

Чему был посвящен урок? (книге)

Чему учились? (пользоваться разного вида литературой)

Я надеюсь, что вы теперь будете чаще пользоваться различного вида литературой. Ведь не зря говорят: «Кто много читает, тот много знает».

И закончить урок я хочу стихотворением:

Под всемирным небосводом Книгу любят и хранят Пусть же крепнет с каждым годом Дружба книги и ребят

Приложение (для I группы)

Опираясь на свой опыт расскажите о гигиенических правилах работы с книгой.

Вспомните стихи.

Инструкционная карта № 1 (для II группы)

Угадай, о чем книга. Для этого:

Вспомни прочитанные ранее произведения этого автора;

Запиши их названия , , ;

Сделай вывод.

Инструкционная карта № 1 (для III группы)

Угадай, о чем книга ? Для этого:

1)Рассмотри иллюстрации книги;

Прочитай название книги;

Прочитай оглавление;

4)Ответь устно.

Инструкционная карта № 1 (для IV группы)

1) Вспомните стихи.

Инструкционная карта № 2 (для I группы)

Ответь: Где впервые появились книги? Какими они были?

Для этого:

открой книгу «Путь книги на стр. … , прочитай;

вспомните, что вы готовили дома по этой теме;

расскажи устно.

Инструкционная карта № 2 (для II группы)

Ответь: На чем писали книги в Древнем Египте?

Для этого:

открой энциклопедию «Что такое? Кто такой» том 2, стр. 128; Найди последний абзац (В Древнем Египте…) Подготовьтесь читать вслух.

Инструкционная карта № 2 (для III группы)

Ответь: На чем писали в Древней Руси?

Для этого:

открой энциклопедию том 1, стр. 149; Найди абзац «Уже десять веков..,» Подготовьтесь читать вслух.

Инструкционная карта № 2 (для IV группы)

Ответь: Кто напечатал на Руси первые книги?

Для этого:

открой книгу;

прочитай текст стр….

Вспомните текст, подготовленный дома

Ответь устно.