Работа с одаренными Формы и методы работы на уроках православной культуры и во внеурочн

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы на уроках православной культуры и во внеурочное время

В  числе важнейших проблем воспитания и обучения серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Как «увидеть», не «упустить» одаренного ребенка? Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы: -исследовательский; -частично-поисковый; -проблемный; -проективный; Формы работы: — классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания; — консультирование по возникшей проблеме; — дискуссия; — игры.

Все эти методы и формы работы хорошо представлены в УМК «Перспективная начальная школа», по которой я работаю. Работая по новым ФГОСам, я ставлю важнейшей задачей научить ребенка учиться, т.е. добывать знания. Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Я уделяю внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере.

Как правило, у одаренных детей проявляются: -высокая продуктивность мышления; -легкость ассоциирования; -способность к прогнозированию; -высокая концентрация внимания..

Используя дифференцированный подход, я работаю над развитием этих качеств. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, вовсе не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям в будущем. Но ранние признаки способностей у детей родителям и педагогам не следует оставлять без внимания, ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта. Важно, чтобы родители правильно относились к особенностям своего ребенка. Часто чрезмерное увлечение умственной деятельностью, неестественное для ребенка начальной школы, вызывает у родителей тревогу и озабоченность, и в таком случае важно не обрушить на голову ребенка все свои сомнения и страхи. В других семьях одаренность ребенка как дар, который сулит большое будущее. Ребенком восхищаются, гордятся им, развивая в нем тщеславие и высокое самомнение. Одаренные дети нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и критикеНо одаренные дети, дети с ранним расцветом интеллекта встречают трудности, непонимание не только дома, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание, но как бы педагог не старался относиться к ученикам индивидуально, имея дело с целым классом, он лишен возможности ориентироваться на сильных учеников. Способные ученики нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам. Иначе, часть детей с ранним подъемом способностей, в конечном счете, приспособятся к общим требованиям, потеряют свою самостоятельность, любознательность и творческие порывы, а их реальные возможности останутся невостребованными. Чтобы этого не случилось, на своих уроках я стараюсь увлечь и максимально нагрузить каждого ученика, учитывая его возможности. Во втором классе мы познакомились с новым предметом «Православная культура». Мои ребята проявили большой интерес к этому предмету. Ведь еще в первом классе мы организовывали экскурсии в музей, ездили к «Громобойному источнику» в с. Октябрьская готня, ходили в Свято-Никольский храм, преклонялись могилке Серафима Тяпочкина. Ещё тогда у них появилось много вопросов, которые теперь помогают разрешить уроки Православной культуры. Ведь на этих уроках дети непринужденно познают «Красоту Божиего мира», узнают о самом красивом событии зимы – «Рождестве», о праздниках радости, готовятся к встрече весеннего праздника «Пасхи». Используя иллюстрации, фонограммы, презентации, творческие задания удается сделать эти уроки интересными и желанными. Подводя итог изученной темы, мы проводим коллективную работу. Недавно ребята с увлечением оформляли панно «Сотворение мира». С удивительной активностью многие ребята принимают участие в предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах, различных конкурсах и викторинах, словесных играх и забавах, выполняют творческие задания. Весь класс занят во внеурочной деятельности. Ребята посещают бассейн (в соревновании заняли два первых места), танцуют (конкурс в г. Курске), тхэквондо (имеет желтый пояс), вокально-хоровой (есть солисты), многие, посещая школу искусств, учатся рисовать. Конечно, многое зависит от родителей. Но родители моих учеников всегда активно поддерживают все хорошие начинания, организовывают экскурсии, коллективные дела. Во всем принимают участие. И это, конечно, дает свои результаты.

Участвуя в фотоконкурсе «Земля Российского подвига» и «Моё святое Белогорье» учащиеся нашего класса заняли призовые места, на Всероссийский конкурс «Мой храм» было отправлено 10 работ. Все участники получили дипломы. А какие работы были представлены на Международный конкурс «Красота Божьего мира»! Ребята с удовольствием участвуют в ярмарках «Веселая масленица» и «Пасхальная». Во всероссийских конкурсах прикладного искусства и исследовательских работ заняли призовые места, получив дипломы и грамоты. Участвовали мы и во всероссийской дистанционной олимпиаде по русскому языку. Заняв два призовых места , получили дипломы. Многие ученики с нетерпением ждут наших традиционных олимпиад: «Русский медвежонок». «Кенгуру», «Чип». Я хочу отметить, что активность моих учеников с возрастом только увеличивается. Участвовать и побеждать хотят даже те, кто сначала боялся или стеснялся. Сейчас мои «шестиклассники» тоже активно участвуют в различных конкурсах и олимпиадах. Занимают призовые места. Ведь одаренные дети всегда есть и всегда будут. Их надо вовремя «увидеть» и «поддержать»