Работа с одарёнными детьми_62967

В категорию проблемных детей попадают одарённые, неординарные дети, те, для которых занятий по обычной школьной программе бывает недостаточно. Если спросят: «Кто осмелится работать с ними?» — отвечу смело: «Я!». И не в обычном классе, где более 30 человек и учитель ориентируется на среднего ученика, а в маленьком коллективе, где каждый имеет возможность выражать своё мнение по поводу того или иного вопроса, экспериментировать, выдвигать гипотезы, вести исследовательскую работу в рамках сорокапятиминутного урока.

Актуальность проблемы

  Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?:

— Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.

— В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.

— В школе должны быть свои традиции.

— Школа должна давать современное образование.

— В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы  с одаренными детьми в системе дополнительного образования.

Однако, прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться, о чём, собственно, я буду вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как: способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Одаренность — понимают  как системное, развивающееся в течение жизни качество   психики,   которое   определяет  возможность  достижения человеком   более   высоких   результатов   в   одном   или   нескольких   видах деятельности по сравнению с другими людьми.

  Одаренный   ребенок   —   это  ребенок,   который   выделяется   яркими, очевидными,  иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.    

В Шеморданском лицее (Сабинский муниципальный район Республика Татарстан) можно создать условия для реализации интеллектуального капитала. Надо только захотеть!

Диагностику одарённости лучше всего проводить в 6 – 7 – летнем возрасте. Это одна из обоснованных идей. Значит, нам, учителям начальных классов, и карты в руки. Страшно? Да, но «дорогу осилит идущий» — гласит древняя мудрость. Ответив на вопрос, сформулированный в начале работы, я вышла на дорогу.

Помня, что проблема одарённого ученика начинается с проблемы одарённого учителя, я задалась вопросом: «А какова я?». Ведь учительский опыт (мой стаж педагогической работы – 15 лет) ещё не показатель талантливости, а для работы с одарёнными детьми мало иметь высокий профессионализм и хорошо знать психологию учеников. Надо быть высокообразованным человеком, постоянно совершенствоваться, обладать хорошим здоровьем и жизнерадостностью, иметь широкий круг интересов, творческое, нетрадиционное мышление и, наконец, душевную теплоту, расположенность к детям, доброжелательность, чуткость, быть всегда готовым к пересмотру своей точки зрения.

Я была уверена, что обладаю всеми этими качествами на 80 %, поэтому мне так хотелось попробовать себя в новом деле!

Зная, что всякое полузнание хуже незнания, я обратилась к первоисточникам: перечитала множество книг и брошюр, газетных публикаций по проблеме одарённости, встречалась с психологом нашего лицея Рахмановой Айсылу Аминовной и обретала уверенность.

Каждый год, в августе месяце в нашем лицее проводится собеседование для будущих первоклассников. В рамках психологического сопровождения была проведена диагностика первоклассников. «Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения». Обследование носило как индивидуальный, так и групповой характер. Участие приняли учащиеся 1 «А», «Б», «В» класса, всего – 82 человека, что составляет 94,2% от общего числа первоклассников. Большее число первоклассников, 57 человек (69,9 %) готовы к обучению в школе, 23 человека (28,1 %) – условно готовы, 2 человека (2,4%) к обучению не готовы.

Формы выявления одаренных детей:

-наблюдение;

-общение с родителями;

-работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;

-олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.

Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации.

создание психолого-педагогических условий для развития профессионального мастерства;

формирование комплексного подхода (психолого-педагогического и профессионально-личностного) к образованию педагогов;

определение профессионально-личностных качеств педагогов, работающих с одаренными детьми.

И вот в моём классе 20 пар распахнутых глаз, жаждущих знаний. В путь, мои «одарёночки», «через тернии – к звёздам»!

Путь оказался действительно тернистым. Работать с одарёнными детьми – огромный труд, так как каждый из них – личность, индивидуальность.

Признаки, которые отличали моих одаренных учеников.

У них отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.

    Психологический аспект: у одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей, но в возрасте 2-5 лет они не могут четко развести реальность и фантазии: одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам»; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, т.к. они не понимают, что восприятие мира у всех разное. В дальнейшем основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой активности. Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других «стандартных» решений. Общая одаренность выражается в более «быстром» обнаружении решения:

*как правило, более активно и всегда чем-либо заняты. Занимают себя делами, которые иногда не относятся к уроку;

*настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию;

*благодаря многочисленным умениям они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью;

*умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации;

*некоторые ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.  

Цели и задачи работы с одаренными детьми      

Цели

Задачи

1. Выявление одаренных детей

1.Знакомство с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми.

2.Обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации.

3. Накопление библиотечного фонда по данному вопросу.

4. Знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики.

5. Проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.

2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто одаренных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественных скачок в развитии их способностей.

1. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

2. Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками.

 Формы и методы работы с одарёнными детьми.

                Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду  самопознанию.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем свое жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

    Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны

методы работы:

исследовательский;

частично-поисковый;

проблемный;

проективный;

синектика.

Формы работы:

1. классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

2. консультирование по возникшей проблеме с родителями;

— психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;- совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;- поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне лицея;

-родительские собрания «Советы взрослым по развитию творческих способностей детей» (из книги Одаренные дети — М.. 1991 г.)

3. научные кружки, общества

4. дискуссия;

5. ТРИЗ;

6. игры.

Очень важны:

предметные олимпиады;

интеллектуальные марафоны;

различные конкурсы и викторины;

— Ребята приняли активное  участие в международном конкурсе-игре «Кенгуру», и российском конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех».

— Февраль 2009 год – награждены дипломом за участие во Всероссийском конкурсе детского творчества «Ёлочка».

— Шигапова Наиля награждена дипломом за участие в районном конкурсе «Мой ученик – моя гордость».

— Январь 2010 год – Сабирзянова Гузель заняла 2 место в конкурсе «Страна мастеров» в номинации «Необычная новогодняя игрушка».

словесные игры и забавы;

проекты по различной тематике;

Хорошо налажена  исследовательская работа по таким направлениям, как экология, краеведение.

игра «Научно  — исследовательская лаборатория»;

игры  А. Зака;

ролевые игры;

индивидуальные творческие задания;

продуцирование.

  Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие или формы и виды творческой деятельности.

Взаимодействие лицея с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности:                                                                  * Художественная школа           Одаренный ребенок          *  Музыкальная школа                                                                  *  Спортивные школы

                                            * Центр детского творчества                                                                                                               

Методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться определенным своеобразием.

Могут использоваться, в частности, тематические и проблемные мини – курсы, «мозговые штурмы» во всех вариантах, ролевые тренинги, развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно – практической работы или творческих зачетов и т. п.

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными учащимися, следует признать нецелесообразным в условиях общеобразовательной школы выделение таких детей в особые группы. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими тоже способными детьми. Это позволит создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимального развития всех учащихся школы. Однако при этом не исключается возможность создания групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода творческих заданий .

Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную деятельность, дискуссии, диалоги.

Проблемы одаренных детей

Спортивные и художественные таланты воспринимаются положительно, но высокий интеллект не рождает симпатий. Людей раздражают интеллектуалы.

1. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них.

2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.

3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, несклонны таким образом конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

4. Погружение в философские проблемы. Они задумываются над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозное верование.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.

Уитмор (1880), изучая причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы:

1. Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровняю Стремление к совершенству проявляется рано.

2. Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.

3. Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.

4. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

5. Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

6. Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.

Я испытала огромную радость и восхищение, когда в 1 класс ко мне привели семилетнего Аделя, запросто решавшего задачи по математике для второклассника, способного вести разговор о планетах, поддерживать беседу на любую тему… Поэтому я не подозревала, какие психологические и педагогические трудности ожидают меня с этим необыкновенным ребёнком. Родители также были счастливы: ведь их сыне будет одинок, он будет в детском коллективе.

Через месяц стало ясно: Адель – первый в классе, при этом, часто говоря ученикам в классе: «Посмотрите, Аделю только семь лет, а он уже давно всё понял, вам же надо сто раз объяснять».

В течение нескольких месяцев отношение класса к Аделю резко поменялось, так как изменилось и поведение Аделя. Он постоянно перебивал учащихся во время ответа, а меня поправлял во время объяснения нового материала, часто громко заявлял: «А я это уже знаю!», иногда удивлённо спрашивал: «А вы что, этого раньше не знали?». Естественно, что я уже перестала восторженно ахать при упоминании имени чудо – ребёнка. Аделю на уроках явно становилось скучнее и скучнее. Если я ещё терпеливо объясняла что-то Аделю по поводу скромности, то ученики, уже не стесняясь, с ненавистью выкрикивали: «Заткнись, выскочка!», «Молчи, зазнайка!» Ну а после уроков… естественно драки. Адель в драках не уступал, хотя не понимал, за что его так не любят, рыдал, переживал.

Понимая и приветствуя желание моих коллег работать с такими же детьми, у меня возникло желание поделиться с учителями, взявшимися за эту работу, своими заметками и пожеланиями.

Уважаемые учителя! Прежде всего, Вам необходимо психологически настроиться на работу с одарённым учеником, при этом ориентируясь на следующие пожелания:

Познакомьтесь с имеющейся в нашей стране литературой об одарённых детях.

Поблагодарите судьбу за то, что вам доверено работать с одарённым учеником. Поверьте, работа с ним оставит в вашей педагогической деятельности неизгладимый след.

Изучите и примите все индивидуальные особенности поведения этого ученика: нежелание безоговорочно подчиняться, принимать всё сказанное вами на веру, тугодумство или, наоборот, привычку моментально высказываться вслух, отключение от урока («уход в себя »), привычку перебивать и многие другие.

У одарённого ученика, как правило, самооценка высокая, иногда покажется, что «неоправданно завышенная». Важно поверить в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам покажется непостижимым. Вот конкретный пример. Регина ученица 4 класса нашего лицея пришла решать контрольную по математике, состоящую из 10 задач на движение. Я засомневалась в том, что Регина справилась с задачами за 20 минут. Поэтому, достав учебник по математике, я предложила ей решить дополнительно задачу. Но Регине это не понравилось. Она заявила, что это «не интересно» и вместо предложенных ей задач придумала задачи более сложные и интересные, чем в данном учебнике. После этой контрольной она составила «Пособие задач на движение по математике», используя сказочные сюжеты, персонажей из сказок и подарила мне. Кстати, это типичный пример «обучения» одарённых детей. Школьному учителю трудно поверить в то, что порой ученики умнее их, учителей. А. Эйнштейн писал: «Умственные унижения и угнетения со стороны невежественных и эгоистичных учителей, производят в юной душе неизгладимые опустошения, которые оказывают роковое влияние в зрелом возрасте».

В таких случаях учителю можно порекомендовать подумать и о своей самооценке.

Уважайте и обсуждайте любую его даже «бредовую» идею.

Очень важно ровное отношение к одарённому ученику: действительно заслуженные похвала за успехи и критика за недостатки независимого от его возраста. Требования должны быть даже несколько завышенные, точнее, должны соответствовать его умственному интеллекту.

Следите за здоровьем и психологическим состоянием одарённого ученика.

Не переживайте и не обижайтесь на то, что, несмотря на все приложенные усилия, ваш предмет и вы сами – не самые любимые у этого ученика. Не ожидайте особой благодарности от одарённого ученика за то, что на него затрачено гораздо больше времени и труда, чем на обычного ребёнка. Ведь он посчитает это за норму и, скорее всего, не заметит этого (сразу оговорюсь, что одарённые дети – благодарные ученики).

Если психологически вы подготовлены, то теперь вы должны подумать о главном – методике обучения. Конечно же, общей методики нет, так же, как и нет учебников в школьном понимании. В настоящее время существует методика и великолепная учебная литература развивающего обучения, которая действительно развивает способности обычных учеников, но у вундеркиндов эти способности – «дар божий» и сутью его обучения является стремление познать истину. Базой для обучения не может быть конкретный учебник или учебники, поскольку знания одарённый ребёнок черпает из опыта жизни и человеческого общества.

Все одарённые дети обладают невероятной способностью «поглощать» знания. Они обожают словари, энциклопедии, справочники, первоисточники. Вы – временный попутчик в этом процессе и, как уже стало ясно, не единственный источник познания. Но в то же время именно вам предоставляется редкая возможность создать у одарённого ребёнка впечатления жизеопределяющие, тем самым повлиять на всю его дальнейшую деятельность». Вы преподаёте не «предмет», а вводите его в науку.

Обычный план урока, включающий в себя даже 5-10 уроков для обычных учеников – не годиться. Усиленно готовлюсь к занятиям, рассчитанным на неделю, а «он» или «она» выполнила всё за 15 минут, пришлось импровизировать. «Импровизировать» не пришлось бы, если бы с самого начала урок был спланирован нетрадиционно, творчески. Подготавливая урок для обычного класса, учитель вынужден строить его, ориентируясь на среднего ученика (в лицеях и гимназиях на средне-способного ученика), дифференцируя на слабых и сильных. Одарённые ученики требуют принципиально другой подготовки, поскольку в отличие от «школьно-одарённого ученика» (см. В. Юркевич), их отличает необычное стремление к «перепроверке», «уяснению для себя», экспериментированию. А «основной принцип экспериментирования заключается в сомнении, которое оставляет духу свободу его собственной инициативы» (Клод Бернар). Без такого «сомнения» и «собственной инициативы» урок для одарённого ребёнка практически потерян. Ведь то, что вами где-то прочитано, может быть прочитано и им самим.

Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, я всегда должна помнить о норме загрузки. Если обучение будет лёгким, пусть даже информационно интересным, ученик (хоть это и странно звучит) быстро устаёт. Его мозг должен быть постоянно в работе. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе – обязательные составные успешных уроков.

«Одарённые ученики – трудоголики, особенно в период увлечения какой-либо идеей». В это время они с головой уходят в интересующую их сферу, полностью игнорируя всё то, что к ней не относится, отключаясь от внешнего мира. Особенно показательны учащиеся – технари, компьютерщики. В стремлении постичь «виртуальную реальность», они доводят себя до полного транса.

Для таких учеников характерны периоды подъёма и спада. Именно поэтому, среди них отличники и медалисты – редкость. Школьные отметки для этих детей – не самоцель, но воздействовать на них плохими отметками можно, учитывая их малый возраст. Можно обидеть, унизить, но подтолкнуть к действию – маловероятно.

Конечно, чтобы получить хороший результат воспитательной работы, нужен постоянный контакт с родителями, нужно взаимопонимание, доверие к педагогу. Родители рады, что с их детьми занимаются делом, что у их детей определен досуг. И взрослые оказывали помощь: предоставляли автобус для выезда в театр, на природу, приходили на наши выступления и помогали оформлять сцену, переодеваться детям во время представлений, снимали видеофильм о жизни класса, организовывали ремонт и благоустройство кабинета, проводили по моей просьбе классные часы о людях интересной судьбы (рассказывали о своей профессии) и охраны жизнедеятельности. Благо, что в родительском коллективе были врачи, преподаватели музыки, английского языка. Говорю им за это: “Спасибо!”

Успех, доброта, игра, образование, комфорт, активность, творчество, здоровье – вот, по моему мнению, гарантия успеха выбранных мной средств и форм воспитательной работы с учащимися класса, с детьми с особой одаренностью. Критерии школы – удовлетворить маленьких людей результатами своего труда. Деятельная активность всех участников воспитательного процесса: школьников, педагогического коллектива, родителей – принесет успех. А успех – это наиболее эффективная реализация целей и задач воспитания подрастающего поколения. Важно, что для развития человека необходимо наличие постоянной системы стимулирующих и направляющих подкреплений, в роли которых выступает успех. Именно успех придает силы, веру в возможность преодоления любых препятствий, создает основу для формирования высокой самооценки.

Пришло время подвести итог работы с классом.

В результате у меня сложилась модель одаренного ребенка:

*личность, здоровая физически, духовно — нравственно и социально;

*личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющими средствами и способами исследовательского труда;

*личность, способная осуществить самостоятельно продуктовую деятельность;

*личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;

*личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;

*личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.

Цели, которые определила в начале работы с классом, достигнуты. В полной мере, частично – судить не только мне. Но результат на лицо: класс по уровню своего развития и успешности обучения заметно выделяется в параллели своих сверстников. Активность, собранность, знание своего дела, достоинство, раскрепощенность, общительность, сплоченность, мастерство и качество выступлений во всех конкурсах и открытых мероприятиях, увлеченность театром свидетельствуют о росте самосознания моих воспитанников. Проявилась самостоятельность в организации репетиций, выездов в театры, на экскурсии, в подготовке классных часов, в написании сценариев и проведении праздников.

Говорить о работе с одаренными детьми сегодня очень важно, потому что основной информационный поток устремлен на освещение тем коррекционной педагогики, а вот о детях с особой одаренностью сказано не так уж много. Эта тема остается открытой, вероятно, потому, что не все могут смело заявить о себе, начать экспериментировать, предложить свои новации, несправедливо полагая, что одаренных детей не так уж много. Так давайте же будем внимательны к проявлению талантливости в любых ее проявлениях, даже в самых, на первый взгляд, незначительных! Как сказал в свое время К.Д.Ушинский, “если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего узнать его тоже во всех отношениях”.

Мой эксперимент удался! Следующие классы были столь же сильными, творческими и работоспособными. Но это заслуга не только моя, но и родителей. Ведь именно благодаря их терпению и огромному трудолюбию раскрылся интеллектуальный потенциал детей.

Спасибо, дорогие мои, что вы есть! Работать с вами было истинным наслаждением!