Работа с родителями_67207

Повышение роли семьи в воспитательно-образовательном процессе

Пояснительная записка

Работа с родителями учащихся специальных (коррекционных) классов является важным направлением деятельности классного руководителя. Только в тесном контакте с родителями, можно добиться положительных результатов в подготовке умственно отсталых детей к жизни и к труду

Е.А. Гордиенко и Г.С. Юсупова в работе “Совместная работа школы, семьи и общественности по физическому воспитанию учащихся вспомогательной школы приходят к выводу, что “можно было бы иметь несравненно большие положительные результаты, если бы с момента выявления у ребенка дефектов осуществлялось правильное и корригирующее семейное воспитание. А чтобы это воспитание было правильным и достаточно эффективным, родители должны иметь соответствующую педагогическую подготовку, в известной мере овладеть специальной методикой воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью». ”

Наличие разных групп родителей обуславливает дифференцированный подход к работе по пропаганде медико-педагогических знаний среди них, более активное привлечение их к воспитанию аномальных детей, предполагает оказание действенной помощи в организации семейного воспитания и улучшения бытовых условий.

По мнению С.Д. Забрамной: “Очень важно выработать единую линию работы с детьми, как педагогам, так и семье. Помощь родителей детям должна быть разумной и иметь коррекционную направленность; необходимо единство и в использовании мер воспитательного воздействия”.

Содержание программы

Цель: Повышение роли семьи в воспитательно-образовательном процессе

Задачи

Условия решения поставленных задач

Мероприятия

Привлечение родителей в работу по развитию социально значимых умений и навыков

Формирование у родителей сознательного отношения к своему ребенку как к особому, к его психологичес-кому принятию больного ребенка

Создание психологического комфорта в школе

Проведение совместных мероприятий ОУ и семьи

Разработка программы работы с родителями по обеспечению комфортного взаимодействия с детьми, принятию собственного ребенка

Проведение обучающих семинаров для родителей

Создание на сайте школы рубрики для родителей «Мой особенный ребенок»

— Выработка единых целей и задач воспитания и образования личности ребёнка, как в школе, так и в семье

— Обучение родителей методам и методикам воспитания.

-Более глубокое проникновение педагогов в цели и задачи семьи по воспитанию и образованию ребенка.

-Наличие активно работающих на добровольных началах инициативных групп родителей в каждом классе.

— Консультирование родителей по вопросам воспитания детей специалистами службы сопровождения.

— Создание инициативных групп родителей.

— Выработка единой комплексной программы специалистами школы, направленной на воспитание и дальнейшую социализацию воспитанников.

— Проведение совместных общешкольных праздников и вечеров совместно с родителями.

-Проведение совместно с родителями открытых уроков и занятий.

Наиболее общими линиями, по которым проходит воспитание умственно отсталого ребенка в семье, являются:

определение оптимальных отношений к ребенку родителей и других членов семьи;

регулирование процесса формирования взаимоотношений с членами семьи и другими членами;

специальная организация жизни, поведения, познавательной и трудовой деятельности ребенка;

организация систематического обучения детей, направленного на коррекцию обнаруженных недостатков;

содействие родителей школе в успешном решении задач, поставленных перед ними.

Педагог должен хорошо представлять себе формирующуюся роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы, педагогу и следует выбирать направления и формы работы с родителями.

Для выработки единых линий коррекционно-воспитательного воздействия школы и семьи на учащихся в программе используются различные формы работы с родителями.

Индивидуальная форма работы.

Классные родительские собрания.

Общешкольные собрания.

Работа с родительским активом.

Т.И. Пороцкая приходит к выводу, что “в процессе реализации всех форм работы с родителями воспитанников специальных (коррекционных) классов решает одну из главных задач этой работы – педагогическое просвещение родителей и повышение их культурного уровня средствами педагогической пропаганды”.

Школа не должна жалеть усилий на то, чтобы формировать, поддерживать, усиливать чувство привязанности школьников к семье, и делать это, постоянно ведя кропотливую работу с семьей, стимулируя положительные проявления в семейных взаимоотношениях, стремясь разбудить теплые, добрые чувства детей и родителей друг к другу. Задача классного руководителя подсказать учащимся, как относиться к родителям, как попытаться изменить их жизнь, их поведение к лучшему.

В практической работе с родителями учащихся используются как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия.

Все предложенные формы можно разделить на 3 группы:

Формы связи классного руководителя и семьи.

Индивидуальные

Групповые

Коллективные

посещение на дому;

приглашение в школу;

индивидуальные консультации педагога;

переписка;

родительский лекторий;

тематические консультации;

классные детские мероприятия;

родительские вечера.

классные родительские собрания;

общешкольные родительские собрания;

дни открытых дверей;

концерты;

выставки учебных работ;

творческие отчеты.

Индивидуальные формы.

1. Посещение семьи на дому.

Посещая учащихся на дому, выясняются условия семейного воспитания. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку, об ориентации родителей в вопросах воспитания позволяла индивидуально работать с семьей, а также более точно определить направления и средства коррекционного воздействия на ребенка в школе. Нас интересуют условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не имея этих сведений, нельзя оказать ученику необходимой поддержки.

При посещении учащегося на дому соблюдаются следующие правила:

проявлять высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинать с похвалы и комплиментов;

исключать жалобы на ученика, говорить о проблемах, подсказывать пути их решения;

беседовать в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требовать конфиденциальной встречи;

не предъявлять претензий к родителям;

всячески подчеркивать свою заинтересованность судьбой воспитанника;

советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уровень своих требований и возможности семьи;

договариваться о конкретных совместных делах;

не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в сложных случаях, выражать осторожный оптимизм.

2. Приглашение в школу.

Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался. Для участия ребенка в театральной постановке, надо помочь ему изготовить костюм, поучить с ним слова роли и т. д.

Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость. Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе.

3. Индивидуальные консультации педагога.

Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем.

Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей. В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.).

4. Переписка.

В работе с родителями переписка используется довольно широко. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или очень далеко живут.

Групповые формы.

1. Родительские лектории.

Задачи лектория многообразны: познакомить родителей с системой коррекционно-воспитательной работы во вспомогательной школе, сообщить знания из различных разделов дефектологии, дать практические советы и рекомендации по воспитанию умственно отсталого ребенка в семье и т.д.

Тематика родительских лекториев на учебный год.

Январь —

“Причины возникновения осложнений в развитии детей”.

Февраль —

“Своеобразие развития детей”.

Март —

“Некоторые пути ослабления и преодоления своеобразного развития детей”.

Апрель —

“Особенности поведения учеников младших классов”.

Май —

“Организация свободного времени детей в период летних каникул”.

Сентябрь —

“Трудовая деятельность — основа воспитания детей с ограниченными возможностями. Воспитание у детей потребности трудиться”.

Октябрь —

“Формирование у учащихся санитарно-гигиенических навыков”.

Ноябрь —

“Внимание школьников. Пути повышения уровня внимания”.

Декабрь —

“Совместная работа семьи и школы в преодолении ребенком трудностей, испытываемых при изучении материала”.

Такая планомерная и целенаправленная работа под руководством квалифицированных педагогов-дефектологов дает возможность родителям глубже изучить индивидуальные психофизические особенности детей, выявить источники отклонения от норм поведения, более правильно подойти к решению педагогических задач, использовать рекомендованные формы и методы для их решения.

2. Тематические консультации.

Тематические консультации рекомендуется проводить 1 раз в четверть для всех желающих. Их проводят специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения конкретной проблемы. Это социальный педагог, психолог, представитель правоохранительных органов и т.д.

Таб. 3.

Тематика консультаций для родителей.

I четверть —

“Режим дня и его значение для учащихся” (школьный врач)

II четверть —

“Курение и статистика” (социальный педагог)

III четверть —

“Плохая память. Как ее развить?” (школьный психолог)

IV четверть —

“Трудный ребенок. Какой он?” (представитель из детской комнаты милиции)

3. Родительские вечера.

Родительский вечер – это праздник общения родителей.

Свободная беседа родителей друг с другом, обмен опытом разрешения различных ситуаций в своих семьях помогает иначе воспринимать трудности, лучше понять индивидуальные особенности ребенка, расширить возможности воспитания.

4. Классные детские мероприятия.

В течение учебного года внутри класса обычно проводятся различные мероприятия (дни именинников; чаепития, приуроченные к каким-либо праздникам и т.д.).

Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями.

Коллективные формы.

1. Классные родительские собрания.

К организации и проведению родительских собраний привлекаются дети, т.к. они любят бывать в школе вместе с родителями. Проведение детских концертов, рассчитанных на 15 – 20 минут, является дополнительным стимулом для посещения собраний и активизации совместной педагогической деятельности.

Предлагаемые родительские собрания призваны стать для них “школой просвещения”, расширить их кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями.

2. Родительские дни.

“День открытых дверей” предлагаю проводить один раз в году. Родители могут посетить любые уроки. Организовывается школьная выставка, которая отражает результаты работы кружков, труд школьников в мастерских. В заключении участники художественной самодеятельности организовывают для родителей творческий отчет.

Такая форма работы с родителями дает им возможность увидеть реальные успехи своих детей в учебе и труде. У них укрепляется вера в возможности детей.

4.Концерты.

Весь учебный год разбит на месячники, которые имеют определенную тематику. Раз в месяц в школе проводятся праздники, концерты общешкольного уровня.

Январь —

Спортивный праздник “Мама, папа, я – дружная семья”

Февраль —

Праздник “День Защитника Отечества”

Март —

Праздник “Для милых мам”

Апрель —

Концерт “Весенние трели”

Май —

Праздник “Они защищали Родину”

Сентябрь —

Праздник “Семья, семейные ценности”

Октябрь —

Праздник “Дорогою добра”

Ноябрь —

Мероприятия «День матери»

Декабрь —

Новогодний праздник “В гостях у Деда Мороза”

Практика показывает, что после посещения праздников большинство родителей не остаются равнодушными, у них даже снова возникает желание оказать помощь школе в организации воспитательной работы.

5. Творческие отчеты.

Творческие отчеты служат для подведения итогов работы различных кружков художественной самодеятельности. Чаще всего используются не как самостоятельная форма, а включаются в общешкольные праздники, концерты и другие формы воспитательной работы.

6. Выставки работ.

Подобная форма работы также используется в основном, как сопутствующая другим формам, а не самостоятельная.

Так, например, выставки организовывают во время проведения дня открытых дверей, концертов, родительских собраний и т.д.

Выставки являются своеобразным стимулом для детей, желающих, чтобы родители похвалили и оценили по достоинству их труд.

В классе планируем оформить “Уголок для родителей” , из которого они могут узнать, как проводится учебно-воспитательная работа в классе.

Известные трудности возникают в работе с родителями, которые сами нуждаются в перевоспитании, а также с родителями, дети которых являются правонарушителями. Классный руководитель ведет строгий учет таких неблагополучных семей, поддерживает постоянную, деловую связь с работниками детской комнаты милиции.

Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье и школе.

План работы с родителями на 2012/2013 учебный год

№ п/п

Содержание работы

Отметка о выполнении

Дата проведения

1

Исследование психологического климата семьи

сентябрь

2Выставка овощей с личных подсобных участков.

сентябрь

3

Родительский лекторат“Трудовая деятельность — основа воспитания детей с ограниченными возможностями. Воспитание у детей потребности трудиться”.

сентябрь

4

Диспут « Как воспитать патриота?»

октябрь

5Родительский ринг «Трудности школьного урока. В чем они состоят?» Итоги 1 четверти.

октябрь

6Открытое внеклассное мероприятие «День матери» 

Консультация «Поведение школьников в общественных местах»

ноябрь

7Родительское собрание» Как воспитать в ребёнке ответственность за свои слова и поступки?»Консультация по теме: «Права и обязанности родителей»

ноябрь

8Классное собрание «Агрессия, ее причины и последствия»

Семейная выставка «Умелые руки».

декабрь

9

Новогодний праздник “В гостях у Деда Мороза”

декабрь

10

Родительский вечер « Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?»

январь

11

Спортивный праздник “Мама, папа, я – дружная семья”

январь

12

Открытое мероприятие“Трудный ребенок. Какой он?” (представитель из детской комнаты милиции)

февраль

13

Праздник “День Защитника Отечества”

февраль

14Родительское собрание «Воспитание доброты и милосердия у детей».

март

15

Праздник “Для милых мам”

март

16

Родительский лекторий “Причины возникновения осложнений в развитии детей”.

апрель

17

Концерт “Весенние трели”

апрель

18

Родительское собрание «Дети и насилие» консультация “Особенности поведения учеников младших классов”.

апрель

19

Родительское собрание «Профилактика вредных привычек школьников» Беседа «Организация летнего отдыха учащихся»

май

20

Открытое мероприятие « Наши достижения» Итоги года.

май

21

Индивидуальные беседы с родителями:

организация питания,

успеваемость детей,

пропуски занятий,

состояние здоровья,

особенности поведения,

режим дня,

ведение дневников и т.д.

В течение года