Работа с одаренными детьми через систему дополнительного образования

Учитель: Мещерякова Н.А ноябрь 2011г

Выступление на МО: «Работа с одаренными детьми через систему ДО».

В условиях, происходящих в нашей стране социально-экономических изменений потребность общества в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России, востребована как никогда прежде. Этим обусловлен социальный заказ общества на развитие творчески одаренных личностей, который в нашей стране получил отражение, в частности, в президентской программе «Дети России», включающей раздел «Одаренные дети» (1996), «Национальной доктрине образования РФ» (2000), «Концепции модернизации образования до 2010 года». Президентская инициатива «Наша новая школа» 2009г. Во всех этих документах развитие способностей, одаренности личности ставится в качестве одной из приоритетных задач. Система дополнительного образования ГОУ СОШ № 601 позволяет развить интересы ребенка в различных областях.

Кружок «Искусство художественного чтения» помогает раскрыть ребенку свои возможности и развить их в разных направлениях.

Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности».

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

 Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

применение междисциплинарного подхода;

углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;

насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;

поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;

поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;

поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;

оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов;

установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин;

принятие и учет возможного неравномерного (дисгармоничного) развития личности ребенка с признаками одаренности;

установка на готовность к непрагматическому риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных, идеальных ценностей при любых обстоятельствах.

Обязательным условием формирования у ребенка чувства успешности – обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях. Учащиеся кружка успешно выступают в конкурсах различного уровня.

За период с 1сентября по 29 октября 20011г. в школе были проведены:

Турнир памяти В.В.Давыдова «Мыслю,действую,знаю» (2-4 классы);

Конкурс «Страна русского языка» (в рамках ГЭП «Пушкинское слово») ( учащиеся 3-4 классов);

Математическая олимниада А.Леманского (учащиеся 3 -4 классов);

Школьный тур предметной олимпиады по русскому языку (среди учащихся 2 – 3 классов);

Математический конкурс «Осенний Олимп» на приз Большого Кованого Гвоздя

(ученик 3А класса).

6.Выставка «Осенние поделки».

.    Главное правило организации работы с одаренными детьми через систему ДО —  создание общих условий для раскрытия задатков и развития способностей всех учащихся (сохранение индивидуальности, личностный подход в образовании, развитие творческих способностей средствами искусства на уроках и внеклассной деятельности).