Работа с текстом_37201

Главной задачей начальной школы является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умение вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова.

Задача учителя не только научить детей читать, но и научить понимать художественный текст, чувствовать его, видеть за строчками переживания автора, понимать то, о чем он хотел сказать, т.е. научить детей анализировать текст.

Анализ содержания произведения направлен на выяснение его темы и идеи, его сюжета и композиции, его образов и художественных средств изображения.

Выяснение идеи — это стержень анализа, совместная поисковая деятельность учителя и учащихся над произведением. Если попытаться вникнуть в глубину работы над художественным произведением на уроке чтения, то нетрудно заметить, что раскрытие идеи объединяет все компоненты анализа (работу над образом, композицией, художественно-изобразительными средствами).

Основываясь на идее, учитель создает систему вопросов и заданий, в итоге выполнения которых школьники осознают замысел писателя.

В начальных классах школы, согласно действующей программе, учащиеся специально не знакомятся с темой и идеей произведения, не вводятся и данные термины. Однако в практике обучения младших школьников вполне оправдывает себя такой подход к анализу художественного произведения, согласно которому выясняется, о чем рассказывает писатель (иначе говоря, какова тема произведения) и что он хотел сказать читателю (какова главная мысль рассказа). Иногда об идее произведения учитель спрашивает, ставя вопрос: «Чему учит рассказ, сказка, басня?»

Для понимания идейно-тематической основы произведения чрезвычайно важно развить у учащихся внимание к его названию. Поиск ответа на вопрос, почему автор так назвал свой рассказ или стихотворение, сказку, нередко одновременно является и размышлением над главной мыслью произведения

Итак, современный подход к анализу художественного произведения в I—III классах требует развития у учащихся умения вникать и понимать идейную направленность произведения. Однако, видимо, в равной мере плохо, если учитель ограничивает работу над произведением только выяснением фактического содержания или если он слишком большое внимание уделяет раскрытию идеи. Последнее может привести к тому, что дети потеряют интерес к рассказу, стихотворению, басне как произведению искусства, и мы лишим их радости общения с писателем, прелести эмоционального воздействия художественного произведения, которое привлекает к себе не только силой мысли, но и красотой слова, живостью изображения. Поэтому

учитель должен постоянно заботиться о целостном анализе произведения: работа над раскрытием идеи означает одновременную работу над особенностями действующих лиц, изобразительными средствами текста, навыком осознанного и выразительного чтения (учащиеся неоднократно обращаются к тексту, читают его вслух и про себя, подбирая материал в соответствии с заданием, предложенным учителем или учебной книгой.

Большое значение в работе над произведением имеет осмысление финала произведения, ведь в том, как автор завершает сюжет, проявляются его главные позиции в оценке героев и их поступков. Чтобы читатели поняли роль и значение финала произведения, можно применить прием: рассказ не дочитывается до конца, закончить который должны дети. После того как выслушаны ответы детей, дочитываем рассказ до конца и сравниваем авторский вариант с детским, что помогает выявить авторскую идею.

В завершении анализа текста учащиеся осмысливают его название, поскольку у автора в название вынесен на поверхность смысл, идея произведения, она, запрятанная в тексте, извлекается из него при анализе произведения.

Анализируя текст, читатели идут вслед за автором, по сюжету, двигателем которого является герой. Его образ складывается из описания внешности, поступков, мотивов и последствий поступков, т.к. в произведении герой не один, дети, следуя по сюжету, фиксируют появляющиеся образы героев в виде кружочков, а стрелками отмечают их отношения. В итоге у детей появляется схема, в которой представлена структура произведения, что помогает ученикам увидеть героев, разобраться в их взаимоотношениях и выйти на идею произведения.

Покажем на примере рассказа В.Осеевой «Три товарища», как выводится идея произведения из анализа системы образов:

Читая рассказ, дети выстраивают систему образов, обозначая кружочками появляющихся героев.

Анализируя их отношения, определяют их сущность, записывая ее в краткой форме, взятой из текста или сформулированной своими словами над стрелками. В результате работы получается, что Миша и Коля дают лишь советы, как нести завтрак, чтобы не потерять его, а Вова молча делится с Витей.

Идея рассказа становится понятной: «Друг познается в беде», «Настоящий друг помогает делом, а не советом».

Окончательный вид схемы.

EMBED MSPhotoEd.3

Настоящее переживание и глубокое понимание художественного произведения возможно только при перечитывании. Перечитывание текста это прием, в котором сплетается работа по углубленному пониманию текста и развитию навыка чтения. Отвечая на тот или иной вопрос, высказывая свою точку зрения, ученик ищет подкрепление своим мыслям, суждениям и чувствам, обращаясь к нему вновь и вновь. Существуют различные виды перечитывания текста: выборочное, повторное, индивидуальное, групповое и хоровое чтение.

Для более сознательного и глубокого понимания содержания текста произведения практикуется составление плана. План помогает учащемуся выделить основную мысль, установить последовательность событий, понять взаимосвязь между отдельными частями текста.

Работа над планом развивает речь и мышление учащихся, школьники учатся делить текст на законченные в смысловом отношении части, находить основное в каждой части, кратко и четко формулировать главную мысль в виде заголовка части текста или пункта Для более сознательного и глубокого понимания содержания произведения простого плана.

Работа, подготавливающая детей к составлению плана, проводится уже в период обучения грамоте. Самый простой ее вид — установление соответствия заголовков содержанию маленьких текстов.

Полезно, если дети дадут свой заголовок текста. При этом учитель должен объяснить, почему один заголовок удачен, а другой не подходит (заголовок отражает основную мысль).

Вторым видом работы, подготавливающим детей к составлению плана, является выборочное чтение под руководством учителя. Дети читают те части текста, которые являются ответом на поставленный учителем вопрос.

Выборочное чтение учит выделять из рассказа отдельные частные мысли, развивает умение делить рассказ на части.

Обучение умению составлять план строится с учетом постепенного нарастания трудностей и проводится в определенной системе начиная с I класса

Самым простым видом плана является картинный план. Он наиболее соответствует уровню развития детей I класса.

При использовании картинного плана также следует соблюдать принцип нарастания трудностей. Вначале детям предлагается подобрать к частям текста данные в книге картинки и озаглавить их. Позднее картинки по частям текста не даются готовыми. Их рисуют словесно сами дети. Здесь возможны два варианта составления картинного плана:

1) Рассказ прочитан, проведен анализ по частям. Учитель предлагает нарисовать картинки по рассказу. Спрашивает детей, какую нарисуют первую картинку, какую вторую и т. д. Каждая из картинок подписывается. Учитель записывает заголовки (пункты плана) на доске.

2) После чтения каждой из частей дети рисуют к ней картинку. (Читается первая часть — рисунок,’ вторая часть — рисунок.) Потом картинки еще раз воспроизводятся по порядку и подписываются.

От картинного плана учащиеся переходят к составлению логического плана. К составлению логического плана можно приступить уже в конце I класса.

Виды работ по составлению логического плана:

1) Учитель сам делит текст на части (или текст поделен в книге). На доске (до урока) записываются пункты плана вперемешку. Учащиеся соотносят пункт плана и часть текста.

2) В процессе разбора по частям под руководством учителя дети озаглавливают части, выясняя главную мысль. Заголовки и будут пунктами плана. Заголовки учитель записывает на доске.

3) Учитель говорит, сколько частей в тексте. Дает заголовки (пункты плана). Учащиеся отыскивают части.

4) Даются заголовки. Дети сами делят текст.

Вначале заголовки даются в порядке расположения частей. Потом можно пункты плана переставить — это вносит усложнение. Так постепенно учащиеся подводятся к самостоятельному делению произведения на части и озаглавливанию этих частей, т. е. вырабатывается умение составлять план.

Осознанию содержания текста и его изобразительных средств способствуют все виды пересказа: подробный, сжатый (краткий), выборочный и творческий.

Облегчает равномерность пересказа также деление текста на части, составление плана и пересказ по частям. В этом смысле вспомогательную роль выполняет выборочный пересказ.

Выборочный пересказ бывает следующих видов: пересказ отдельного эпизода, отдельной сцены, по вопросу учителя, отрывка по картинке, по иллюстрации.

Пересказать кратко труднее, чем передать содержание в полном объеме. В кратком пересказе нужно отобрать главное, отсеять второстепенное: школьнику приходится самому определять, что важно в прочитанном, а что не очень важно.

Обучать сжатому пересказу рекомендуется на повествовательном тексте, в котором легко прослеживается действие.

Работа с текстом.

Три этапа работы с текстом.I этап.Работа с текстом до начала чтения.Цель этапа: развитие важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации, по фамилии автора и группе ключевых слов.Последовательные шаги:1) Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая высказывает свои предположения о героях, теме, содержании.2) Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске. Уточняют свои предположения о теме произведения, героях, развитии действия.Учитель ставит задачу провести «диалог с автором» через текст, проверить и уточнить свои первоначальные предположения.Детям на уроках нужно показать, что чтение — это общение не непосредственно, а через текст, созданный автором.II этап.Работа с текстом во время чтения.Цель этапа: достижение понимания текста на уровне содержания.Последовательные шаги:1) Дети самостоятельно читают текст (главу, законченный фрагмент) про себя с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения.2) Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам (2-3 предложения) с комментариями. По ходу чтения, а не после учительзадает уточняющие вопросы на понимание, регулярно возвращает детей к их предположениям, как только текст дает возможность их подтвердить.Например: Что подтвердилось? В чем мы не правы?Словарная работа.Объяснение и уточнение значений слов ведется по ходу чтения. В этом случае работа становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании.

Вопросы, которые задает учитель по ходу чтения, — это вопросы к автору, ответы на них нужно искать или в уже прочитанной части текста, или в той, которую еще нужно прочитать.

Таким образом, дети видят суть процесса «вчитывания» в текст и сами участвуют в нем: идут по тексту вследза автором, попутно думают над смыслом слов, наблюдают, как «разворачиваются» перед ними характеры героев, работают над языком, представляют картины, которые нарисовал автор.3) Задается уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание этой части текста.4) Такая же работа (шаги 1-3) проводится со следующим законченным фрагментом текста, и так до тех пор, пока текст не прочитан до конца.Если текст большой по объему и за один урок до конца не прочитан, то можно предложить детям дома прочитать про себя следующий фрагмент (главу), а на уроке начать сразу с чтения вслух.

Для стимулирования внимательного чтения я использую метод «Чтение с разметкой».Всего отводится 10 – 15 минут, чтение индивидуальное. Здесь можно использовать прием «Инсерт». Как работать по приему «Инсерт». Я раздаю карточки с автобиографией писателя, поэта. Прочитать текст и сделать пометки значками. Эти значки дети ставят по ходу чтения на полях.

«∨» — уже знал «-» — думал по другому

«+» — новое для меня «?» — не понял, есть вопросы