Работа с текстами

3 класс

Пчела и муха

Вот какую притчу рассказал однажды старец Паисий Святогорец.На лугу росло множество цветов. Здесь были и белые благоухающие лилии, и гиацинты, и высокие синие ирисы. И маленьким цветочкам тоже нашлось место в траве. Ветер наклонял их, весело колыхал траву и листья, и аромат разносился далеко-далеко!Над поляной, над цветами трудились пчёлки. Они собирали сладкий нектар, чтобы подкормить молодняк в улье и запастись едой на долгую холодную зиму.Сюда-то и прилетела муха. Она недовольно жужжала и оглядывалась.Одна маленькая пчёлка, оказавшаяся здесь в первый раз, вежливо спросила муху:– Не знаете ли вы, где здесь белые лилии?Муха насупилась:– Не видела я здесь никаких лилий!– Как? – воскликнула пчёлка. – Но мне говорили, что на этом лугу должны быть лилии!– Цветов я тут не видела, – пробурчала муха. – А вот недалеко, за лугом, есть одна канава. Вода там восхитительно грязная, а рядом столько пустых консервных банок!Тут к ним подлетела пчёлка постарше, державшая в лапках собранный нектар. Узнав, в чём дело, она сказала:– Правда, я никогда не замечала, что за лугом есть канава, но я столько могу рассказать о здешних цветах!– Вот видишь, – сказал отец Паисий. – Бедняжка муха только и думает о грязных канавах, а пчёлка знает, где растёт лилия, где – ирис, а где – гиацинт.И люди так же. Одни похожи на пчёлку и во всём любят находить что-то хорошее, другие – на муху и во всём стремятся увидеть только дурное. А ты на кого хочешь быть похожим?

(235 слов)(М. Алёшин)

Прочитай текст «Пчела и муха» М. Алёшина. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. В какое время года происходят события, описанные в тексте? (Возможны два верных ответа.)

а) Зима; б) весна; в) лето; г) осень.

2. Множество каких цветов росло на лугу?

a) Лилии, гиацинты, ирисы;б) лилии, гиацинты, ирисы, тюльпаны;в) лилии, гиацинты, ирисы, маленькие цветочки.

3. Определи персонажей произведения.

4. Что делали на поляне пчёлки?

5. Каким словом характеризует действия пчёл автор?

а) Трудились;б) весело летали;в) грелись на солнце.

6. Почему маленькая пчёлка не знала, где растут белые лилии?

7. Почему муха не видела на лугу лилий? (Возможны два ответа.)

а) Она оказалась на лугу в первый раз;б) лилии её не интересовали;в) её интересовала только грязная канава.

8. Восстанови деформированный план прочитанного произведения.

а) «А ты на кого хочешь быть похожим?»б) Ароматная поляна.в) Диалог маленькой пчёлки с мухой.г) Сбор нектара.д) Каждый видит только то, что его интересует.

9. Составь план текста из трех пунктов.

10. Охарактеризуй пчёлок. (Какие они?)

11. Охарактеризуй муху. (Какая она?)

12. Ответь на вопрос автора: «А ты на кого хочешь быть похожим?» Почему?

Правильные ответы к заданиям

 

А

Б

В

Г

Д

1

 

+

+

 

 

2

 

 

+

 

 

3

Пчёлки, муха, отец Паисий

4

Собирали сладкий нектар

5

+

 

 

 

 

6

Она оказалась на лугу в первый раз

7

 

+

+

 

 

8

5

1

3

2

4

4 класс

Плясунья

Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!Дождь, слякоть, холод, прямо – бр-р-р!.. В такую погоду добрый хозяин собаку из дому не выпустит.Решил и я свою не выпускать. Пусть дома сидит, греется. А сам взял бинокль, оделся потеплее, надвинул на лоб капюшон – и пошёл! Любопытно все-таки поглядеть, что в такую непогоду зверье делает.И только вышел за околицу, вижу – лиса! Мышкует – промышляет мышей. Рыскает по жнивью: спина дугой, голова и хвост к земле – ну чистое коромысло.Вот легла на брюхо, ушки торчком – и поползла: видно, мышей-полёвок заслышала. Сейчас они то и дело вылезают из норок – собирают себе зерно на зиму.Вдруг вскинулась лиска всем передом, потом пала передними лапами и носом на землю, рванула – вверх взлетел чёрный комочек. Лиса разинула зубастую пастишку, поймала мышь на лету. И проглотила, даже не разжевав.Да вдруг и заплясала! Поскакивает на всех четырёх, как на пружинах. То вдруг на одних задних запрыгает, как цирковая собачка: вверх-вниз, вверх-вниз! Хвостом машет, розовый язык от усердия высунула.Я давно лежу, в бинокль за ней наблюдаю. Ухо у самой земли – слышу, как она лапками топочет. Сам весь в грязи вымазался. А чего она пляшет – не пойму!В такую погоду только дома сидеть, в тёплой сухой норе! А она вон чего выкомаривает, фокусы какие ногами выделывает!Надоело мне мокнуть – вскочил я во весь рост. Лиса увидала – тявкнула с испугу. Может, даже язык прикусила. Шасть в кусты – только я её и видел!Обошёл я жнивьё и, как лиса, все себе под ноги гляжу. Ничего примечательного: размокшая от дождей земля, порыжелые стебли. Лёг тогда по-лисьему на живот: не увижу ли так чего? Вижу: много мышиных норок. Слышу: в норках мыши пищат. Тогда вскочил я на ноги и давай лисий танец отплясывать! На месте подскакиваю, ногами топочу.Тут как поскачут из-под земли перепуганные мыши-полёвки! Из стороны в сторону шарахаются, друг с другом сшибаются, пищат пронзительно… Эх, был бы я лисой, так…Да что тут говорить: понял я, какую охоту испортил лисичке.Плясала – не баловала, мышей из их норок выгоняла… Был бы у неё тут пир на весь мир!Оказывается, во какие звериные штучки можно узнать в такую погоду: лисьи пляски! Плюнул бы я на дождь и на холод, пошёл бы других зверей наблюдать, да собаку свою пожалел. Зря её с собой не взял. Скучает, поди, в тепле-то под крышей.

(383 слова)(Н. Сладков)

Прочитай текст «Плясунья» Н. Сладкова. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. В какое время года происходят события, описанные в тексте?

а) Зимой; б) весной; в) летом; г) осенью.

2. Обоснуй свой ответ словами из текста.

3. Выпиши из текста устойчивое выражение, характеризующее погоду.

4. Определи верное значение слова жнивьё.

а) Поле с созревшими зерновыми культурами;б) поле, засеянное льном;в) невспаханное поле с остатками соломы на корню, с которого (поля) сжаты хлеба.

5. Определи значение слова околица в данном тексте.

а) Изгородь вокруг деревни;б) окраина селения;в) окольная, не прямая дорога.

6. С какой целью вышел автор из дому? Запиши ответ словами текста.

7. Какое зверьё встретил автор-рассказчик на поле?

a) Зайца, лису, мышей-полёвок;б) зайца, мышей-полёвок;в) лису, мышей-полёвок.

8. Восстанови последовательность действий лисы при мышковании.

а) Разинула пастишку, поймала мышь на лету;б) пала передними лапами и носом на землю;в) легла на брюхо, поползла;г) рванула;д) вскинулась всем передом;е) проглотила, даже не разжевав.

9. Какие образные выражения использует автор, описывая пляску лисы?

10. Какой опыт проделал автор-рассказчик, чтобы разгадать причину пляски лисички?

11. Запиши разгадку пляски лисоньки.

12. Восстанови последовательность пунктов плана прочитанного текста.

а) Отплясывание лисьего танца автором-рассказчиком.б) Лисья пляска.в) Поход за околицу.г) Тайна разгадана.д) Мышкование лисицы на жнивье.е) Желание разгадать тайну поведения лисы.

13. Составь план текста из трёх пунктов.

14. Что нового из жизни природы ты узнал?

Правильные ответы к заданиям

 АБВГДЕ1  +   2

Дождь, слякоть, холод

3

Третье предложение

4  +   5 +    6

Седьмое предложение

7  +   85314269

Как на пружинах, как цирковая собачка, выкомаривает, фокусы какие ногами выделывает

10

Сам сплясал лисий танец

11

Шестое предложение с конца

12531624 INCLUDEPICTURE «http://nsc.1september.ru/2010/07/20.gif» \* MERGEFORMATINET