Работа с текстом_1823

Работа с текстом

Цели :

систематизировать приёмы работы с текстом

развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности.

Задачи:

изучить и проанализировать методическую и психологическую литературу по проблеме ;

определить наиболее эффективные приемы работы с текстом

Актуальность исследования: формирование речевых умений у младших школьников

Гипотезой исследования является предположение о том, что целенаправленная, последовательная и систематическая работа над анализом художественного текста, могла бы оказаться эффективной для формирования речевых умений, обеспечивающих речевую деятельность

Методы:

анализ методической и психологической литературы по данной проблеме; педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся в учебном процессе

Теоретическая значимость: связь между анализом и изложением текста

Практическая значимость:

в работе представлена система приемов и упражнений по совершенствованию умений работы с текстом.

. Для школьника развитие связной речи имеет исключительное значение, так как выступает решающим фактором успешного овладения всеми учебными предметами В методической науке неоднократно предпринимались попытки создать систему обучения связной речи. Н.С. Рождественский и В.А. Кустарева в основу системы обучения связной речи положили композиционное усложнение текстов.

В разработанной Н.А. Пленкиным системе основой выступают типы речи: повествование, описание, рассуждение.

Е.И. Никитиной в качестве основы выделена совокупность речеведческих понятий, овладение которыми предусматривается в системе упражнений, охватывающих все виды речевой деятельности — чтение, письмо, говорение, слушание, которые обеспечивают восприятие, воспроизведение и порождение речи.

Научить младшего школьника воспринимать мудрость жизни, заложенную в художественном слове, — главная задача учителя. На уроках литературного чтения по учебникам Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и были найдены ответы на вопросы, как научить по-настоящему читать и любить книгу. В этих учебниках и рабочих тетрадях заложен поисковый метод обучения, вопросы и задания, которые приучают детей постоянно находить и открывать «секреты» художественного текста, учат высказываться в устной и письменной форме, участвовать в дискуссиях, с уважением относиться к мнению своих одноклассников и аргументировать свое высказывание, опираясь на текст.

Текст предстаёт перед учеником не просто как самостоятельная ценность, а вписывается в исторический процесс развития детской литературы.- это приводит к необходимости уже на первом этапе обращаться к фамилии автора, знаниям и представлениям учащихся о нём, его книгах, жанровым особенностям текста. Ребёнок , рассматривая иллюстрацию, высказывает предположение о теме, героях, содержании, находит ключевые слова.

. Целостный подход к анализу требует изучения отдельных элементов художественного текста в их отношении к целому, поэтому частные умения направлены на анализ языка, сюжета, композиции, системы образов в их взаимосвязи и способствует постижению художественной идеи.

. 1.упражнения конструктивного и творческого характера по определению темы текста и его главной мысли,

2. разбивка текста на части (вводится понятие «абзац»), составление плана.

3. графическое изображение образа, его коррекция, с учетом авторского замысла, анализ художественного текста.

4. пересказ текстов (коллективное исправление речевых ошибок).определение типов текстов

5.. выделение в тексте языковых средств языка, характеризующих художественные образы, использование собранного материала при составлении связного устного рассказа и при изложении его письменно

.6. написание сочинений :по данному началу, по заключительной части; по серии картинок, по наблюдениям и воспоминаниям

в различных стилях (художественный, научный, разговорный)

и типах речи (повествование, описание, рассуждение).

7. редактирование собственных текстов (в парах, в группах).

8. Написание изложения текста (его части) после исправления речевых ошибок в устном изложении.

Первичное восприятие текста, как правило, обеспечивается таким приемом, как чтение учителем вслух. Во время чтения учителя книги у детей закрыты, их внимание полностью направленно на слушание произведения и сопереживание учителю — чтецу. Выбор такого приема для первичного восприятия аргументируется несовершенством навыка чтения детей младшего школьного возраста. Однако на поздних этапах обучения чтению (III-IV класса) могут быть использованы и другие приёмы: чтение текста специально подготовленными детьми; чтение текста детьми по цепочке; комбинированное чтение — когда учитель и вызванные ученики читают текст попеременно

Проверка первичного восприятия — это уяснение учителем эмоциональной реакции детей на произведение и их понимания общего смысла произведения. Самый удобный прием для этого -беседа. Неотъемлемым элементом анализа произведения должна стать словарная работа. Уточнение лексического значения слов помогает прояснить содержание, включает воображение детей, помогает уяснить авторское отношение к изображаемым событиямМ.С. Соловейчик указывает, что именно работа над образами в их взаимодействии представляет собой анализ художественного произведения. В процессе разбора учащиеся должны понять и характеристику образа (героя, пейзажа и т.д.), и смысл этого образа, т.е. нагрузку, которую он несет в общей структуре произведения. Для этого :

1. проводится работа над характером героя с опорой на сюжет. Кроме того, героя характеризуют его речь и ремарки автора (пояснения относительно внешности, особенностей поведения действующих лиц).

2. рассматриваются взаимоотношения героев произведения. При этом необходимо, что бы дети поняли мотивацию, причины поведения персонажей.

3. если в произведении имеются описания пейзажей или интерьера, рассматривается их роль в тексте.

4. на основе анализа взаимодействия образов выявляется идея произведения. Понимание идеи вплотную приближает учащихся к осознанию позиции автора-собеседника, потому что идея — это то, что именно хотел сказать автор своим произведением.

Если произведение затронуло чувства читателя, вызвало его размышления, то после завершения чтения он испытывает потребность ещё раз вернуться к прочитанному, воссоздать в своем воображении отдельные эпизоды, перечитать понравившиеся отрывки. Дети не испытывают больших затруднений при написании сочинений. В нашей школе был объявлен конкурс «Зачем я изучаю русский язык.» Предлагаю Вашему вниманию несколько работ :

« Я учу русский язык, потому что это мой родной язык. На этом языке говорили все мои предки, говорю я сама, все мои родные и близкие.

Изучая язык, я учусь правильно говорить, писать , читать, правильно произносить те или иные слова ,ведь в русском языке до сих пор встречаются слова, которые люди говорили раньше, а сейчас они редко употребляются.

Русский язык очень мелодичный. Вы только вслушайтесь, как « поют» звуки : Забавушка , Оленька, Дуняша, доченька, мамочка . Суффиксы и приставки чудесным образом преобразуют слова, делая их добрыми и злыми, заботливыми и беспечными, нежными, ласковыми, загадочными.

Ведь недаром говорят, что русский язык великий и могучий»

Ертаева Юля

« Зачем я изучаю русский язык ?А затем, что он мне поможет в жизни. Русский язык помогает мне развивать речь, делая её красивой, богатой, точной и правильной. Я постигаю устройство языка, его законы. Люди понимают и с удовольствием общаются со мной. А во время общения друг с другом, когда я слушаю или говорю, пишу или читаю, я пополняю свой словарный запас»

Комиссаров Боря

« Зачем я учу русский язык? На этот вопрос можно ответить с лёгкостью, но надо подумать.

Русский язык-это ,прежде всего, речь, которой ты овладел. Я мог бы сейчас позвонить в другую страну и узнать, чем можно помочь, пригласить в гости мальчика или девочку, чтобы они не пропускали уроки в школе. Я мог бы обратиться ко всем людям Земли и попросить их не причинять вред друг другу. Если бы я мог свободно общаться со своими сверстниками из других стран, больше бы узнал о культуре и традициях.

Я делаю вывод: русский язык надо учить всем людям на нашей планете.»

Реховский Кирилл

« Я вам расскажу , для чего я изучаю русский язык. Во-первых, чтобы быть грамотной. Во –вторых, чтобы правильно разговаривать. Я люблю работать со словарём. Знаете, как это интересно! Оказывается, слова блин и мельница– родственники. Они оба произошли от слова млинъ ,что означает жернов, нечто круглое. Таким образом, блин вовсе и не был блином , а был он млином. Это потом м перешло в б .

Значит, изучая язык, я узнаю много нового и интересного. Это приносит пользу мне, да и другим я могу быть полезной.»

Лесто Алина

Литература

. Стуколкина Г.П. Анализ художественного текста (через построение схемы системы образов) в процессе развивающего обучения в начальной школе // Начальная школа до и после. — М.: Баласс, 2007.

Работы Н.С. Рождественского, В.А. Кустаревой, Е.И. Никитиной , Н.А. Пленкина.